Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа тестовый контроль.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Пример:

ПРОЦЕСС ПОБУЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ  НАЗЫВАЕТСЯ ________________.

    Принцип параллельности предполагает параллельность заданий по содержанию, по форме и по трудности. Параллельность заданий по содержанию обеспечивается применением рассмотренных выше принципов фасетности и обратимости. Использование принципов фасетности и обратимости в заданиях разных форм, имеющих одинаковое содержание, делает эти задания параллельными по содержанию и по форме. Параллельность заданий по содержанию, форме и по трудности имеет место в случаях, когда ко всему выше перечисленному добавляется одинаковая трудность заданий. Обратимся теперь к принципу логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого. Нередко оказывается, что задание открытой формы порождает несколько правильных ответов.

    Еще один принцип конструирования заданий в тестовой форме – принцип краткости: чем меньше слов, тем меньше недоразумений:  

Пример:

ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ  СВОИХ ЦЕЛЕЙ ЕСТЬ _________________.

    Посредством заданий открытой формы можно  проверять знание терминов.

Пример:

ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, МОТИВАЦИИ  И КОНТРОЛЯ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СФОРМУЛИРОВАТЬ И ДОСТИЧЬ  ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НАЗЫВАЕТСЯ_____________________________

    Однако, чтобы часто не повторять слово  “называется”, вместо него можно ставить тире.

Пример:

ЧЕЛОВЕК, НАДЕЛЕННЫЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРИНИМАТЬ  УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ – _______________________

    Несколько последовательных заданий открытого  типа, предназначенных для проверки знания терминов, можно объединить в таблицу под условным названием “КАК НАЗЫВАЕТСЯ”. Ответы в этой таблице вписываются испытуемым на специально предназначенные для этого места во втором столбце.

     КАК НАЗЫВАЕТСЯ        ОТВЕТЫ 

1) СПОСОБНОСТЬ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ

ЛЮДЕЙ И ГРУППЫ И НАПРАВЛЯТЬ ИХ УСИЛИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2) ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИЕ, ОТНОШЕНИЯ, ОЩУЩЕНИЯ И Т.П. ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

3) ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯТЬ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ 

    При оценке правильности выполнения заданий открытой формы, обычно используется дихотомическая шкала (0,1). Однако в случаях, когда в одном задании проверяется более одного элемента знаний, допустимо использовать и более широкие шкалы.

Задания на установление соответствия

    Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества, называют заданиями на установление соответствия. Задания на установление соответствия эффективны при самоконтроле и текущем контроле знаний. С их помощью проверяются так называемые ассоциативные знания, то есть знания о связи формы и содержания, сущности и явления, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами. Испытуемый должен собрать ответ из элементов списка левой и соответствующих им элементов правой колонки.

    Инструкция  к заданиям этой формы имеет вид: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:

    Номер задания ставится рядом с заголовком первого столбца. Заголовки пишутся прописными буквами. Заголовок каждого столбца относится ко всем элементам соответствующего множества. Элементы должны соответствовать названиям столбцов и быть короткими. Элементы левой колонки нумеруются цифрами, элементы правой – прописными буквами. Номер и буква отделяются от элементов столбца круглой скобкой и пробелом.

    На  каждый элемент слева должен найти, по крайней мере один элемент справа, а каждому элементу справа должен соответствовать только один элемент слева.

    Пример:  

ПОНЯТИЕ

1) многозвенные 

2) посреднические

3) индивидуальные 
 
 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

а) технологии, под  которыми понимается серия взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно     

б) технологии, связанные с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному

работнику      

в) технологии, связанные с оказанием

услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач

ОТВЕТЫ: 1) _____; 2) ______, 3) ______. 
 

    Строка  ответов пишется посредине задания. Испытуемый пишет ответы буквами  из правого столбца в соответствующих 

пробелах  рядом с номерами.

 

СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ                                         ЭЛЕМЕНТЫ

1) внутренняя                                                          A) правительственные акты

2) внешняя                                                               B) состояние экономики страны

                                                                                 C) потребители

                                                                                 D) научно-технический прогресс                                                                                                         

                                                                                 E) трудовые ресурсы

 

ОТВЕТЫ: 1) _____; 2) _____.

Оценивая  правильность выполнения задания на установление соответствия, можно использовать дихотомическую шкалу: 1 за безупречно выполненное задание, 0 даже за одну допущенную ошибку. Однако можно выставлять оценки на основе более широкой порядковой шкалы: 0 –“совершенно неверно”, 1- “есть верные элементы”, 2 – “много верных элементов” или “совершенно верно”, и т.д.

Задания на установление правильной последовательности

    В тех случаях, когда требуется  установить правильную последовательность действий или слов в определениях, используются задания на установление правильной последовательности. Это более сложный тип задания в тестовой форме, в процессе выполнения которого испытуемый конструирует ответ из предложенной неупорядоченной последовательности слов.

    Задания на установление правильной последовательности используются для проверки знаний хода процесса, цепочки событий, действий и операций, а также определений и понятий. Они помогают формировать у учащихся алгоритмические мышление, знание и умение. Задания этой формы полезны как в качестве средства контроля знаний, так и в качестве средства обучения.

    Инструкции  к заданиям этой формы имеют вид:

УПОРЯДОЧИТЕ: или УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:

Примеры:

ПРАВИЛЬНЫЙ  ПОРЯДОК ЭТАПОВ МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ

    ڤконтроль, анализ и оценка результатов работы

    ڤкорректировка результатов в соответствии с запланированными целями

    ڤформулировка четких и кратких целей

    ڤразработка наилучших планов достижения этих целей

    Испытуемый  должен расставить в отведенных для  ответов местах в начале каждой строчки порядковые номера элементов последовательности действий.

    Задания на установление правильной последовательности полезны при проверке знаний формулировок утверждений и определений.

Пример:

КОНТРОЛЬ ЕСТЬ

  • обеспечения
  • своих
  • фирмой
  • целей
  • процесс
  • достижения

После расстановки номеров слов в этом задании должно получиться определение: «Процесс обеспечения достижения фирмой своих целей».

    Инструкция  к заданию может сопровождаться необходимыми пояснениями. Название задания пишется заглавными буквами; оно декларирует, знание чего должен продемонстрировать испытуемый, причем ключевое слово в нем должно иметь именительный падеж.

    Ранжируемые элементы в задании ставятся в  случайном порядке. Чтобы окончания  слов не служили подсказкой, их пишут  в именительном падеже. Предлоги и  союзы из множества ранжируемых  элементов могут исключаться.

    Чаще  всего используется дихотомическая оценка правильности выполнения задания: 0 или 1. Однако можно применить и другое правило оценивания. Например, правильно выполненное задание оценивать 3 баллами, ошибка в конце задания снижает оценку на 1 балл, ошибка в середине – на 2 балла, а ошибка в начале – к снижению оценки выполнения всего задания до нуля.

    Сделаем вывод, что каждая из рассмотренных  выше форм заданий может быть применена для проверки знаний. Выбор зависит от цели применения теста и от компетентности его разработчика.

Выводы  по Главе 2

    Опыт  по разработке и описанию системы  тестовых заданий по предмету «Экономика отрасли и предприятия» на примере темы «Управление предприятием» позволяет нам выделить некоторые методические рекомендации для педагогов НПО:

  • для конструирования тестовых заданий может быть достаточно описанных нами четырех форм заданий: задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания открытой формы, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности;
  • следует учитывать анализ типичных ошибок при разработке тестов, суть которых состоит в том, что иногда задание содержит избыточную информацию, встречаются логические ошибки, (несоответствие инструкции содержанию задания, основной части задания – ответам), несоблюдение правила подбора ответов по одному основанию;
  • при составлении тестовых заданий необходимо учитывать содержание учебного материала по разделу «Управление предприятием» на основе требований к знаниям и умениям учащихся НПО;
  • разработанные нами разноуровневые тесты позволяют оценить качество усвоения учебного материала по теме «Управление предприятием»;
  • систематизированный и представленный в таблицах материал поможет педагогу сделать этап контроля усвоения знаний и умений во время учебного занятия эффективным.

 

Заключение

    1. Значимость разработки системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием») очевидна, поскольку наряду с традиционными методами обучения и контроля знаний тестирование быстро становится необходимой частью учебного процесса. Это методическое направление в педагогике вновь возрождается в нашей стране.

     Отличительной особенностью теста состоит в том, что он представляет собой специально подготовленный контрольный набор заданий, позволяющий надежно и адекватно количественно оценить знания обучающихся посредством статистических методов.

    Таким образом можно выявить противоречие между наличием общих методических рекомендаций по разработке тестового контроля и необходимостью их конкретизации в процессе разработки системы контроля по определенной теме учебной дисциплины.

   Актуальными для преподавателя становятся проблемы выбора форм тестовых заданий, выбора методик и технологий тестового контроля уровня усвоения учащимися предметного содержания.

    В результате нашего исследования нами была достигнута главная цель работы – теоретико-методическое обоснование  и практическая разработка системы тестового контроля по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»).

Информация о работе Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени