Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа
Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63
• открытые тестовые задания по формообразованию;
• открытые задания на интерпретацию;
• открытые ассоциативные задания.
2. Полузакрытые тестовые задания (ответ известен только обработчику) Подразделяются на:
• полузакрытые задания со свободным ответом;
• полузакрытые ассоциативные задания;
• полузакрытые задания на дополнение;
• полузакрытые задания на подстановку;
• полузакрытые задания на построение;
• полузакрытые задания на изменение структуры.
3. Закрытые тестовые задания (ответ задан как тестируемому, так и разработчику). Выделяют следующие задания:
• задания на идентификацию;
• альтернативные задания;
• задания, предусматривающие выбор ответа;
• задания, предусматривающие выбор ответа на основе ассоциаций;
• задания, предусматривающие выбор на основе дополнения;
• задания, предусматривающие выбор на основе подстановки;
• задания, предусматривающие выбор на основе расширения;
• задания на установление связи;
• задания на перестановку;
• задания на репрезентацию
К этим видам Рюттер добавляет такой вид как «смешанные формы» [13, с.115].
Также классифицируют виды тестовых заданий по уровням усвоения (табл. 1).
Таблица 1
Виды тестовых заданий по уровням усвоения
Тесты на проверку 1 уровня | Тесты на проверку 2 уровня | Тесты на проверку 3 уровня | Тесты на проверку 4 уровня |
- тесты
на опознание;
- тесты на различение; - тесты на классификацию |
- тесты на
подстановку;
- конструктивные тесты; - тесты-типовые задачи; - тесты-типовые процессы |
- тесты-нетиповые
задачи;
- тесты-нетиповые процессы |
- тесты-проблемные
задачи;
- задания на проектирование, моделирование |
1.2.
Понятие, значение
и особенности
тестового контроля
В кибернетическом представлении тестовый контроль рассматривается как один из элементов осуществления принципа обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Объективный тестовый контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь и внутреннюю обратную связь (самоконтроль обучающегося). Внешняя обратная связь позволяет осуществить смещение оценки качества подготовки за пределы учебного заведения, что приведет в объективизации аттестации студентов. Внутренняя обратная связь позволит самому студенту определить по результатам тестирования объективный уровень его подготовки и провести самодиагностику пробелов и недостатков в его образовании.
Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. В системе образования развитых стран тестовый контроль является составной частью, компонентом процесса обучения органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений [2, с.142].
Планомерное
осуществление тестового
Объективный, надежный и валидный тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. Каждый учащийся вынужден активно, мотивированно участвовать в процессе тестового контроля, так как технология научно-организованного педагогического теста не допускает невнимательного отношения испытуемых к выполнению заданий [8, с.32].
Объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется также большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и преподавателя, приучает учащихся к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и создает здоровое общественное мнение.
Комплексное использование тестовых и не тестовых форм контроля над учебной деятельностью учащихся, в конечном счете, направлено на повышение качества обучения.
Анализируя теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, а также практику массового тестирования, можно утверждать, что педагогические тесты, отвечающие высоким критериям качества, обладают несомненными преимуществами перед традиционными субъективными формами контроля уровня обученности учащихся. Надежный и валидный педагогический тест полностью отвечает требованиям к технологии контроля знаний, умений навыков учащихся на всех этапах обучения.
К преимуществам тестовой технологии контроля относятся [34, с.346]:
Обеспечение и реализация достоинств тестовой технологии может быть выполнена только при учете требований классической и современной тестовой теории. Только на базе тестовой теории и современных методик разработки тестов можно обеспечить надежность, валидность и эффективность контроля, выполнение им своих задач в процессе обучения и итоговой аттестации учащихся.
Недостатки тестового контроля состоят в следующем [19, с. 172]:
Содержание
педагогического теста
При
продуманной организации
Как известно, самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение самим обучаемым информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка с помощью диагностических тестов имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью учащийся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных заданий. В организации самоконтроля учащихся применяются как обычные "бумажные" диагностические тестовые материалы, так и компьютеризованные тестовые средства контроля [10, с. 141].
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков [34, с. 228]. Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся педагогические требования, предъявляемые к контролю объективность, систематичность, индивидуальный подход, и др.
В настоящее время в образовании сосуществуют два основных вида оценки результатов учебной деятельности – субъективная, выставляемая преподавателем или группой (комиссией) экспертов, и объективная, являющаяся результатом педагогического тестирования. Оба вида оценки необходимы и взаимодополняют друг друга. Недостаточное внимание к объективизации оценки (то есть отсутствие тестовых технологий педагогического измерения) приводит к понижению качества подготовки специалистов.
Объективная тестовая оценка уровня обученности учащихся выражается в индивидуальном балле на определенной шкале. Она имеет большое образовательное и воспитательное значение. Образовательная роль тестовой оценки состоит в том, что учащиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой ученика и субъективной оценкой преподавателя она указывает на достижения им в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения [8, с. 243].