Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:45, курсовая работа
Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.
Введение 3
1. Интеграция и ее виды (вертикальная и горизонтальная). Слияния и поглощения. 5
2. Понятие и определение барьеров входа в отрасль и выхода из отрасли. 9
3. Понятие трансакционных издержек и издержек по контролю. Размеры предприятия и факторы его определяющие 15
Практический блок 18
1. Характеристика отрасли: черная и цветная металлургия. 18
2. Особенности современного развития отраслей черной и цветной металлургии. 21
3. SWOT – анализ черная или цветная металлургия (на выбор). 32
Заключение 39
Список литературы 41
Содержание
Введение
Уровень развития любой страны определяется структурой ее экономики. Очевидным фактом является то, что государства, попавшие под определение "экономического чуда", и страны, относящиеся к вечно "развивающимся", а также крупные индустриальные державы имеют разную структуру общественного производства.
Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия "производственная" и "непроизводственная" сферы являются наиболее крупными структурными характеристиками экономики.
Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает виды деятельности не создающие материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:
Производственная сфера ("реальный сектор" - в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.
Деление
на отрасли обусловлено
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь...).
Частное
разделение труда проявляется в
образовании различных
В свою очередь каждая из них состоит из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцово-цинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.
Самой главной отраслью материального производства является промышленность, которая состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.
Теоретический
блок
1. Интеграция
и ее виды (вертикальная и горизонтальная).
Слияния и поглощения.
Интеграция
производств - это тесное сотрудничество
и кооперация предприятий вплоть
до объединения экономических
Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию, прогрессивную и регрессивную, а также по предприятию, выступающему объединителем.
Вертикальная интеграция подразумевает слияние компаний разных стадий одной технологической цепочки. Примером вертикальной интеграции может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали.
Горизонтальная интеграция является объединением фирм, выпускающих продукцию одной степени проработки, сходную продукцию, использующих сходную технологию. Примером может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.
Прогрессивная
интеграция - это объединение, инициатором
которого выступает фирма-поставщик, стремящаяся
поставить под контроль своих потребителей.
Данная форма - это интеграция предприятий,
производящих продукцию высоких переделов
первичного сырья. В алюминиевой промышленности
переделы эти разнообразны - от алюминиевого
проката, штамповки, литья до алюминиевых
банок, фольги, строительных металлоконструкций
автомобилей и авиалайнеров. Цель, которая
преследуется такой интеграцией, - более
высокая добавленная стоимость, иными
словами, получение большей прибыли.
Регрессивная интеграция - это обратный процесс, когда фирма объединяет своих поставщиков. Такая конструкция ориентирована в ближайшем будущем только на экспорт продукции, а не на продажи на внутреннем рынке. Очевидно и то, что только так можно резко снизить себестоимость продукции и увеличить её конкурентоспособность на мировых рынках, где основой конкуренции является стратегия лидерства по издержкам.
Обычно
интегрирующей фирмой выступает
либо крупное предприятие, имеющее
много поставщиков, которых оно
стремится объединить, или занимающее
монопольное положение в
Известно несколько моделей интеграции:
В мировой практике известно два вида холдинговых компаний: чистый и смешанный.
В чистом (финансовом) холдинге функции управления и контроля осуществляются специально создаваемой холдинговой организацией, не занимающейся производственной деятельностью.
В смешанном холдинге функциями контроля и управления наделяется входящее в объединение предприятие.
Уровень интеграции можно охарактеризовать с помощью показателя, который отражает долю добавленной стоимости в цене реализованного продукта. Другим способом измерения интеграции можно считать соотношение объема приобретаемых ресурсов с объемом ресурсов, производимых внутри фирмы, для каждой стадии производства продукции.
Мировой опыт свидетельствует, что в цветной металлургии наиболее эффективна интеграция по вертикальному технологическому принципу (комбинирование).
Она позволяет соединить воедино технологический цикл на отдельных предприятиях: от добычи сырья и его переработки до производства продукции высоких переделов и повысить их конкурентоспособность на мировых рынках. В вертикально-интегрированной компании эффективность обеспечивается за счет снижения сквозных удельных затрат на производство конечной продукции (как правило, при формировании структур, объединяющих предприятия от добычи сырья до выпуска продукции третьего и четвертого переделов) и экономии издержек, связанных с использованием сторонних подрядчиков и посредников. Происходит снижение трансакционных издержек и уменьшение косвенного налогообложения промежуточных продуктов производства, следовательно, себестоимость конечной продукции будет на прядок ниже, чем у самостоятельных предприятий-конкурентов, которые вынуждены покупать сырьё у поставщика не всегда по доступным ценам.
Кроме
того, эффективность вертикально-
2. Понятие и определение барьеров входа
в отрасль и выхода из отрасли.
Появление в отрасли новых фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат. Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отношению к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности входных барьеров. Входные барьеры представляют собой препятствия, которые необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необходимые резервы, и которые обычно не существуют для фирм внутри отрасли. К входным барьерам относятся:
1. Экономия на масштабах. Если этот фактор действует в отрасли, то новичку необходимо сразу же выходить на большие объемы, чтобы быть конкурентоспособным. Это требует серьезных капиталовложений и наличия организационного опыта.
2. Брендинг. Действия, направленные на то, чтобы ваш товар или услуга стали синонимом высшего и стабильного качества.
3.
Сервис. Предоставление сервиса
такого высокого уровня, чтобы
клиенты испытывали
4. Существование «издержек переключения». «Привязывание» к себе покупателей, например с помощью использования программ по продвижению товара, аналогичных тем, которые применяет Air Miles, в рамках которых покупателям предоставляется возможность сэкономить, если они пользуются товарами и услугами одного поставщика. Покупателям также могут предоставляться скидки по достижении определенного уровня продаж или даже бесплатно поставляться оборудование (например, морозильные камеры для новых продавцов мороженого), которое, однако, владельцы имеют право забрать, если будут отмечены факты закупки товаров у конкурентов. В сфере профессиональных услуг «удерживание» клиента может основываться на том, что уже работающая с ним фирма может знать так много о бизнесе клиента, что новой фирме, предоставляющей аналогичные услуги, потребуется слишком много времени на то, чтобы «войти в курс дела».
5.
Ограничение доступа к каналам
распределения. Приобретение
6.
Ограничение доступа к
7.
Права собственности (