Экономика отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.

Содержание

Введение 3
1. Интеграция и ее виды (вертикальная и горизонтальная). Слияния и поглощения. 5
2. Понятие и определение барьеров входа в отрасль и выхода из отрасли. 9
3. Понятие трансакционных издержек и издержек по контролю. Размеры предприятия и факторы его определяющие 15
Практический блок 18
1. Характеристика отрасли: черная и цветная металлургия. 18
2. Особенности современного развития отраслей черной и цветной металлургии. 21
3. SWOT – анализ черная или цветная металлургия (на выбор). 32
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

металл.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

    Содержание 
 

 

Введение 

    Уровень развития любой страны определяется структурой ее экономики. Очевидным фактом является то, что государства, попавшие под определение "экономического чуда", и страны, относящиеся к вечно "развивающимся", а также крупные индустриальные державы имеют разную структуру общественного производства.

    Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия "производственная" и "непроизводственная" сферы являются наиболее крупными структурными характеристиками экономики.

    Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает виды деятельности не создающие материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • народное образование;
  • финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
  • культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • управление;
  • общественные объединения.

    Производственная сфера ("реальный сектор" - в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.

    Деление на отрасли обусловлено общественным разделением труда. Различают три  формы общественного разделения труда: общее, частное, единичное.

    Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь...).

    Частное разделение труда проявляется в  образовании различных самостоятельных  отраслей внутри промышленности, сельского  хозяйства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделяются:

  • электроэнергетика;
  • топливная промышленность;
  • черная металлургия;
  • цветная металлургия;
  • химическая и нефтехимическая промышленность;
  • машиностроение и металлообработка;
  • лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • промышленность строительных материалов;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность…

    В свою очередь каждая из них состоит  из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцово-цинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.

    Самой главной отраслью материального  производства является промышленность, которая состоит из множества  отраслей и производств, взаимосвязанных  между собой.

    Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.

    Теоретический блок 

    1. Интеграция и ее виды (вертикальная и горизонтальная). Слияния и поглощения. 

    Интеграция  производств - это тесное сотрудничество и кооперация предприятий вплоть до объединения экономических субъектов. Экономическая интеграция может иметь место на уровне регионов, отраслей, межотраслевых объединений, в национальных масштабах и за их пределами. Интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, в совместном использовании ресурсов, в объединении капиталов.

    Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию, прогрессивную и регрессивную, а  также по предприятию, выступающему объединителем.

    Вертикальная  интеграция подразумевает слияние компаний разных стадий одной технологической цепочки. Примером вертикальной интеграции может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали.

    Горизонтальная  интеграция является объединением фирм, выпускающих продукцию одной степени проработки, сходную продукцию, использующих сходную технологию. Примером может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.

    Прогрессивная интеграция - это объединение, инициатором которого выступает фирма-поставщик, стремящаяся поставить под контроль своих потребителей. Данная форма - это интеграция предприятий, производящих продукцию высоких переделов первичного сырья. В алюминиевой промышленности переделы эти разнообразны - от алюминиевого проката, штамповки, литья до алюминиевых банок, фольги, строительных металлоконструкций автомобилей и авиалайнеров. Цель, которая преследуется такой интеграцией, - более высокая добавленная стоимость, иными словами, получение большей прибыли. 

    Регрессивная  интеграция - это обратный процесс, когда фирма объединяет своих поставщиков. Такая конструкция ориентирована в ближайшем будущем только на экспорт продукции, а не на продажи на внутреннем рынке. Очевидно и то, что только так можно резко снизить себестоимость продукции и увеличить её конкурентоспособность на мировых рынках, где основой конкуренции является стратегия лидерства по издержкам.

    Обычно  интегрирующей фирмой выступает  либо крупное предприятие, имеющее  много поставщиков, которых оно  стремится объединить, или занимающее монопольное положение в переработке, либо предприятие, имеющее много потребителей. Часто основой объединения ряда предприятий становится банк или другой финансовый институт. Это связано с большой потребностью предприятий в оборотных средствах, в инвестиционных деньгах.

    Известно  несколько моделей интеграции:

  • коммерческое соглашение, при котором интеграция минимальна - нет участия в капитале компании или обмена акциями (такая модель наиболее распространена в странах с высоким экономическим риском);
  • совместное предприятие (СП), когда партнерами создается совершенно новая организация (СП позволяет разделить затраты и снизить риск);
  • прямая покупка, часто с внешним финансированием;
  • перекрестное владение акциями посредством обмена;
  • слияние, в том числе в форме финансово-промышленных групп (ФПГ);
  • структура финансового холдинга.

    В мировой практике известно два вида холдинговых компаний: чистый и смешанный.

    В чистом (финансовом) холдинге функции  управления и контроля осуществляются специально создаваемой холдинговой  организацией, не занимающейся производственной деятельностью.

    В смешанном холдинге функциями контроля и управления наделяется входящее в  объединение предприятие.

    Уровень интеграции можно охарактеризовать с помощью показателя, который  отражает долю добавленной стоимости  в цене реализованного продукта. Другим способом измерения интеграции можно считать соотношение объема приобретаемых ресурсов с объемом ресурсов, производимых внутри фирмы, для каждой стадии производства продукции.

    Мировой опыт свидетельствует, что в цветной  металлургии наиболее эффективна интеграция по вертикальному технологическому принципу (комбинирование).

    Она позволяет соединить воедино  технологический цикл на отдельных  предприятиях: от добычи сырья и  его переработки до производства продукции высоких переделов  и повысить их конкурентоспособность на мировых рынках. В вертикально-интегрированной компании эффективность обеспечивается за счет снижения сквозных удельных затрат на производство конечной продукции (как правило, при формировании структур, объединяющих предприятия от добычи сырья до выпуска продукции третьего и четвертого переделов) и экономии издержек, связанных с использованием сторонних подрядчиков и посредников. Происходит снижение трансакционных издержек и уменьшение косвенного налогообложения промежуточных продуктов производства, следовательно, себестоимость конечной продукции будет на прядок ниже, чем у самостоятельных предприятий-конкурентов, которые вынуждены покупать сырьё у поставщика не всегда по доступным ценам.

    Кроме того, эффективность вертикально-интегрированной компании обусловлена реализацией капиталоемких проектов, научно-технических программ; оперативностью в перераспределении материальных и финансовых ресурсов между предприятиями; большей устойчивостью и меньшей зависимостью от негативных изменений конъюнктуры рынков. В настоящее время это обстоятельство является основным в принятии решений о слиянии и взаимопоглощении предприятий и фирм.

 

     2. Понятие и определение барьеров входа в отрасль и выхода из отрасли. 

    Появление  в отрасли новых фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат. Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отношению к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности входных барьеров. Входные барьеры представляют собой препятствия, которые необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необходимые резервы, и которые обычно не существуют для фирм внутри отрасли. К входным барьерам относятся:

    1. Экономия на масштабах. Если этот фактор действует в отрасли, то новичку необходимо сразу же выходить на большие объемы, чтобы быть конкурентоспособным. Это требует серьезных капиталовложений и наличия организационного опыта.

    2. Брендинг. Действия, направленные на  то, чтобы ваш товар или услуга стали синонимом высшего и стабильного качества.

    3. Сервис. Предоставление сервиса  такого высокого уровня, чтобы  клиенты испытывали естественное  желание сохранять верность компании  и не имели стимула перехода  к конкурентам.

    4. Существование «издержек переключения». «Привязывание» к себе покупателей, например с помощью использования программ по продвижению товара, аналогичных тем, которые применяет Air Miles, в рамках которых покупателям предоставляется возможность сэкономить, если они пользуются товарами и услугами одного поставщика. Покупателям также могут предоставляться скидки по достижении определенного уровня продаж или даже бесплатно поставляться оборудование (например, морозильные камеры для новых продавцов мороженого), которое, однако, владельцы имеют право забрать, если будут отмечены факты закупки товаров у конкурентов. В сфере профессиональных услуг «удерживание» клиента может основываться на том, что уже работающая с ним фирма может знать так много о бизнесе клиента, что новой фирме, предоставляющей аналогичные услуги, потребуется слишком много времени на то, чтобы «войти в курс дела».

    5. Ограничение доступа к каналам  распределения. Приобретение компаний-дистрибьюторов  или установление с ними особых  отношений, что затрудняет или делает невозможным для других поставщиков доведение их товаров до конечных потребителей. Политика, которой на протяжении многих лет с большим успехом следуют, например, в розничной торговле бензином, где выгодное местоположение бензозаправочных станций, принадлежащих крупным нефтяным компаниям, способствовало увеличению их продаж нефтепродуктов.

    6. Ограничение доступа к ресурсам. Получение высококачественного  (или всего доступного) сырья либо  путем приобретения его источника  (как это обычно делают, например, производители молочных продуктов), либо путем установления особых отношений с поставщиками, либо путем закупки сырья по более высоким ценам.

    7. Права собственности (местоположение). Способность занять самые выгодные  места может быть ключевым  моментом в таких различных сферах бизнеса, как производство нефтепродуктов и розничная торговля. Поэтому время от времени имеет смысл задуматься, не изменится ли в ближайшем будущем желаемое местоположение, и без промедления забронировать за собой новые перспективные места, например на окраинах города, вдали от крупных торговых точек.

Информация о работе Экономика отрасли