Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших тенденций реформирования системы российского образования является повышение уровня контроля и управления качеством образования. В связи с этим перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические и методические основания проблемы разработки системы тестового контроля……………………………………………………..7
1.1. Понятие, классификация и требования к тестам, характеристика форм тестовых заданий ………………………………….……………..…………….…7
1.2. Понятие, значение и особенности тестового контроля………...…..…18
1.3. Методические аспекты разработки системы тестового
контроля ………………………………………………………………...……27
Выводы по Главе 1……………………………………………….……..……31
Глава 2. Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управление предприятием»)……………………………...…………………...33
2.1. Система тестовых заданий по оценке структуры и уровня усвоения знаний и умений учащихся по теме «Управление предприятием»…………..33
2.2. Методические рекомендации по проектированию системы тестового контроля по теме «Управление предприятием» по предмету «Экономика отрасли и предприятия»…………………...………………………………..…...44
Выводы по Главе 2…………………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………...60
Библиографический список……………...…………………………………..63

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа тестовый контроль.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

    • открытые тестовые задания по формообразованию;

    • открытые задания на интерпретацию;

    • открытые ассоциативные задания.

    2. Полузакрытые тестовые задания (ответ известен только обработчику) Подразделяются на:

    • полузакрытые задания со свободным  ответом;

    • полузакрытые ассоциативные задания;

    • полузакрытые задания на дополнение;

    • полузакрытые задания на подстановку;

    • полузакрытые задания на построение;

    • полузакрытые задания на изменение  структуры.

    3. Закрытые тестовые задания (ответ задан как тестируемому, так и разработчику). Выделяют следующие задания:

    • задания на идентификацию;

    • альтернативные задания;

    • задания, предусматривающие выбор ответа;

    • задания, предусматривающие выбор  ответа на основе ассоциаций;

    • задания, предусматривающие выбор  на основе дополнения;

    • задания, предусматривающие выбор  на основе подстановки;

    • задания, предусматривающие выбор  на основе расширения;

    • задания на установление связи;

    • задания на перестановку;

    • задания на репрезентацию

    К этим видам Рюттер добавляет такой вид как «смешанные формы» [13, с.115].

    Также классифицируют виды тестовых заданий  по уровням усвоения (табл. 1).

     Таблица 1

     Виды тестовых заданий по уровням усвоения

Тесты на проверку 1 уровня Тесты на проверку 2 уровня Тесты на проверку 3 уровня Тесты на проверку 4 уровня
- тесты  на опознание;

- тесты на  различение;

- тесты на  классификацию

- тесты на  подстановку;

- конструктивные тесты;

- тесты-типовые  задачи;

- тесты-типовые  процессы

- тесты-нетиповые  задачи;

- тесты-нетиповые  процессы

- тесты-проблемные  задачи;

- задания на  проектирование, моделирование

 
 
 
 
 

1.2. Понятие, значение  и особенности  тестового контроля 

    В кибернетическом представлении тестовый контроль рассматривается как один из элементов осуществления принципа обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Объективный тестовый контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь и внутреннюю обратную связь (самоконтроль обучающегося). Внешняя обратная связь позволяет осуществить смещение оценки качества подготовки за пределы учебного заведения, что приведет в объективизации аттестации студентов. Внутренняя обратная связь позволит самому студенту определить по результатам тестирования объективный уровень его подготовки и провести самодиагностику пробелов и недостатков в его образовании.

    Обратная  связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. В системе образования развитых стран тестовый контроль является составной частью, компонентом процесса обучения органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений [2, с.142].

    Планомерное осуществление тестового контроля позволяет преподавателю, учебному заведению оценить степень усвоения учебного материал учащимися за определенный период, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у всей группы в целом, определить качество усвоения пройденного и соответствие уровня обученности требованием ГОС. Объективный анализ результатов тестового контроля за учебной деятельностью учащихся служит для преподавателей и руководителей основой определения состояния учебно-воспитательной работы и мер, необходимых для ее совершенствования. Тестовый контроль, осуществляемый преподавателем, в сочетании с другими формами контроля и самоконтролем дает возможность каждому учащемуся видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.

    Объективный, надежный и валидный тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. Каждый учащийся вынужден активно, мотивированно участвовать в процессе тестового контроля, так как технология научно-организованного педагогического теста не допускает невнимательного отношения испытуемых к выполнению заданий [8, с.32].

    Объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется также большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и преподавателя, приучает учащихся к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и создает здоровое общественное мнение.

    Комплексное использование тестовых и не тестовых форм контроля над учебной деятельностью  учащихся, в конечном счете, направлено на повышение качества обучения.

    Анализируя  теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, а также практику массового тестирования, можно утверждать, что педагогические тесты, отвечающие высоким критериям качества, обладают несомненными преимуществами перед традиционными субъективными формами контроля уровня обученности учащихся. Надежный и валидный педагогический тест полностью отвечает требованиям к технологии контроля знаний, умений навыков учащихся на всех этапах обучения.

    К преимуществам тестовой технологии контроля относятся [34, с.346]:

  1. Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля над работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.
  2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.
  3. Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.
  4. Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
  5. Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки учащихся или предвзятом отношении к некоторым из них.
  6. Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных его разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.
  7. Возможность проведения традиционного ("бумажного") и компьютеризованного (в локальной сети) тестирования.
  8. Возможность применения современной технологии компьютерно-адаптивного тестирования.
  9. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов) теста и доставки его в различные учебные заведения.
  10. Учет индивидуальных особенностей специфической выборки испытуемых, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики разработки теста и тестовых заданий.
  11. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.
  12. Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований ГОС НПО.
  13. Дифференцированность шкалы тестовых баллов, позволяющей в широком диапазоне ранжировать уровень учебных достижений учащихся.
  14. Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности.
  15. Высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.
  16. Высокая прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успехи студентов в будущем.
  17. Высокая критериальная (текущая) валидность итоговых аттестационных тестов.
  18. Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.
  19. При правильной организации проведения тестирования и применение методов информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение некоторых учащихся к выполнению письменных контрольных испытаний (списывание использование подсказок, шпаргалок и т.п.).
  20. Тестовый контроль стимулирует постоянную работу всех учащихся, и это в известной степени достигается проведением широкомасштабного неожиданного для испытуемых тестирования.

    Обеспечение и реализация достоинств тестовой технологии может быть выполнена только при  учете требований классической и современной тестовой теории. Только на базе тестовой теории и современных методик разработки тестов можно обеспечить надежность, валидность и эффективность контроля, выполнение им своих задач в процессе обучения и итоговой аттестации учащихся.

    Недостатки тестового контроля состоят в следующем [19, с. 172]:

  1. Возможность оценить главным образом знания и в меньшей степени умения учащегося решать практические и организационные вопросы.
  2. Возможность оценить лишь конечный результат — правильный или неправильный ответ.
  3. Отсутствие «обратной связи» с преподавателем в ходе выполнения контрольного задания, если в процессе контроля не используются технические средства.
  4. «Формализованный» характер выборочного ответа.
  5. Неизбежность подсказки при альтернативном ответе.
  6. Невозможность оценить сам процесс формирования ответа, который привел к тому или иному результату.
  7. Недостаточный уровень контроля при использовании выборочной формы ответа.
  8. Возможность запомнить ложный или неточный ответ.
  9. Стандартизация мышления без учета свойств личности.
  10. Невозможность оценить характер мышления (логика построения концепции, умение обосновать ее, используя для этого необходимые данные, логическое мышление и др.).
  11. Упрощение задачи, стоящей перед слушателем (вместо самостоятельного формулирования полного и исчерпывающего ответа на поставленный вопрос требуется лишь выбрать, например, правильный ответ из числа имеющихся).
  12. Необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов, составляющих задания.
  13. Предвзятость преподавателей к этому методу контроля.
  14. Зависимость оценки знаний от уровня трудности заданий.
  15. Зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности учащихся.
  16. Невозможность определить одним инструментом оценки разное знание учащихся.

    Содержание  педагогического теста определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся. Очень важно, чтобы тестовый контроль не сводился исключительно к проверке знаний учащихся путем простого воспроизведения полученной ими от преподавателя или из учебников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей учебной деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей [10, с. 130].

    При продуманной организации тестовый контроль воспринимается испытуемыми как обычный элемент учебного процесса и не вызывает отрицательных эмоций. Более того, как показывают отечественные и зарубежные психологические исследования уровень стресса при тестовом контроле значительно ниже, чем при традиционных (особенно устных) формах субъективного контроля.

    Как известно, самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение  самим обучаемым информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка с помощью диагностических тестов имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью учащийся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных заданий. В организации самоконтроля учащихся применяются как обычные "бумажные" диагностические тестовые материалы, так и компьютеризованные тестовые средства контроля [10, с. 141].

    Результаты  контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В  широком смысле слова оценкой  называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков [34, с. 228]. Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся педагогические требования, предъявляемые к контролю объективность, систематичность, индивидуальный подход, и др.

    В настоящее время в образовании  сосуществуют два основных вида оценки результатов учебной деятельности – субъективная, выставляемая преподавателем или группой (комиссией) экспертов, и объективная, являющаяся результатом педагогического тестирования. Оба вида оценки необходимы и взаимодополняют друг друга. Недостаточное внимание к объективизации оценки (то есть отсутствие тестовых технологий педагогического измерения) приводит к понижению качества подготовки специалистов.

    Объективная тестовая оценка уровня обученности  учащихся выражается в индивидуальном балле на определенной шкале. Она имеет большое образовательное и воспитательное значение. Образовательная роль тестовой оценки состоит в том, что учащиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой ученика и субъективной оценкой преподавателя она указывает на достижения им в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения [8, с. 243].

Информация о работе Разработка системы тестового контроля в процессе преподавания предмета «Экономика отрасли и предприятия» (на примере темы «Управлени