Приемы и методы экономического анализа в качестве форм контроля на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Экономический анализ - важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовым описанием.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭА.docx

— 146.71 Кб (Скачать)

· определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора

Пример. Воспользовавшись данными табл. 2, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:

Рассчитаем влияние  на объем товарной продукции каждого  фактора:

Результаты расчетов те же , что и при использовании  предыдущего способа.

Интегральный  метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.

Можно использовать также уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной  литературе [4]:

1. Модель вида  :

 

2. Модель вида  :

3. Модель вида  :

4. Модель вида  :

     Рассмотрим  возможность использования основных методов детерминированного анализа, обобщив вышеизложенное в виде матрицы (табл.3).

Таблица 3

Матрица применения способов детерминированного факторного анализа

Модели

Способы

Мультипликативные Аддитивные Кратные Смешанные
Цепной  подстановки + + + +
Абсолютных  разниц + - + -
Относительных разниц + - -
Интегральный + - +
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Пример использования  экономического анализа  для проведения  контроля финансовой  деятельности предприятия

     Используя экономический анализ в качестве формы контроля, можно проанализировать и дать оценку текущего и будущего состояния многих характеристик деятельности предприятия: анализ материальных ресурсов, анализ основных фондов, анализ производства и реализации продукции, анализ себестоимости продукции, анализ использования трудовых ресурсов, анализ финансового состояния предприятия, анализ использования рабочего времени, анализ продуктивности труда, анализ использования фонда заработной платы и т.д.

     Мы  в качестве примера произведем анализ финансового состояния предприятия. Финансовое состояние является важнейшей характеристикой предприятия, поэтому экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия должен выполняться на основе показателей, характеризующих финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. (2)

      Для анализа используем такие общие аналитические показатели, как рентабельность, себестоимость и объем реализованной продукции и рассчитаем размеры влияния на прибыль указанных выше факторов применительно к данным рассматриваемого предприятия. 

3.1. Методика анализа  прибыли предприятия.

     Для анализа прибыли предприятия  используем следующую методику:

  1. Дадим краткую характеристику предприятия.
  2. Проделаем анализ динамики показателей за 3 года (графически) (рис. 3).

      3. Сравним динамику основных показателей за базовый и текущий  
                годы и сделаем выводы по ним.

      4. Произведем факторный анализ деятельности предприятия  
                   по следующему принципу:

      1. Влияние на прибыль изменений  отпускных цен на реализованную  продукцию ±Р1,:

      ±Р112

      где Р1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

      Р2 — реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

      2. Влияние на прибыль изменений  в объеме продукции ±Р2. Рассчитаем коэффициент роста объема реализованной продукции:

      ±Р2 = Р0К1 — Р0

      где Р0 — прибыль базисного периода;

      К1, — коэффициент роста объема реализованной продукции.

      К11.00

      где С0 — себестоимость реализованной продукции базисного периода;

      С1.0,— себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

      3. Влияние на прибыль изменений  в объеме продукции за счет  структурных сдвигов в составе  продукции ±Р3.

      Рассчитаем  коэффициент роста объема продукции  в оценке по отпускным ценам:

      ±Р3021)

      где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

      К21.00

      где Р0 — реализация в базисном периоде;

      Р1.0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

      4. Влияние на прибыль экономии  от снижения себестоимости продукции  ±Р4:

      ±Р4 = С1.0 - С1

      где С1.0— себестоимость реализованной продукции за отчетный период

      в ценах базисного периода;

      С1 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.

      5. Влияние на прибыль изменений  себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции  ±Р5:

      ±Р5 = С0К2 - С1.0

      Рассчитаем  размеры влияния на прибыль указанных  выше факторов применительно к данным рассматриваемого предприятия.

      6. Влияние изменения отпускных  цен на материалы и тарифы  ±Р6. Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от реализации продукции составило:

      

      5. Планирование прибыли на будущий  год.

      6. Сделаем окончательный анализ:

      - изменения прибыли,

      - причины (почему и насколько),

      - выводы (хорошо или плохо),

      - свои предложения. 

3.2. Расчетно-аналитическая часть 

     Рассмотрим  общую характеристику деятельности предприятия «Визит».

      Основной  целью деятельности предприятия является получение прибыли. Основными видами его деятельности являются торгово-закупочная деятельность, оптовая и розничная торговля. Предприятие занимается производством изделий из дерева, необходимых населению и имеющих большой спрос, снабженческо-сбытовой и благотворительной деятельностью.

      Основная  деятельность – производством изделий  из дерева, необходимых населению  и имеющих большой спрос.

      Предприятие имеет следующие показатели:

      - имущество предприятия оценено  в размере 89115 тыс. рублей;

      - количество работающих – 170 человек;

      - производственная мощность –  20 тонн.

      Более подробную характеристику деятельности предприятия рассмотрим в последующих  таблицах. 
 
 
 

3.2.1. Динамика основных показателей ОсОО «Визит» за 3 года

  Показатели   2003   2004   2005
  Прибыль, (тыс. руб.)   2185   3074   4406
  Себестоимость продукции, (тыс. руб.)   9890   12809   16948
  Рентабельность, (%)   22   24   26
  Объем реализации продукции, тыс.руб.   12075   15883   21354

      Таблица 1. Характеристика основных показателей  за 3 года 

      

      Рис 3. График основных показателей за 3 года - 2003 – 2005 гг.

      

      Рис 4. График рентабельности за 2003 – 2005 гг.

      Из  таблицы 1 и графиков основных показателей  ОсОО «Визит» (рис. 3 и 4) видно, что за прошедшие годы значительно увеличились масштабы деятельности предприятия: объем от реализации, прибыль и себестоимость стабильно увеличивались на протяжении трех лет, а рентабельность по сравнению с 2004 годом так же выросла на 2% (табл. 2).

  Показатели   Базовый   Текущий   Динамика
  Абсол. измен.   Темпы роста
  Выручка от реализации продукции тыс.руб.   15883   21354   +5471   134%
  Себестоимость, тыс. руб.   12809   16948   +4139   110,7%
  Прибыль, тыс. руб.   3074   4406   +1332   140%
  Рентабельность, %   24   26   +2   -
  Цена, тыс.руб.   0,158   0,213   +0,055   135%

  Таблица 2. Динамика основных показателей за базовый и текущий годы

      На  основе полученных результатов можно  сделать следующие выводы. По динамике основных показателей (Таблица №2). За прошедший год не очень значительно  увеличились масштабы деятельности предприятия: объем реализации увеличился, составив 134% от объема реализации 2004 года. При этом, производственная себестоимость  реализации товаров увеличилась, составив 11,7% от себестоимости реализованной  продукции в 2004 году. В результате этого увеличилась разница между  выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции и, как  следствие, увеличилась прибыль  от реализации продукции и составила 140% по отношению к прошлому году.

Информация о работе Приемы и методы экономического анализа в качестве форм контроля на предприятии