Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа тестовый контроль.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

    Поскольку тестовое задание – это некоторая  задача, которую приходится решать испытуемому, то необходимо усвоить понятие задачи. Под задачей понимается сформулированное для испытуемого задание по достижению определённой цели в известных условиях раннее изученными методами деятельности [9, с.127].

      Структурными  компонентами теста являются: тестовые задания – это дидактически и  технологически эффективные единицы  контрольного материала, это часть теста, которая отвечает требованиям предметной чистоты содержания (или одномерности), содержательной и логической правильности, правильности формы, приемлемости геометрического образа задания, а также отвечает требованиям аксиомы локальной независимости, технологичности, эффективности, известной трудности и коррелируемости задания с критерием [6, с.170] и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым. Наглядным выражением сказанного может быть следующая запись:

Т = З + Э,

где Т - тест, 3 - задание, Э - эталон.

      Сверяя  пооперационно ответы учащегося  с эталоном, делают заключение о качестве выполнения тестового задания. Тестовое задание, лишенное эталона, превращается в обычное задание, решение о качестве выполнения которого принимается на основе субъективной оценки преподавателя. Зная количество существенных операций (р) в наборе тестовых заданий проверяемого уровня и проверив ответы учащегося, можно определить по эталону количество правильно выполненных учащимся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний учащихся:

К = а/р, где 0<К<1

      При этом предполагается, что если К > 0,7, то деятельность учащихся приобретает устойчивый характер: так как они уверенно решают задачи данного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоятельно ищут способ исправления ошибок [9, с.43].

    Для того, чтобы дать наиболее полную характеристику тестов и определить их место, значение, взаимосвязи в общей системе  тестовых методик, необходимо дать представление о существующих на данный момент видах тестов [8, с. 63].

    Анализ  зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к классификации тестов.

    Формально тесты могут быть классифицированы на 4 большие группы. Тесты классифицируются по виду контроля на вступительные, текущие, промежуточной и итоговой аттестации. По классификации тестов по методологии интерпретации результатов тестирования они делятся на нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные. С точки зрения структуры и содержания тесты классифицируются на гомогенные и гетерогенные Классификация тестов по форме предъявления включает "бумажные" (бланковые) и компьютерные тесты [34, с.115].

    Далее представим краткое описание различных видов классификаций тестов.

     Охарактеризуем  тесты в системе профессионального  образования по виду контроля над учебной деятельностью учащихся: текущий, периодический (рубежный, поэтапный, промежуточный) и итоговый контроль [4, с.82].

    Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Такой тестовый контроль проводится с помощью нескольких параллельных форм (вариантов) теста, разработанного самим преподавателем или группой преподавателей. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты.

    Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контроль проводится обычно после изучения логически законченной части (раздела, модуля) программы или в конце учебного периода (семестра, курса). Он состоит в проверке учебной деятельности учащихся по освоению сравнительно большего объема материала, поэтому к нему предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. К его разработке должны привлекаться самые опытные преподаватели. Возможна организация централизованной разработки серии промежуточных тестов по направлению, специальности и рассылка пакета с тестовыми материалами (вариантами теста, инструкциями, ответными листами, ключами ответов и др. документами) непосредственно в заинтересованные учебные заведения. Каждый тест для промежуточной аттестации должен быть гомогенным, однако для соблюдения комплексности аттестации и междисциплинарных связей, необходимо разработка целых серий гомогенных критериально-ориентированных тестов.

    Итоговый  тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины (курса) с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного (периодического) контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности учащихся требованиям ГОС. Итоговый тест (или батарея итоговых тестов) совместно с другими аттестационными процедурами может существенно повысить качество подготовки специалистов. Однако итоговый аттестационный тест должен обладать высокой содержательной валидностью и полностью соответствовать ГОС по специальности. Разрабатывать такой вид теста должны опытные преподаватели и методисты под руководством профессиональных тестологов. Процесс разработки итогового теста должен проходить централизовано и включать в себя все научно-обоснованные этапы создания педагогического теста.

    Наиболее  перспективным, на наш взгляд, является разработка для итоговой аттестации гетерогенных междисциплинарных профессионально-ориентированных тестов. То есть таких критериально-ориентированных тестов, каждое задание которого базируется на содержании ГОС по нескольким ключевым специальным дисциплинам и ориентировано на профессиональную деятельность специалиста.

    В первую очередь такой междисциплинарный  профессионально-ориентированный тест будет измерять уровень усвоения учащимися требований ГОС по специальным дисциплинам. И, во-вторых, междисциплинарный профессионально-ориентированный тест будет оценивать степень усвоения выпускниками профессиональных знаний, умений и навыков, которые им необходимы для начала профессиональной деятельности.

    Междисциплинарный профессионально-ориентированный тест должен включать в себя несколько  секций (субтестов). Часть из них базируется на содержании ГОС по специальным дисциплинам, а другая часть представляет систему заданий на «квазипрофессиональную ситуацию» и будет отражать требования потенциальных работодателей.

    При формулировке тестовых заданий для  всех видов тестов следует предусмотреть возможность получения в ответах студентов исчерпывающей информации как об уровне приобретенных и усвоенных знаний, так и об умении оперировать ими, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, аналогий и противопоставления, индукции и дедукции и др.).

    Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты (по методологии интерпретации результатов тестирования). Нормативно-ориентированный тест (по-английски norm-referenced test) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Они используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.

    Критериально-ориентированный  тест (по-английски criterion-referenced test) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом. Такие тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания. Существенное значение приобретает использование данных тестов в системе профессионального обучения для текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Преподаватели учебных заведений могут использовать результаты критериально-ориентированных тестов, чтобы правильно оценить уровень подготовки учащихся, а также определить качество тех или иных программ обучения. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости учащихся, вовремя определять недостатки в их подготовке. Преподаватели и руководители учебных заведений отмечают, что результаты критериально-ориентированных тестов особенно полезны при диагностике недостатков в обучении, а также в итоговой и промежуточной аттестации учащихся. Эти тесты также используются для оценки различных образовательных программ.

    Гомогенные  и гетерогенные тесты (по структуре и содержанию). Гомогенный тест основывается на содержании какой-либо одной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данной дисциплины. Данный тест может быть как нормативно-ориентированным, так и критериально-ориентированным, в зависимости от цели его создания. Такой тип теста наиболее распространен в учебном процессе.

Гетерогенный  тест основывается на содержании нескольких дисциплин и является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин. При его разработке авторы должны представлять себе цели его создания и быть компетентными во многих дисциплинах.

    Естественно, гетерогенный тест гораздо более труден для авторов, чем гомогенный. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов). Наибольшее распространение гетерогенные тесты получили при итоговом контроле учащихся, а также при профессиональной аттестации кадров.

    "Бумажные" и компьютерные тесты (по форме предъявления) [11, с.62]. Тесты, предъявляемые выборке испытуемых, на бумажном носителе в виде распечатки наиболее распространены и традиционны, как у нас, так и за рубежом. Однако, хранение, редактирование и вариативная распечатка такого теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей этого теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической точки зрения "бумажные" тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.

    Компьютерная  выдача тестов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно-адаптивному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. В развитых странах именно компьютерно-адаптивное тестирование, особенно с применение локальных и глобальных (Интернет) сетей, приобретает чрезвычайно важное значение. К сожалению, наше отставание в тестовой теории и технологии пока не позволяет использовать компьютерно-адаптивное тестирование в учебном процессе и аттестации профессиональных кадров. Следует отметить, что с экономической точки зрения использование компьютеров для массового тестирования обходится в несколько раз дороже.

    Все перечисленные выше классификации  тестов имеют конкретные виды тестовых заданий.

    Тестовые  задания:

  1. закрытая форма:

- с выбором ответов;

- альтернативные;

- на установление  соответствия;

- на установление  правильной последовательности;

- с рейтинговыми  шкалами.

    2) открытая форма: 

    - дополнение;

    - свободное изложение.

    Охарактеризуем  каждую из форм тестовых заданий.

    Альтернативные  (true-false item) – форма задания, которое содержит некоторое утверждение, которое испытуемый должен оценить как истинное или ложное (дать ответ «верно» или «неверно», «да» или «нет»). Это также закрытая форма заданий.

    На  установление соответствия (matching items) – форма задания, в котором испытуемому предлагается установить соответствие между элементами двух списков (двух множеств).

    На  установление правильной последовательности – форма задания, в котором испытуемому требуется установить правильную последовательность действий, операций и т.д.

    С рейтинговыми шкалами (items with rating scales) – форма заданий, в которых испытуемым для оценки предъявляемых утверждений прилагаются рейтинговые шкалы (в педагогических тестах применяются редко; очень распространены в психологических тестах).

    Открытая  форма – форма тестового задания, при которой испытуемый должен дополнить основной текст таким элементом, чтобы получилось истинное высказывание.

    А.Н. Майоров разделяет задания открытой формы на задания дополнения и задания свободного изложения [6, с.92].

    Все существующие на сегодняшний день разновидности  заданий являются своеобразной интерпретацией трех классов тестовых заданий Рюттера, который считал, что микроструктуру тестового задания можно представить как вопрос, который предполагает какой-либо ответ и несет какую-либо информацию.

    В зависимости от оформления поля ответа Рюттер различает следующие классы тестовых заданий:

    1. Открытые тестовые задания (ответ не задан ни тестируемому, ни обработчику теста, как, например, в сочинениях, свободных рисунках и т.п.) Сюда входят:

Информация о работе Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени