Продажа товаров методом самообслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Продажа товаров методом самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДАЖИ: СУЩНОСТЬ, ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 4
1.1 Основные формы торгового обслуживания 5
1.2 Магазины самообслуживания: основные типы и особенности организации 12
1.3 Показатели эффективности магазинов самообслуживания 21
2. АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «УРАЛЕЦ» 26
2.2 Эффективность перевода магазина «Уралец» на самообслуживание 32
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В МАГАЗИНЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 110.47 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДАЖИ: СУЩНОСТЬ, ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 4

1.1 Основные формы торгового обслуживания 5

1.2 Магазины самообслуживания: основные типы и особенности организации 12

1.3 Показатели эффективности магазинов самообслуживания 21

2. АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «УРАЛЕЦ» 26

2.2 Эффективность перевода магазина «Уралец» на самообслуживание 32

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В МАГАЗИНЕ 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Продажа товаров методом самообслуживания – один из самых удобных для  покупателей методов продажи  товаров, который распространён  за рубежом и был распространён  в России в дореформенный период. Инфляция и последующие скачки цен, сильнейший дефицит и обострение воровства в магазинах привели  к тому, что большинство магазинов  в 1990-1991 годы перешли от самообслуживания к торговле через прилавок. В настоящее  время происходит возрождение магазинов  самообслуживания, с каждым днём их удельный вес среди различных  методов продажи товаров увеличивается. За последние 10 лет магазины самообслуживания стали неотъемлемой частью современной  жизни. Всё большее количество руководителей  торговых предприятий решают перевести  свои магазины на самообслуживание.

     Целью данной курсовой работы является оценка эффективности самообслуживания. То есть изучение экономических, технико-технологических и социальных показателей работы магазина  «Уралец» после перевода его на самообслуживание. Для оценки эффективности перевода магазина на самообслуживание данные показатели будет проведён сравнительный анализ данных за 2010 и 2011 годы и сделаны выводы.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является магазина  «Уралец»

     Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы необходимо реализовать следующие задачи:

     а) изучение прогрессивных методов  продажи товаров в России

     б) определены основные формы торгового  обслуживания

     в) изучены основные типы и особенности  организации магазинов самообслуживания

     г) проанализированы основные экономические, технико-технологические и социальные показатели магазина  «Уралец» до и после перевода на самообслуживание

     д) проанализирована организация обслуживания в магазине  «Уралец»

     е) определена эффективность внедрения  самообслуживания  «Уралец»

     Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе основное внимание уделено теоретической части исследования, рассматривается значимость перевода магазинов на самообслуживание. Дано определение понятию – «метод самообслуживания», рассматриваются основные типы магазинов самообслуживания.

     Во  второй главе проведен анализ экономических  показателей магазина «Уралец», дана организационно-экономическая характеристика, в которой излагаются сведения о деятельности предприятия, приведены основные показатели. Анализируется организация обслуживания в магазине  «Уралец», оценивается эффективность внедрения самообслуживания.

     Третья  глава представляет собой рекомендательную часть работы, содержащую перечень мероприятий направленных на совершенствование  деятельности предприятия. Рассчитываются издержки, представлен план инвестиционных затрат, прогнозируются финансовые результаты.

     В данной дипломной работе были использованы следующие материалы: отчётные данные о финансовых, технико-технологических  показателях магазина «Уралец».  
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОДАЖИ: СУЩНОСТЬ, ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

     продажа самообслуживание магазин

     Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли, в ней завершается процесс  обращения товаров. Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц. Последнее десятилетие стало  революционным для розничной  торговли в России. Начался переход  на европейские стандарты в технологии, ассортиментной насыщенности и уровне обслуживания. Были созданы относительно новые для нашей страны форматы  розничных предприятий. На смену  эпохе распределения пришла эпоха  конкурентного, свободного от государственного контроля розничного бизнеса. Торговля претерпела серьёзные структурные  изменения и, благодаря своим  масштабам и влиянию на уровень  жизни населения, стала играть важнейшую  роль в экономике страны. Магазины, имеющие статус торгового предприятия, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, состоят на хозяйственном расчёте, имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом  или положением.

     Переход к рыночным отношениям ведёт к  демонополизации розничной торговли и появлению торговых предприятий  различных форм собственности. На смену  монопольной системе государственной  и кооперативной торговли медленно, но неизбежно приходит система свободного предпринимательства, основанная на самостоятельности  и независимости хозяйствующих  субъектов.

     Розничная торговля конца XX начала XXI в. - это сложный - многоуровневый и предельно консервативный бизнес. Ее основными чертами является тесная связь с потребителем (вовлеченность последнего в процесс создания услуги), низкая мобильность услуг (локализация бизнеса), высокая интерактивность операций (частота контактов с покупателями) и устоявшийся состав затрат.

     Сегодня в России насчитывается более 1 млн. розничных торговцев, от уличных  продавцов хот-догов, до сетей супермаркетов, таких как «Мегамарт», «Копейка», «Пятерочка». Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей.

     Реализация  товаров населению производится либо в магазинах, либо вне магазинов - в мелкорозничной стационарной и  передвижной сетях, через посылочную торговлю, торговых агентов, через телемагазины и компьютерные сети.

     Через магазины реализуется основная часть  товаров. Они имеют наибольший удельный вес в общем количестве розничной  торговой сети. Такое положение обусловлено  рядом преимуществ: в них концентрируется  более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной  технологии и механизации торговых процессов, улучшение условий труда, повышение культуры обслуживания населения.  

1.1 Основные формы  торгового обслуживания 

     Магазинная и внемагазинные формы продажи характеризуются специфическими условиями доведения товаров до населения. Однако наилучшие условия для обслуживания покупателей могут предоставить только магазины. Прежде всего, это объясняется возможностью использования в магазинах различных форм торгового обслуживания населения - в зависимости от конкретных условий. Форма торгового обслуживания - это организационный прием, представляющий собой сочетание методов продажи товаров, т. е. совокупностей приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров. В наибольшей мере условию экономической эффективности работы розничных торговых предприятий, обеспечению высокой культуры обслуживания покупателей отвечает применение следующих форм торгового обслуживания:

     а) самообслуживание;

     б) продажа товаров по образцам;

     в) продажа товаров по каталогам;

     г) индивидуальное обслуживание через  прилавок.

     Каждой  из этих форм торгового обслуживания присуща определенная структура  технологических операций, выполняемых  на разных стадиях процесса продажи (таблица 1). 

     Таблица 1 – Операции процесса продажи товаров  при различных формах торгового  обслуживания [2, с.73]

Формы торгового обслуживания Операции  процесса продажи
 
    Ознакомление  покупателей с товарами
    Расчет за покупку, ее комплектность, оформление и отпуск покупателям
Самообслуживание Самостоятельный осмотр товаров покупателями Самостоятельный отбор товаров; доставка товаров покупателями в узел расчета; расчет за покупку
Продажа товаров по образцам Самостоятельный осмотр товаров покупателями; демонстрация товаров в действии торговым персоналом Расчет за покупку, оформление доставки купленных товаров, доставка купленных товаров но указанному покупателями адресу
Продажа товаров по каталогам Ознакомление  с ассортиментом реализуемых по каталогам товаров на почте, оптовом или производственном предприятии Оформление  заказа на выбранные товары, расчет за покупку; доставка заказанных товаров в почтовые отделения или на дом покупателю
Индивидуальное  обслуживание через прилавок Показ товаров  торговым персоналом Расчет за покупку, отпуск товаров покупателям торговым персоналом

 

     Традиция  продавать товары через прилавок обслуживания зародилась со времени  появления товарообменных процессов  и сохраняется и в наше время. Универсальность процесса организации  розничной продажи делает традиционный метод приемлемым для реализации продовольственных и широкого круга  непродовольственных товаров. Традиционный метод розничной продажи (продажа  через прилавок) - метод розничной  продажи товаров, при котором  продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и  отпускает товар. Данный метод предусматривает  все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание.

     Традиционное  обслуживание используется, если товар  поступает не подготовленным к продаже, требует взвешивания, отмеривания  и других операций, выполняемых продавцом. Обслуживание продавцом рекомендуется, прежде всего при продаже товаров, которые требуют более подробных разъяснений. В США, например, этот метод продажи используется преимущественно в специализированных магазинах (булочных, мясных, обувных и т. п.)[2, с. 404].

     В магазинах, торгующих через прилавок, процесс продажи более затратный, включает много операций, большая  часть которых является трудоемкой. Так, выявление спроса сопровождается предложением и показом товаров. Далее оказывается помощь при  выборе и осуществляются консультации и предложение сопутствующих товаров, новинок. И только после этого выполняются операции по взвешиванию, отмериванию; проводятся расчеты за товары; товары упаковываются и выдаются покупателю.

     Таким образом, процесс обслуживания занимает много времени, пропускная способность  магазина невелика, существенны затраты  на персонал, высока вероятность образования очереди. Кроме того, важно отметить, что продавец осуществляет весь процесс обслуживания и он должен обладать высоким профессиональным уровнем. От него требуется хорошее знание ассортимента, грамотное и быстрое выполнение всего цикла технологических операций и соблюдение этики взаимоотношений с покупателями. Известно, что далеко не каждый работник отвечает требованиям профессионального мастерства, что вызывает дополнительные сложности в организации обслуживания и требует от менеджера торгового зала особого внимания и контроля.

     В связи с этим, если позволяют условия, целесообразно использовать метод  самообслуживания.

     Самообслуживание - это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета. Самообслуживание не исключает возможности отпуска  товаров, требующих нарезки, отмеривания  или взвешивания, продавцами при  условии, что прилавки находятся  в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной  оплаты их стоимости в кассе.

     Основными операциями процесса продажи товаров  при самообслуживании являются: самостоятельный  осмотр и отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку.

     Торговому и технологическому процессам соответствуют  определенные методы их организации (таблица 2). 

Информация о работе Продажа товаров методом самообслуживания