Продажа товаров методом самообслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Продажа товаров методом самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДАЖИ: СУЩНОСТЬ, ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 4
1.1 Основные формы торгового обслуживания 5
1.2 Магазины самообслуживания: основные типы и особенности организации 12
1.3 Показатели эффективности магазинов самообслуживания 21
2. АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «УРАЛЕЦ» 26
2.2 Эффективность перевода магазина «Уралец» на самообслуживание 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В МАГАЗИНЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 110.47 Кб (Скачать)

     Сопоставление рекомендуемых и фактически достигнутых  значений коэффициентов установочной и демонстрационной площади позволяет  оценить эффективность технологической  планировки торгового зала магазина и при необходимости разработать  мероприятия по ее совершенствованию (таблица 12). 

     Таблица 12 - Система показателей эффективности  технологического решения магазине  «Уралец» за 2011 год

Коэффициент Формула расчёта Требуемый Фактический Отклонение, %
До  введения самообслуживания Самообслуживание
Доля  торговой площади в общей площади  магазина Торговая площадь

Общая площадь

- 0,48 0,61 127,08
Коэффициент установочной площади Площадь занятая  торговым оборудованием

Площадь торгового зала

0,2 – 0,32 0,22 0,31 141,0
Коэффициент экспозицион-ной площади Площадь полок  оборудования используемая для выкладки товара

Общая площадь торгового зала

0,7 0,52 0,71 136,54
Коэффициент ёмкости оборудования Коэффициент экспозиционной площади

Коэффициент установочной площади

  2,36 2,29 97,0

 

     По  данным таблицы видно, что отношение  торговой площади к общей увеличилось  на 27,08%. Это произошло за счёт увеличения торговой площади. Данный коэффициент  показывает, что торговая площадь  в магазине «Уралец» занимает 61% от общей площади магазина. До перевода на самообслуживание торговая площадь составляла 48%. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь магазина. Но постоянное увеличение может привести к уменьшению площади проходов для покупателей.

     Коэффициент установочной площади увеличился на 41% - торговая площадь стала использоваться более рационально. Площадь, занятая  торговым оборудованием стала составлять 31% от площади торгового зала магазина «Уралец». Коэффициент экспозиционной площади составил 0,71 это на 36,54% больше, чем до введения самообслуживания. Данный коэффициент мог быть ещё выше, но на его снижение повлияло наличие в общем количестве оборудования торгового зала охлаждаемых горок, которые имеют соотношение установочной и экспозиционной площади 1:1. Из всего можно сделать вывод, что торговая площадь магазина занятая установленным торговым оборудованием составляет 61%, а 39 % торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, для размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения товаров. В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина равное соответственно 70/30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного звена - реализация товара и обслуживание покупателей. 

2.2 Эффективность перевода магазина «Уралец» на самообслуживание 

     Перевод магазина «Уралец» на самообслуживание положительно сказалось на его деятельности. Небольшие изменения по торговой площади и по организации торгового процесса привели к высоким экономическим, технико-технологическим и социальным показателям. О чём свидетельствуют следующие данные (таблица 13). 

     Таблица 13 – Комплексная оценка эффективности деятельности магазина №7«Покупай-ка»

Показатели  При традиционном методе продажи товаров 2010 год При самообслуживании

2011 год

Отклонение 2011 год к 2010, %
Общая площадь магазина, кв.м. 184,4 184,4 - -
Торговая  площадь, кв.м.

В том  числе площадь торгового зала, кв.м.

Неторговая  площадь, кв.м.

89,3

84,2

95,1

112,0

100,4

72,4

+22,7

+16,2

-22,7

125,42

119,24

76,13

Площадь торгового зала, занятая технологическим  оборудованием (установочная), кв.м.

в %

Площадь занятая узлами расчётов, кв.м

в %

Площадь основных и боковых проходов для  покупателей в торговом зале, кв.м.

в %

Расчётное количество покупателей, которые одновременно могут находиться в торговом зале, человек

18,5

22

12,6

15

53

63

58

31,1

31

10,04

10

59,2

59

65

+12,6

+9

-2,56

-5

+6,2

-4

+7

168,11

140,91

79,68

66,67

111,7

93,65

112,07

Годовой товарооборот, тыс.р.

Прибыль от торговой деятельности, тыс.р.

Товарооборот  в покупных ценах, тыс.р.

Товарооборот  в сопоставимых ценах, тыс.р.

7200

419

5976

7200

18000

1770

14940

16071,4

+10800

+1351

+8964

+8871,4

250,0

422,43

250

223,21

Реализованные торговые надбавки:

в тыс.р.

в % к товарообороту

Издержки  обращения:

 в  тыс.р.

в % к товарообороту

В том  числе:

Заработная  плата, тыс.р.

в % к товарообороту

в % к издержкам обращения

Рентабельность, %

1224

17

805

11,18

504

7,0

62,6

5,5

3060

17

1290

7,17

677

3,76

52,48

9,8

+1836

-

+485

-4,01

+173

-3,24

-10,12

+4,3

250,0

-

160,25

64,13

134,33

53,7

83,63

168,96

Общая численность работников, человек

В том  числе:

Заведующих

Заместителей

Обслуживающий персонал

работников  торгового зала, из них:

Администраторов

Продавцов

Продавцов-консультантов

Кассиров

Контроллёров-кассиров

Уборщица

12

1

1

1

2

5

-

2

-

1

12

1

1

1

1

-

5

-

2

1

-

-

-

-

-1

-5

+5

-2

+2

-

-

-

-

-

50,0

-

-

-

-

-

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.р. 2160 4104 +1944 190,0
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.р. 1230 2900 +1670 235,77

 

           По данным таблицы можно сказать, что перевод магазина «Уралец» с традиционной формы обслуживания на самообслуживание был рациональным решением. Годовой розничный товарооборот увеличился на 150% и составил 18000 тыс.р., а товарооборот в сопоставимых ценах составил 16071,4 тыс.р. Таким образом, увеличение товарооборота на 1928,6 тыс.р. обусловлено увеличением цен на товары. Существенно увеличилась прибыль от реализации, она составила 1770 тыс.р. это на 1351 тыс.р. больше, чем было при традиционной форме обслуживания.

     Увеличились издержки обращения на 485 тыс.р., но снизился на 4,01% их удельный вес в розничном  товарообороте. Выросла рентабельность предприятия с 5,5% до 9,8% , таким образом, на 1 рубль товарооборота приходится 0,098 рубля прибыли (до перевода на самообслуживание – прибыль на 1 рубль товарооборота  составляла 0,06 рубля).

     Вырос фонд заработной платы на 173 тыс.р., что  составляет в среднем по 14,4 тыс.р. за год на одного работника. В % к товарообороту фонд заработной платы снизился на 46,3% и составил 3,76% от объёма товарооборота.

     Увеличилась среднегодовая стоимость основных фондов на 1944 тыс.р., что составляет 90% по сравнению с 2010 годом.

     В 2011 году руководством магазина «Уралец» были произведены несколько исследований. Анализ уровня торгового обслуживания проводился в магазине с помощью самих покупателей, т.е. проводился опрос. Покупателям предлагалось ответить на ряд вопросов в устной форме и заполнить анкеты. Метод опроса имеет ряд преимуществ перед статистическим, т.к. статистические данные по ряду интересующих нас показателей вообще отсутствуют. Оценка торговой ситуации, получаемая при помощи опроса, значительно полнее, чем традиционные статистические исследования. Особый интерес предоставляют опросы лиц, только что посетивших магазин, так как в данном случае получаем достаточно точные ответы на ряд вопросов. Это обусловливается тем, что в момент посещения и выхода из магазина у покупателя складывается определенное отношение к тому, как его обслужили. Имеется возможность не только определить качество обслуживания, но и более точно установить причины мотивированной реакции покупателя на уровень и качество обслуживания. В 2011 году в магазине  «Уралец» проводился опрос покупателей с целью оценки качества торгового обслуживания. Было опрошено 50 человек. Параллельно с устным опросом покупателей о качестве обслуживания был проведен анкетный опрос, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих.

     При письменном анкетном опросе вопросник  заполняли сами опрашиваемые. Предложенная нами анкета покупателю исключала получение  каких-либо ответов численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление  мнения покупателей.

     Данные  были проанализированы и составлены результаты исследований (рисунок 1). 

     

     Рис. 1 - Структура затрат времени в  магазине «Уралец» при традиционной форме обслуживания 

     

     Рис. 2 - Структура затрат времени в  магазине самообслуживания «Уралец» 

     Из  данных диаграмм видно, что обслуживание покупателей при переводе на самообслуживание значительно улучшилось. На 36% увеличилось  время на отбор товаров, что позволяет  покупателю лучше ознакомиться с  большим количеством товаров. Это  произошло в основном за счёт снижения затрат времени (на 27%) на ожидание очереди  к продавцу и за счёт кассового  расчёта (на 4%).

     По  результатам анкетирования были определены основные категории населения, совершающие покупки в магазине «Уралец» (таблица14). 

     Таблица 14– Категории населения, совершающие покупки в магазине «Уралец»

Категория граждан  Традиционная  форма обслуживания Самообслуживание Отклонение
Работающие  женщины, % 36 42 +6
Работающие  мужчины, % 12 14 +2
Молодые мамы, % 11 9 -2
Пенсионеры, % 38 30 -8
Дети, % 3 5 +2

 

     По  данным таблицы можно сказать, что  посещаемость магазина увеличилась  среди той категории граждан, которые ценят свободное время  – работающие женщины (на 6%). Магазины с традиционной формой обслуживания характеризуются постоянным наличием очередей к каждому отделу, в магазине самообслуживания очередь возникает  лишь в кассу.

     В связи с тем, что ассортимент  магазина вырос и появилось большое количество новых видов продукции, увеличилась и сумма, которую в среднем тратит один человек на одну покупку (таблица 15). 

     Таблица 15 – Средняя сумма покупки в магазине «Уралец»

Средняя сумма одной покупки До введения самообслуживания Самообслуживание Отклонение, %
82,3 124,1 +150,79

 

     Из  данных таблицы следует, что «средний чек» магазина увеличился на 50,79% или  на 41,8 рубля, что является одним из факторов увеличения розничного товарооборота. 
 
 

     Таблица 16 – Показатели, характеризующие деятельность магазина «Уралец»

Группа  показателей Показатели Формула расчёта Расчёты
Обслуживание  через прилавок, 2010 год Самообслуживание, 2011 год 2011 год к 2010 году, %
1. Эффективность использования основных  фондов Фондоотдача Розничный товарооборот

Среднегодовая стоимость ОФ

3,33 4,39 131,83
Фондоёмкость Среднегодовая стоимость ОФ

Розничный товарооборот

0,3 0,228 76,0
Фондовооружённость Среднегодовая стоимость ОФ

Среднесписочная численность работников

0,18 0,342 190,0
Товарооборот  на 1 кв.м торговой площади, тыс.руб. Розничный товарооборот

Площадь торговая

80,63 160,71 198,77
Прибыль на 1 кв.м. торговой площади, тыс.р. Прибыль

Площадь торговая

4,692 15,804 408,51
2. Эффективность использования оборотных  средств Оборачиваемость оборотных средств, дни  Среднегодовая Σ ОС

Однодневный товарооборот по покупным ценам

75,14 70,85 94,29
3. Эффективность использования трудовых  ресурсов Производительность  труда, тыс.р. Розничный товарооборот

Среднесписочная численность работников

0,6 1,5 250,0
 
Товарооборот  на 1 рубль расходов на оплату труда Розничный товарооборот

Расходы на оплату труда

14,29 26,59 186,07
Прибыль на 1 работника, тыс.р. Прибыль

Среднесписочная численность работников

34,92 147,5 422,39
Прибыль на 1 рубль расходов на оплату труда, тыс.р. Прибыль

Расходы на оплату труда

0,831 2,61 314,08
Коэффициент трудоёмкости Среднесписочная численность работников

Розничный товарооборот

1,67 0,67 40,12
4. Эффективность текущих затрат Уровень издержек обращения, % Σ издержек обращения *100%

Розничный товарооборот

11,18 7,17 64,13
Затратоодача (Товарооборот на 1 руб. текущих затрат) Розничный товарооборот

Σ издержек обращения

8,94 13,954 156,04
Рентабельность  текущих затрат, % Прибыль * 100%

Σ Издержек обращения

52,05 137,21 263,61
  Рентабельность  продаж, % Прибыль *100%

Розничный товарооборот

5,8 9,8 168,96

Информация о работе Продажа товаров методом самообслуживания