Приемы и методы экономического анализа в качестве форм контроля на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Экономический анализ - важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовым описанием.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭА.docx

— 146.71 Кб (Скачать)

1.3. Экономический анализ и управление

     Экономический анализ хозяйственной деятельности является одной из важнейших функций  управления, осуществление которой  необходимо для обеспечения эффективной  работы предприятия. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия можно определить как приложение теоретических основ экономики предприятия и аналитических разделов бухгалтерского учета к обоснованию управленческих решений.

     Современные теории управления определяют необходимость обоснования всех важных управленческих решений с помощью аналитического процесса, называемого «рациональное решение проблем». Этот процесс, аналитическая часть которого тождественна экономическому анализу хозяйственной деятельности, включает следующие семь этапов:

- диагностика  проблемы. Выделяют два типа проблем.  Во-первых, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не  достигнуты. Например, руководство  может установить, что производительность  труда на предприятии  ниже  запланированной. Во-вторых, проблему  рассматривают как потенциальную  возможность. Это, например, активный  поиск повышения производительности  труда, даже если дела идут  хорошо.;

- формулировка  ограничений и критериев принятия  решений;

- определение  альтернатив;

- оценка  альтернатив;

- выбор  альтернативы;

- реализация. Для разрешения проблемы или  извлечения выгоды из имеющейся  возможности вариант принятого  действия должен быть реализован. Результаты, получаемые при этом, должны быть проконтролированы.;

- обратная  связь – это поступление в  результате контроля данных о  том, что происходит при реализации  решения. Данные должны быть  проанализированы, что позволяет  руководителю при необходимости  скорректировать решение, пока  предприятию не нанесен значительный  ущерб.

     Современные концепции управления включают экономический  анализ в число важнейших функций  управления предприятием.  Для иллюстрации  можно привести формулировки двух известных  управленческих концепций – общих  замыслов управления предприятием:

     Контроллинг как система управления представляет собой концепцию управления предприятием,  получившую широкое распространение в Германии.  Эта концепция основывается на объединении в единую систему комплекса планирования и контроля и сосредоточивается на аналитических функциях, направленных на достижение целей предприятия, и функции координации управления.

     Школа экономического управления отождествляет экономику предприятия с «экономическим управлением». Его определяют следующим образом: экономическое управление представляет собой внутрифирменное планирование (составление бюджетов) и контроль за итогами хозяйственной деятельности  (контроль исполнения бюджетов), которое строится на основе экономически целенаправленных решений, опирающихся на анализ и расчеты. (2) 
 
 
 
 
 

2. Приемы и методы  экономического анализа в качестве форм контроля на предприятии

     Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

     Характерными  особенностями метода экономического анализа являются: 
·использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную  деятельность; 
·изучение причин изменения этих показателей;  
· выявление и изучение взаимосвязи между ними.

     Совокупность  приемов и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

     Методика  экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

     К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

     Статистические  методы включают в себя использование  средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и  регрессивный анализ и др.

     Математические  методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

     Рассмотрим  характеристики основных приемов и  методов экономического анализа  и найдем, какие экономические  показатели позволяют контролировать данные приемы и методы.

     Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

     Сравнения могут быть одномерными и многомерными (несколько критериев для сравнения). При применении приема сравнения  необходимо учитывать сопоставимость данных. Сравниваемые объекты должны быть однородны по содержаниям, методам  учета и методикам расчета. В  случае несоответствия выполняют пересчет на сопоставимые условия.

Сопоставимость  сравниваемых показателей предполагает: 
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; 
· единство периодов времени, за которые производится сравнение; 
· сопоставимость условий производства; 
· сопоставимость методики исчисления показателей.

     Прием абсолютных, относительных величин. Нельзя применять абсолютные величины без относительных и наоборот.

     В экономическом анализе используют три вида относительных величин:

1) процентные  соотношения используются для  характеристики динамики и характеристики  состава и структуры объекта  исследования;

2) индексы  – относительные величины, которые  используют в экономическом анализе  для характеристики изменений  во времени и в пространстве. Определяются по соотношению  двух однородных по содержанию  абсолютных величин;

3) коэффициенты  – относительные величины, которые  используют для углубления и  детализации анализа. Определяются  по соотношению двух разнородных  по содержанию абсолютных величин.

     Средние величиныисчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

     С помощью средних величин в  экономическом анализе характеризуют  как совокупность в целом, так  и каждый объект в совокупности.

     Наиболее  часто в экономическом анализе  используют следующие виды средних:

1) средняя  арифметическая простая 

2) средняя  арифметическая взвешенная

По этой средней можно усреднить цену от реализации (α, β, γ – объемы натуральные  по разным ценам), себестоимость единицы  изделия, все показатели организационно-технического уровня производства.

3) средняя  хронологическая

По этой средней можно усреднить среднегодовую  стоимость ОПФ, среднегодовую стоимость  имущества, среднюю величину дебиторской  задолженности, запасов, среднесписочную  численность персонала и т.д.

4) средняя  геометрическая

     Используется  для расчета среднегодовых темпов роста по любому показателю.

     Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

     Прием группировки заключается в расчленении  объекта исследования по определенным признакам на группы и подгруппы  в целях более детального исследования и синтезе полученных данных.

     Балансовый  метод используют для показателей, которые имеют два или более способов расчета. Заключается этот метод в построении балансовых уравнений или балансовых таблиц. В балансовом уравнении с левой стороны отражается один способ расчета, справа – другой. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

     Например, при анализе обеспеченности предприятия  сырьем сравнивают потребность в  сырье, источники покрытия потребности  и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

     Как вспомогательный, балансовый метод  используется для проверки результатов  расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

,

где у – результативный показатель; x– факторы;  – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.

     Балансовый  метод применяют также для  определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

.

     Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

     Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

1. Определяется  формула, которая в виде произведения  увязывает анализируемые факторы  с результирующим показателем:

, где

ТП –  товарная продукция;

Ч –  численность;

ПТ –  производительность труда.

2. На  первое место в формуле ставят  количественный, на второе – качественный  факторы.

3. Чтобы  определить влияние количественного  фактора на результирующий показатель, необходимо изменение количественного  фактора умножить на базовое  значение качественного:

4. Чтобы  определить влияние качественного  фактора на результирующий показатель, необходимо отчетное значение  количественного фактора умножить  на изменение качественного показателя:

5. Общее  изменение результирующего показателя  равно сумме его изменений  за счет влияния количественного  и качественного факторов.

Индексный метод обладает недостатком –  при факторном разложении завышается влияние качественного и занижается влияние количественного фактора:

     Метод корреляционного  и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

     С помощью корреляции решаются две  главные задачи: 
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии); 
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Информация о работе Приемы и методы экономического анализа в качестве форм контроля на предприятии