Продажа товаров методом самообслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Продажа товаров методом самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДАЖИ: СУЩНОСТЬ, ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 4
1.1 Основные формы торгового обслуживания 5
1.2 Магазины самообслуживания: основные типы и особенности организации 12
1.3 Показатели эффективности магазинов самообслуживания 21
2. АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «УРАЛЕЦ» 26
2.2 Эффективность перевода магазина «Уралец» на самообслуживание 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В МАГАЗИНЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 110.47 Кб (Скачать)

     Таблица 2 – Операции процесса продажи и  методы их выполнения при самообслуживании [2, с.75]

Операции  процессов продажи
    Методы выполнения операций
1. Самостоятельный осмотр товаров покупателями 1. Подготовка  товаров к продаже: доставка  товаров в таре-оборудовании от  поставщиков непосредственно в  торговый зал магазинов; предварительная расфасовка продовольственных товаров в промышленности, в опте, в централизованных фасовочных цехах торговых организаций.
2. Организация доступной для покупателей  выкладки товаров в торговом  зале: использование наиболее эффективных  приемов выкладки товаров; рациональное  размещение товаров в торговом  зале; группировка товаров по  потребительским комплексам и  микрокомплексам в непродовольственных магазинах; применение линейной системы расстановки оборудования в торговом зале.
3. Организация хранения личных  вещей покупателей по их желанию.
4. Обеспечение покупателей индивидуальными  корзинками, тележками, лотками и т.д.
5. Организация внутримагазинной информации о размещении товаров в торговом зале, об оказываемых дополнительных услугах.
6. Помощь покупателям со стороны  торгового персонала при выборе конкретных групп товаров.
2. Доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку 1. Организация  единого учла расчета как в продовольственных, так и в непродовольственных магазинах.
2. Регулирование напряженности узлов  расчета в соответствии с покупательским потокам по дням недели и часам дня.
3. Организация «экспресс-касс» для расчетов с покупателями, совершающими мелкие покупки.
4. Использование при расчетах «тандемного»  метода.
5. Применение технических средств для ускорения расчетов, в том числе: быстродействующих кассовых аппаратов; приставок к кассовым аппаратам для автоматической выдачи сдачи; автоматизированных кассовых аппаратов.
6. Исключение повторного контроля  покупок.
7. Использование телевидения для  контроля за покупками.

 

     Социальный  и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта  форма дает возможность существенно  сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров  и, следовательно, увеличить свободное  время покупателей. Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, но и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку  в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров.

     Широкое развитие самообслуживания способствует относительному сокращению потребности  в торговой площади, более рациональному  использованию трудовых ресурсов. Отечественная  и зарубежная практика торговли показывает, что по этой форме можно продавать практически все продовольственные товары и большинство непродовольственных.

     Различают полное и частичное (ограниченное) самообслуживание. Полным считается самообслуживание, если все товары реализуются в  магазине данным методом. Частичным  самообслуживание является в том  случае, если некоторые товары продают  непосредственно продавцы. Такие  товары, как правило, поступают в  магазин в нерасфасованном виде, и предварительная их фасовка не является целесообразной. Доля продаваемых путем самообслуживания товаров должна составлять не менее 70 % общего объема розничного товарооборота магазина.

     Кроме того, различают магазины с полным или частичным обслуживанием. При  полном обслуживании в обязанности  продавца-консультанта входит готовность лично помочь покупателю на всех этапах поиска, сравнения и выбора товара. Частичное же обслуживание предполагает возможность подключения продавца к поискам покупателем того или  иного товара либо предложение консультации относительно представленных в магазине товаров.

     Опыт  продажи товаров с помощью  самообслуживания при правильном решении  ряда организационно-технологических  вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с традиционным методом (таблица 3).

 

      Таблица 3 – Сравнительная характеристика традиционного (через прилавок) метода продажи и самообслуживания [3, с. 407] 

Методы Преимущества Недостатки
Традиционный обеспечивает  сохранность товара; более квалифицированные консультации включает много  операций (более затратный); замедляется обслуживание (низкая пропускная способность); есть вероятность образования очереди; существенные затраты на персонал
Специфика Особую  роль играет профессиональный уровень  продавца 
 
 
 
 
 
Самообслуживание свободный доступ к товарам; увеличение пропускной способности; экономия времени покупателей; благоприятные условия для совершения импульсивных покупок; эффективное использование трудовых ресурсов, торговых площадей и оборудования; рост объемов продаж, снижение издержек и повышение производительности труда более высокие  единовременные затраты на организацию технологического процесса продажи; специфика планировки, торгово-технологического оборудования, система защиты от краж; более высокие затраты на забывчивость покупателя
Специфика Отсутствие  психологического барьера при выборе покупки

 

     Однако  следует отметить, что метод самообслуживания проявляет свои преимущества только при условии соблюдения целого ряда принципиальных положений:

     а) разработка оптимального планировочного решения торгового зала;

     б) неограниченный вход покупателей и  свободный доступ к выложенным на оборудовании товарам;

     в) использование покупателями при  отборе товаров инвентарных корзин или тележек;

     г) возможность получения в любое  время консультации или помощи консультанта-продавца;

     д) свободная ориентация покупателей в торговом зале, обеспеченная рациональной системой указателей и других информационных средств;

     е) преобладание продаж методом самообслуживания (не менее 70 %) в общем товарообороте.

     Разработка  оптимального планировочного решения  предполагает, как правило: линейную планировку оборудования, размещение единого узла расчета у выхода из торгового зала, строгое разделение входящих и выходящих потоков, рациональное размещение секций, товарных групп  и зон приложения труда продавцов. 

1.2 Магазины самообслуживания: основные типы  и особенности  организации 

     Торговля  через прилавок воспринимается как  анахронизм, особенно в том случае, если речь идет о большом продовольственном  магазине площадью 500 кв. метров и больше. Но что делать владельцам магазина с торговым залом площадью 100-200 кв. метров, решившимся провести переоборудование своего магазина. Они не знают окупят ли себя инвестиции в организацию на такой площади магазина самообслуживания.

     В советское время розничная торговля воспринималась как конечное звено  в цепи распределения потребительских  товаров, но никак не самостоятельный  бизнес. С такой позиции и планировалось  развитие отрасли, размещение торговых объектов и величина отдельных предприятий. В результате - повсеместно превалируют  объекты площадью менее 300 кв. метров. Пока количество наименований продуктов, представленных на региональных рынках, было невелико, а покупатель не требователен, в том числе по причине достаточно ограниченного дохода, розничная  торговля развивалась медленно. Теперь же рынок пришел в движение. Ситуация на большинстве региональных рынков более критичная, чем в столице: местные сети только начали развиваться.

 

      Таблица 4 – Рекомендуемая структура  площадей различных видов помещений  в магазинах самообслуживания [3, с.357]

Форма товарной специализации магазинов Торговая  площадь ,% Площадь приёмки, хранения и подготовки товаров  к продаже, % Площадь подсобных помещений, % Площадь административно-бытовых и технических  помещений Итого, %
всего В том числе  торгового зала
Продовольственные 60 55 25 8 6 100
Универмаги 54 56 31 9 6 100
«Товары для детей» 58 56 27 9 6 100
«Товары для молодёжи» 60 58 25 9 6 100
«Товары для женщин» 61 59 24 9 6 100
«Товары для мужчин» 61 59 24 9 6 100
«Товары для дома» 57 55 28 9 6 100
Галантерея 63 61 23 8 6 100

 

     Считается, что перевод магазина на самообслуживание способен увеличить товарооборот как  минимум в три раза. Практики же торговли называют более скромные результаты. По данным Олега Хабибулина, главы екатеринбургской сети "Купец", включающей как магазины самообслуживания, так традиционной торговли, товарооборот нескольких магазинов сети после перевода их на форму самообслуживания повысился примерно на 30 процентов. Речь идет о небольших по площади магазинах. Большинство специалистов уверены, что перевод на самообслуживание увеличит эффективность работы магазина в любом случае, если им грамотно управлять. Но величина прироста выручки зависит от множества факторов: места расположения магазина, площади и организации торгового помещения, ассортимента.

     За  последние 10 лет магазины самообслуживания стали неотъемлемой частью современной  жизни. Если в начале 90-х супермаркеты были в новинку российскому покупателю, то сегодня они есть практически на каждом углу. Подавляющее большинство магазинов работают в рамках этой системы (таблица 5).  

     Таблица 5 - Типы предприятий розничной торговли и основные признаки их характеризующие [ГОСТ Р 51773-2001] [6]

Предприятие розничной торговли Торговая  площадь не менее, кв.м. Ассортимент товаров Формы торгового  обслуживания
Вид Тип
Универсальный магазин Гипермаркет 5000 Универсальный ассортимент продовольственных  и непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание
Универмаг 3500 – городская  торговля

650 –  сельская торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных  товаров Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Универмаг «Детский мир» 2500 Универсальный ассортимент непродовольственных  товаров для детей Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Магазин-склад 650 Универсальный ассортимент продовольственных  и (или) непродовольственных товаров Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары
Универсам (супермаркет) 400 Универсальный ассортимент продовольственных  товаров; широкий ассортимент непродовольственных  товаров частного спроса Преимущественно самообслуживание
  Товары повседневного  спроса 100 Продовольственные и непродовольственные товары Преимущественно самообслуживание
Специализированный  продовольственный магазин Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.д. 18 В соответствие со специализацией магазина Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через  прилавок
Специализированный  непродовольственный магазин Мебель, Хозяйственные  товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани 18 В соответствие со специализацией магазина Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Магазины  прочей товарной специализации Природа, Семена, Зоомагазин, Книги 18 В соответствие со специализацией магазина Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Информация о работе Продажа товаров методом самообслуживания