Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа
Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63
Пример:
ПРОЦЕСС ПОБУЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НАЗЫВАЕТСЯ ________________.
Принцип параллельности предполагает параллельность заданий по содержанию, по форме и по трудности. Параллельность заданий по содержанию обеспечивается применением рассмотренных выше принципов фасетности и обратимости. Использование принципов фасетности и обратимости в заданиях разных форм, имеющих одинаковое содержание, делает эти задания параллельными по содержанию и по форме. Параллельность заданий по содержанию, форме и по трудности имеет место в случаях, когда ко всему выше перечисленному добавляется одинаковая трудность заданий. Обратимся теперь к принципу логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого. Нередко оказывается, что задание открытой формы порождает несколько правильных ответов.
Еще
один принцип конструирования заданий
в тестовой форме – принцип краткости:
чем меньше слов, тем меньше недоразумений:
Пример:
ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ ЕСТЬ _________________.
Посредством заданий открытой формы можно проверять знание терминов.
Пример:
ПРОЦЕСС
ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, МОТИВАЦИИ
И КОНТРОЛЯ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ТОГО,
ЧТОБЫ СФОРМУЛИРОВАТЬ И ДОСТИЧЬ
ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НАЗЫВАЕТСЯ__
Однако, чтобы часто не повторять слово “называется”, вместо него можно ставить тире.
Пример:
ЧЕЛОВЕК, НАДЕЛЕННЫЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРИНИМАТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ – _______________________
Несколько последовательных заданий открытого типа, предназначенных для проверки знания терминов, можно объединить в таблицу под условным названием “КАК НАЗЫВАЕТСЯ”. Ответы в этой таблице вписываются испытуемым на специально предназначенные для этого места во втором столбце.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ОТВЕТЫ
1) СПОСОБНОСТЬ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ
ЛЮДЕЙ И ГРУППЫ И НАПРАВЛЯТЬ ИХ УСИЛИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2) ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИЕ, ОТНОШЕНИЯ, ОЩУЩЕНИЯ И Т.П. ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
3) ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯТЬ
НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ
При оценке правильности выполнения заданий открытой формы, обычно используется дихотомическая шкала (0,1). Однако в случаях, когда в одном задании проверяется более одного элемента знаний, допустимо использовать и более широкие шкалы.
Задания на установление соответствия
Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества, называют заданиями на установление соответствия. Задания на установление соответствия эффективны при самоконтроле и текущем контроле знаний. С их помощью проверяются так называемые ассоциативные знания, то есть знания о связи формы и содержания, сущности и явления, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами. Испытуемый должен собрать ответ из элементов списка левой и соответствующих им элементов правой колонки.
Инструкция к заданиям этой формы имеет вид: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:
Номер задания ставится рядом с заголовком первого столбца. Заголовки пишутся прописными буквами. Заголовок каждого столбца относится ко всем элементам соответствующего множества. Элементы должны соответствовать названиям столбцов и быть короткими. Элементы левой колонки нумеруются цифрами, элементы правой – прописными буквами. Номер и буква отделяются от элементов столбца круглой скобкой и пробелом.
На каждый элемент слева должен найти, по крайней мере один элемент справа, а каждому элементу справа должен соответствовать только один элемент слева.
Пример:
ПОНЯТИЕ
1) многозвенные
2) посреднические
3) индивидуальные
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
а) технологии, под которыми понимается серия взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно
б) технологии, связанные с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному
работнику
в) технологии, связанные с оказанием
услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач
ОТВЕТЫ: 1) _____; 2)
______, 3) ______.
Строка
ответов пишется посредине
пробелах рядом с номерами.
СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
1) внутренняя
2) внешняя
ОТВЕТЫ: 1) _____; 2) _____.
Оценивая правильность выполнения задания на установление соответствия, можно использовать дихотомическую шкалу: 1 за безупречно выполненное задание, 0 даже за одну допущенную ошибку. Однако можно выставлять оценки на основе более широкой порядковой шкалы: 0 –“совершенно неверно”, 1- “есть верные элементы”, 2 – “много верных элементов” или “совершенно верно”, и т.д.
Задания на установление правильной последовательности
В тех случаях, когда требуется установить правильную последовательность действий или слов в определениях, используются задания на установление правильной последовательности. Это более сложный тип задания в тестовой форме, в процессе выполнения которого испытуемый конструирует ответ из предложенной неупорядоченной последовательности слов.
Задания на установление правильной последовательности используются для проверки знаний хода процесса, цепочки событий, действий и операций, а также определений и понятий. Они помогают формировать у учащихся алгоритмические мышление, знание и умение. Задания этой формы полезны как в качестве средства контроля знаний, так и в качестве средства обучения.
Инструкции к заданиям этой формы имеют вид:
УПОРЯДОЧИТЕ: или УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:
Примеры:
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ЭТАПОВ МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ
ڤконтроль, анализ и оценка результатов работы
ڤкорректировка результатов в соответствии с запланированными целями
ڤформулировка четких и кратких целей
ڤразработка наилучших планов достижения этих целей
Испытуемый должен расставить в отведенных для ответов местах в начале каждой строчки порядковые номера элементов последовательности действий.
Задания на установление правильной последовательности полезны при проверке знаний формулировок утверждений и определений.
Пример:
КОНТРОЛЬ ЕСТЬ
После расстановки номеров слов в этом задании должно получиться определение: «Процесс обеспечения достижения фирмой своих целей».
Инструкция к заданию может сопровождаться необходимыми пояснениями. Название задания пишется заглавными буквами; оно декларирует, знание чего должен продемонстрировать испытуемый, причем ключевое слово в нем должно иметь именительный падеж.
Ранжируемые элементы в задании ставятся в случайном порядке. Чтобы окончания слов не служили подсказкой, их пишут в именительном падеже. Предлоги и союзы из множества ранжируемых элементов могут исключаться.
Чаще всего используется дихотомическая оценка правильности выполнения задания: 0 или 1. Однако можно применить и другое правило оценивания. Например, правильно выполненное задание оценивать 3 баллами, ошибка в конце задания снижает оценку на 1 балл, ошибка в середине – на 2 балла, а ошибка в начале – к снижению оценки выполнения всего задания до нуля.
Сделаем вывод, что каждая из рассмотренных выше форм заданий может быть применена для проверки знаний. Выбор зависит от цели применения теста и от компетентности его разработчика.
Опыт по разработке и описанию системы тестовых заданий по предмету «Экономика отрасли и предприятия» на примере темы «Управление предприятием» позволяет нам выделить некоторые методические рекомендации для педагогов НПО:
1. Значимость разработки системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием») очевидна, поскольку наряду с традиционными методами обучения и контроля знаний тестирование быстро становится необходимой частью учебного процесса. Это методическое направление в педагогике вновь возрождается в нашей стране.
Отличительной особенностью теста состоит в том, что он представляет собой специально подготовленный контрольный набор заданий, позволяющий надежно и адекватно количественно оценить знания обучающихся посредством статистических методов.
Таким
образом можно выявить
Актуальными для преподавателя становятся проблемы выбора форм тестовых заданий, выбора методик и технологий тестового контроля уровня усвоения учащимися предметного содержания.
В результате нашего исследования нами была достигнута главная цель работы – теоретико-методическое обоснование и практическая разработка системы тестового контроля по предмету «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»).