Приемы и методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы квартальных и годовых отчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы экономического анализа 5
1.1. Предмет и объекты экономического анализа 5
1.2. Цели и задачи экономического анализа. 9
Глава 2. Приемы экономического анализа 12
2.1 Способы и приемы экономического анализа 12
2.2. Виды экономического анализа 20
Глава 3. Роль и методы экономического анализа 29
3.1 Метод экономического анализа 29
3.2 Экономическая сущность метода анализа хозяйственной деятельности 33
Заключение 38
Список литературы. 39

Работа содержит 1 файл

курсовая эк анализ.docx

— 71.17 Кб (Скачать)

Тема: Приемы и методы экономического анализа

 

Содержание

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические  основы экономического анализа 5

1.1. Предмет  и объекты экономического анализа 5

1.2. Цели и задачи экономического анализа. 9

Глава 2. Приемы экономического анализа 12

2.1 Способы  и приемы экономического анализа 12

2.2. Виды экономического  анализа 20

Глава 3. Роль и методы экономического анализа 29

3.1 Метод экономического  анализа 29

3.2 Экономическая сущность метода анализа хозяйственной деятельности 33

Заключение 38

Список литературы. 39

 

 

Введение

Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система  методов и приемов, посредством  которых изучается экономика  предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Анализ финансового состояния  имеет свои источники, свою цель и  свою методику. Источниками информации являются формы квартальных и  годовых отчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия.

Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину  его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия  дополнительных инвестиций и тому подобное.

Оценка финансового положения  предприятия - это совокупность методов, позволяющих определить состояние  дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.

В конечном результате анализ финансового  положения предприятия должен дать руководству предприятия картину  его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие  дополнительных инвестициях и т.п. [2]

 

Глава 1. Теоретические основы экономического анализа

    1. Предмет  и объекты экономического анализа

 

Предмет определяет направленность познания определенных процессов и явлений  происходящих с объектом науки. Конкретизация  предмета провоцирует выделение  или появление новых наук. В специальной литературе по анализу хозяйственной деятельности можно встретить десятки самых разных формулировок предмета экономического анализа. Такое разнообразие является неизбежным потому, что, как отмечается в широкой среде научных исследователей, содержание предмета всегда богаче, чем самые подробные его определения.[8]

Все определения предмета экономического анализа, которые содержатся в работах  советских и российских экономистов, принято разграничивать на несколько  характерных групп. К первой из них относятся «формулировки М.З. Рубинова, П.И. Савичева, М.Ф. Дъячкого, М.И. Баканова, в соответствии с которыми под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы, происходящие на предприятиях». Вторая группа определений выделяется трактовкой предмета экономического анализа как непосредственно хозяйственной деятельности предприятий, объединений и вышестоящих звеньев. Такой «подход характерен для работ И.И. Поклада, Н.В. Дембинского, С.Б. Барнгольц, которые  подчеркивают   необходимость   отражения   хозяйственной деятельности в плановых, отчетных, учетных и других источниках информации. Другими словами, по мнению указанных авторов, предметом анализа могут быть только документированные события».

У «Н.Г. Чумаченко предмет экономического анализа трансформируется в информационный поток о планомерной хозяйственной  деятельности предприятий, который  исследуется в целях достижения обоснованности принимаемых   решений». Специфичность   такого   определения обуславливается рассмотрением экономического анализа в системе управления производством в качестве одного из его инструментов. Отличается от рассмотренных выше определение предмета анализа, данное В.П.Копняевым, который отнес к нему «использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых и денежных), которыми располагает предприятие для выполнения плана».

И,   наконец,   в   последней группе определений, данных Е.В. Долгополовым, Г.В. Савицкой, Н.П. Любушиным, под предметом экономического анализа понимается экономика предприятий, рассматриваемая как совокупность производственных отношений в процессе производства и распределения созданного продукта, использования производственных ресурсов. А.Д. Перемет связывает предмет анализа через производственные отношения с хозяйственным расчетом, технической стороной производства, природными условиями и социальным развитием коллективов. В его учебнике дано определение:

«Предмет экономического анализа - хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность  и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных  и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической  информации».[1]

Таким образом, на основе вышеизложенного  можно сделать вывод, что ни одно из определений экономического анализа  не может быть исчерпывающим.  Однако следует заметить, что различные группы определений предмета отражают смысл этапов практического проведения экономического анализа и в этой связи создается видимость, что перечисленные определения больше соответствуют предметам других наук. На этапе подготовки информационной базы предметом исследования является хозяйственная деятельность, при этом он совпадает с предметом бухучета и теории статистического учета. Далее на  этапе создания базы данных предметом исследования является информационная база, совпадая при этом с предметом информатики. Таким образом, предметом экономического анализа являются различные стороны предметов, связанных с ним наук и соответствующих этапам процесса анализа. Предметом экономического анализа можно определять хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты, выраженной в информации, необходимой и доступной различным группам заинтересованных субъектов.

В общенаучном понимании под  понятием объекта «понимается объективная  действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующую силу познания, составляющая основу человеческого общества». Это  значит, что наука не принимает  непосредственного участия в  человеческой практике, но исследует  ее. Связь практики и теории во многом определяет развитие прикладных наук. Надо заметить, что для практики очень часто трудно выделить базисное научное направление. В практике соединены достижения различных отраслей знаний, результатом которых является технология. Для практических информационных исследований технология – это результат отношений технических и интеллектуальных возможностей, т.е. вычислительных и методических средств. Отношение науки к практике также неоднозначно. Результаты науки экономического анализа, например, для практики могут стать информационным продуктом, информационной услугой и информационной технологией. Услуга и продукт, однако, есть результат технологии. Поэтому объектом экономического анализа для различных субъектов будет информационная технология. Информационная технология, являясь результатом отношений субъектов, должна, прежде всего, принимать вид в результате решения противоречия этих отношений. Значит, с одной стороны информационная технология классифицируется  с точки зрения потребителей, а с другой – производителей. 

Классификация информационной технологии по поводу проведения экономического анализа широко рассмотрена в  литературе по теории экономического анализа, где принято называть ее классификацией видов экономического анализа. Взгляды классиков отечественной  теории экономического анализа в  отношении значимости признаков  классификации видов несколько  различны. Это часто объясняют  тем, что экономический анализ тот  инструмент, который используется для  выполнения самых разных целей, а  потому существует целое множество  видов и направлений анализа. Шеремет А.Д. на первое место ставит признак классификации по функциям управления. Каракоз считает, что экономический анализ при сохранении его единой сущности из-за различия исследуемых явлений, целевого использования и назначения, источников, а также периодов исследования можно подразделить на два вида: оперативный экономический и общеэкономический. [19]

В традиционной литературе по анализу  в довольно размытых формах представлены объяснения по поводу того, что имеются  виды экономического анализа, представляющие собой часть целого. Так, например, выделяют анализ себестоимости, анализ прибыли, анализ материальных запасов  и т.п. На  основании теоретических принципов данного материала это явление в практике отношений субъектов можно объяснить так: услуги могут дифференцироваться в рамках развития отдельных наук или технических средств, а также в рамках развития общественных отношений.  В скрытой форме информационные услуги имели место и до развития техники. «Скрытыми» они существовали в работе подразделений предприятия. Современное состояние методических и технических возможностей требует больше профессионализма с одной стороны, и дает высокоэффективные результаты в форме качественной, своевременной и комплексной информации для принятия решения с другой. К тому же, развитие прогресса в отношениях по поводу информации требует соответствия общему принципу дифференциации производства и его инфраструктуре. Сказанное означает, что коль скоро появились понятия информационная технология, информационные товары, информационный рынок и т.п., эффективность отношений зависит от специального подхода и вступления в конкурентную борьбу, двигающую эволюцию благотворящих сил общества. Связь наук в отношении информационных технологий – результат отношения техники (естественной составляющей) и методики (общественной составляющей). Однако вариация методики зависит также и от присущего принципа диалектического единства научного знания. Методика представляет собой способ решения отдельных вопросов общего предмета науки в упорядоченной форме. Каждый этап исследования предмета, представляя собой отдельную задачу исследования, различается по использованию принципов, направленности и приемам исследования. Это говорит о том, что методическая составляющая информационной технологии зависит не только от техники, но и отношений и связей научного знания. Кроме того, это говорит том, что многогранный предмет экономического анализа – следствие единой информационной технологии проведения комплексного экономического анализа, представляющая собой аналогию: добыча – обработка – использование. [16]

 

    1. Цели и задачи экономического анализа.

 
Общими задачами являются:

1)Оценка качества, обоснованности  и достоверности планов и нормативов.

2)Определение базовых показателей  для планирования на предстоящий  период. 

3)Контроль за выполнением планов и оценка их выполнения. 

Используя данные бухгалтерского и  статистического учета, а также  другие источники информации, экономический  анализ характеризует выполнение плана  на текущий момент и за отчетный период. Здесь же дается оценка эффективности  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

4)Определение влияния отдельных  факторов и их количественная  оценка. При анализе очень важно  выделять и измерять влияние  внутренних (зависящих от деятельности  предприятия) и внешних (отраслевых) факторов. От этого будет зависеть  правильность оценки деятельности  предприятия, подсчет резервов  и перспектив развития.

5)Выявление резервов роста эффективности  производства. Анализ лишь тогда  является действенным, когда он  приносит предприятию реальную  пользу. Она заключается в выявлении  неиспользованных возможностей  на всех участках производства.

6)Обоснование управленческих решений  и их оптимизация. Решение этой  задачи является важнейшим условием  обеспечения эффективности производства. [5]

В связи с переходом экономики  на рыночные условия выявлены новые  задачи анализа:

- выбор партнеров по публикуемой  о них информации; 
- оценка финансового состояния и ликвидности предприятия; 
- совершенствование методики экономического анализа с учетом международного опыта и перестройкой бухгалтерского учета и отчетности по международным стандартам;

- разработка приемов анализа эффективности вложения финансовых ресурсов в реальное и портфельное инвестирование;

- совершенствование методик по  анализу качества, надежности продукции,  ее конкурентоспособности на  внутреннем и внешнем рынке;

- разработка методик социального,  регионального анализа, природоохранной  деятельности;

- развитие нетрадиционных видов  анализа: непрерывного, многовариантного, стратегического, диагностического. [1]

В связи с этим, основными принципами экономического анализа являются:

  1. Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники, обобщать передовой опыт, научно обосновывать варианты решений и планов и т. п.
  2. Системный подход. В соответствии с требованиями диалектики, анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  3. Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов: технических, технологических, организационных и др. Комплексность требует использования всей системы показателей и множества источников информации.
  4. Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  5. Выделение основной цели и ведущего звена. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования. В то же время причин, обуславливающих результаты ХД очень много, поэтому необходимо выделить наиболее важные, то есть в каждом конкретном случае найти ту причину, которая сдерживает развитие производства или мешает достижению поставленной цели. Оперативное обнаружение в процессе анализа "узких мест" позволяет устранить имеющиеся в производстве диспропорции.
  6. Конкретность, практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения отрицательного воздействия. Только в этом случае проведенные расчеты и затраты труда не будут напрасными. Излишняя обобщенность выводов и предложений не позволяет принять четкое управленческое решение по устранению недостатков в работе или усилению положительного влияния внутренних и внешних факторов, что в целом снижает ценность анализа. [24]

Основной целью анализа является подготовка обоснованных управленческих решений, направленных на повышение  эффективности хозяйствования. Предъявляемые  к анализу требования можно свести к следующим:

- конкретность, то есть анализ  необходимо основывать на реальных  данных с учетом существующего  объема информации, а его результаты  должны получать числовое конечное  выражение;

- системность, то есть анализ  должен осуществляться не периодически, а регулярно, по заранее разработанной  системе;

Информация о работе Приемы и методы экономического анализа