Продажа товаров методом самообслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Продажа товаров методом самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДАЖИ: СУЩНОСТЬ, ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 4
1.1 Основные формы торгового обслуживания 5
1.2 Магазины самообслуживания: основные типы и особенности организации 12
1.3 Показатели эффективности магазинов самообслуживания 21
2. АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «УРАЛЕЦ» 26
2.2 Эффективность перевода магазина «Уралец» на самообслуживание 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В МАГАЗИНЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 110.47 Кб (Скачать)

     Таким образом, преимущества перехода на самообслуживание очевидны. Тем не менее, в ряде случаев  модернизация системы торговли приводит к обратному результату. На первый взгляд этот факт может показаться парадоксальным, однако более пристальный  взгляд на самообслуживание позволяет  обнаружить целый ряд недостатков:

     а) Не окупившиеся затраты - известно, что издержки при переходе на самообслуживание сокращаются. Но не все сразу. Прежде, чем добиться желаемого результата, придется затратить немалые деньги на переоборудование магазина. Причем, по опыту магазинов, перешедших на самообслуживание несколько лет назад, издержки окупаются не сразу. Чем меньше объем товарооборота магазина, тем дольше придется ждать существенных результатов.

     б) Воровство - согласно широко распространенному  мнению, когда товар находится  в свободном доступе, его гораздо  проще пронести мимо кассы. Воровство - дело рук, как покупателей, так и  продавцов, причем потери от нечистого  на руку персонала значительно превышают  ущерб, нанесенный магазину вороватыми клиентами. Вступив в сговор с  кассиром и охранником, продавец легко  может вынести дорогостоящую  колбасу, оформив ее как дешёвый  творожный сырок.

     Для магазинов самообслуживания характерен определенный уровень потерь товаров, связанный с «забывчивостью»  покупателей и мелкими хищениями  товаров. В крупных магазинах  самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота.

     Практика  самообслуживания в нашей стране и за рубежом позволила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих  эту форму торгового обслуживания:

     1) размещать запасы товаров на  одном уровне с торговым залом;

     2) изолировать помещение приёмочной от кладовых;

     3) не провозить запасы товаров  через служебный вход;

     4) иметь планировку торгового зала  в форме прямоугольника;

     5) размещать оборудование для выкладки  товаров на одной оси с кассами;

     6) размещать наиболее удобные для  хищения товары в зоне эффективного  наблюдения;

     7) располагать рядом с входом-выходом  застекленную кабину администратора, причем она должна быть на  несколько ступенек выше уровня  пола;

     8) применять прозрачную упаковку  товаров и достаточно жёсткие  этикетки, которые не отклеиваются;

     9) перекрывать перегородки и стойки  оборудования зеркалами, особенно  выпуклыми;

     10) использовать настенные зеркала  специального назначения, которые  в торговом зале представляют  собой обычное зеркало, а со  стороны подсобного помещения  являются прозрачным стеклом,  через которое хорошо просматривается  торговый зал;

     11) устанавливать при входе в  магазин турникет, действующий только  в одном направлении.

     в) Неуниверсальность - разумеется, воровство и затраты на переоборудование магазина не являются непреодолимой преградой на пути перехода к самообслуживанию. На модернизацию магазина можно взять кредит в банке. Современные системы безопасности - магнитные датчики, видеонаблюдение - позволяют свести к минимуму потери от воровства. Однако большинство специалистов все же считают, что, несмотря на все преимущества самообслуживания, прилавочная система торговли, в том числе и в сетевых магазинах, сохранится. Это связано с тем, что самообслуживание не является универсальной формой торговли, применимой для всех типов товаров и торговых предприятий. Некоторой продукцией, например тортами или свежим мясом, можно торговать только с прилавка. Во-первых, этот товар требует аккуратного обращения, что не всегда можно гарантировать в условиях, когда он находится в свободном доступе. Во-вторых, он считается достаточно сложным и нередко требует профессиональной консультации продавца. Поэтому даже в супермаркетах в ряде отделов приходится сохранять прилавки. В первую очередь это кондитерские изделия, кулинария, в ряде магазинов - кофейные лавки. Покупателям не всегда легко разобраться в разнообразии сортов весового кофе. Иногда в рамках прилавочной торговли оставляют колбасу, сыр, молочные продукты. Все вышеперечисленное представляет собой товар высокой ценовой категории, поэтому затраты на заработную плату стоящим за прилавком продавцам-консультантам, как правило, окупаются, однако в большинстве магазинов стараются свести прилавки к минимуму.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «УРАЛЕЦ»

     Магазин  «Уралец» был открыт в 2000 году, форма обслуживания была традиционной – через прилавок. В январе 2011 года состоялось второе открытие магазина, но уже с использованием прогрессивного метода продажи – самообслуживания. Магазин расположен в пригороде г. Нижний Тагил в посёлке Уралец, на главной улице.

     Главной функцией данного магазина является продвижение продовольственных  товаров к конечному потребителю. Внешние функции – сбыт товаров, маркетинговые исследования, информационные, финансовые. Внутренние функции –  организация процесса торговли (закуп  и сбыт), обеспечение сохранности  и проверка качества продаваемого товара, создание благоприятных условий  для социально-культурной жизни  сотрудников предприятия. Все предприятие  поделено на определенные участки работ, осуществляющие определенные функции.

     Основная  сфера деятельности: розничная торговля продовольственными товарами народного  потребления.

     Часы  работы: с 8 до 23 часов, без перерывов и выходных.

     Магазин «Уралец» - один из самых популярных магазинов в данном посёлке. Он единственный переведён на самообслуживание и остаётся единственным магазином данного формата в этом посёлке.

     Согласно  принятой классификации «Уралец» попадает в разряд мелких. Общая площадь составляет 184,4 кв. м., в том числе, торговая площадь – 112,0 кв.м., складские помещения – 42 кв.м.

     Оценить деятельность магазина в первый год  его работы по методу самообслуживания помогут следующие данные (таблица 10). 

     Таблица 10 – Основные экономические показатели магазина «Уралец»

Показатели 2010 год 2011 год Прирост
Абсолютный, тыс.р. Относительный, %
Розничный товарооборот, тыс.р. 7200 18000 +10800 250,0
Товарооборот  в сопоставимых ценах, тыс.р. 7200 16071,4 +8871,4 223,21
Издержки  обращения 805 1290 +485 160,25
Уровень издержек обращения, % 11,18 7,17 -4,01 64,13
Валовой доход, тыс.р. 1224 3060 +1836 +250
Уровень валового дохода, % 17,0 17,0 - -
Прибыль, тыс.р. 419 1770 +1351 422,43
Рентабельность  продаж, % 5,8 9,8 +4,0 168,96
Торговая  площадь, кв.м. 89,3 112,0 +22,7 +125,42
Численность, человек 12 12 - -
Товарооборот  на 1 работника, тыс.р. 600 1500 +900 +250
Товарооборот  на 1 кв.м., тыс.р. 80,63 160,7 +80,07 199,3

 

     Из  данных таблицы видно, что товарооборот вырос в 2,5 раза, этому способствовало увеличение торговой площади на 22,7 кв.м. (или на 25,45%), что привело  к увеличению коэффициента выставочной  площади. Уровень издержек обращения  в объёме товарооборота снизился на 4,01%. За счёт увеличения товарооборота  вырос валовой доход (на 150% или  на 1836 тыс.р.), а следовательно возросла и прибыль (на 1351 тыс.р. по сравнению с магазином до перевода его на самообслуживание). Было закуплено новое оборудование, все работники прошли курсы по обучению. За счёт переобучения удалось сохранить прежний штат работников и численность человек не изменилась. Товарооборот на 1 кв.м.вырос на 99,3% этому способствовал рост розничного товарооборота и увеличение площади выкладки.

     Структура товарооборота не изменилась, но значительно  расширилось количество наименований предлагаемых товарных групп (таблица 11), за счёт увеличения площади выкладки.

     Таблица 11 - Структура товарооборота магазина «Уралец»

Наименование  товарной группы До перевода на самообслуживание 2010 год После перевода на самообслуживание 2011 год Темпы роста
кол-во, тыс.р. % кол-во, тыс.р. % кол-во, тыс.р. %
Мясо  и птица 810,0 11,25 1917,0 10,65 +1107 -0,6
Колбасные изделия 786,24 10,92 2023,2 11,24 +1236,96 +0,32
Рыба  и рыбопродукты 380,16 5,28 757,8 4,21 +377,64 -1,07
Масло животное 282,96 3,93 460,8 2,56 +177,84 -1,37
Масло растительное 210,96 2,93 356,4 1,98 +145,44 -0,95
Жиры  прочие 76,32 1,06 273,6 1,52 +197,28 +0,46
Молоко  и молочные продукты 582,48 8,09 2017,8 11,21 +1435,32 +3,12
Сыр 126,0 1,75 365,4 2,03 +239,4 +0,28
Яйца  и яйцепродукты 258,48 3,59 576,0 3,2 +317,52 -0,39
Сахар 380,16 5,28 738,0 4,1 +357,84 -1,18
Кондитерские  изделия 684,0 9,5 1764,0 9,8 +1080 +0,3
Чай, кофе 177,84 2,47 468,0 2,6 +290,16 +0,13
Хлеб  и хлебобулочные изделия 582,48 8,09 1641,6 9,12 +1059,12 +1,03
Мука 126,0 1,75 234,0 1,3 +108,0 -0,45
Крупы 101,52 1,41 264,6 1,47 +145,08 +0,06
Макаронные  изделия 50,4 0,7 198,0 1,1 +147,6 +0,4
Овощи 190,08 2,64 342,0 1,9 +151,92 -0,74
Фрукты, ягоды, в том числе замороженные 486,0 6,75 1170,0 6,5 +684,0 -0,25
Вино-водочные изделия, пиво 738,0 10,25 2156,4 11,98 +1418,4 +1,73
Прочее 169,92 2,36 275,4 1,53 +105,48 -0,83
ИТОГО 7200 100 18000 100 +10800  

 

     По  данным таблицы видно, что товарооборот после перевода на самообслуживание увеличился на 10800 тыс.рублей, это произошло в большей степени за счёт увеличения объёма продаж и увеличения наименований продаваемой продукции. Наибольший темп роста составили следующие группы товаров: молоко и молочные продукты на 3,12%, хлеб и хлебобулочные изделия на 1,03%, вино-водочные изделия на 1,73%. В течении полугода после открытия количество наименований увеличилось на 25%. Что даёт возможность постоянного обновления товара и привлечения группы клиентов, любящих всевозможные новинки. Даже не смотря на снижение темпов роста отдельных товарных групп в процентах, это не отразилось на общем объёме товарооборота, за счёт его увеличения в 2,5 раза.

     Исследователями – маркетологами давно было замечено, что пришедший в магазин покупатель в 80% случаев принимает окончательное решение о покупке непосредственно перед витриной или прилавком, то есть только тогда, когда он видит товар. На это решение влияет множество факторов – ассортимент товара, цены, планировка магазина, расположение отделов в нем, организация выкладки товара, размещение рекламных материалов, продавец, атмосфера магазина. Руководство магазина «Уралец» изучило все данные факторы и были созданы все возможные условия, чтобы повысить продажи, а следовательно и товарооборот.

     Но  самое современное оформление торгового  зала, идеально проведённая реконструкция, лучшее в мире торговое оборудование, полнейшая автоматизация, красочное  оформление витрин и другие факторы  не будут иметь ровным счётом никакого значения для повышения эффективности  работы магазина, если в нём отсутствует  главное - глубоко продуманная концепция  и чётко работающая схема торгово-технологических  процессов. Разработка концепции магазина - это и есть построение наиболее рациональной организации всех оперативных процессов торгового предприятия, направленное на максимально эффективное обслуживание покупателей. Одной из важных составляющих концепции магазина является технологическая планировка, обеспечивающая наиболее рациональную организацию оперативных процессов.

     Рациональное  использование площадей торгового  предприятия означает то, что каждый квадратный метр помещения учитывается  в операционном процессе и выполняет  в нём строго определённую функцию. Задача была заключена в том, чтобы  заставить работать каждый метр площади  с наибольшей отдачей. Для разгрузки транспортных средств в магазине «Уралец» оборудованы специальные места. Помещение для приемки товаров по количеству и качеству примыкают к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров имеет кратчайшее расстояние с торговым залом. Помещение для хранения оснащены соответствующим технологическим требованием – стеллажами, подтоварниками.

Информация о работе Продажа товаров методом самообслуживания