Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа
Одним из основных понятий в экономическом анализе является понятие фактора (factor - делаю-щий, производящий). В экономических исследованиях под фактором понимают условия, необхо-димые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. Факторы бывают: основные и второстепенные, независящие (внешние) и зависящие (внутренние), постоянные и временные, общие и специфические, экстернальные и интернальные (влияние на внешнюю или внутреннюю среду), поддающиеся и не поддающиеся измерению, количественные и качественные, экстенсивного и интенсивного характера.
Т. 1. Методы экономического анализа
1. факторный анализ
Одним из основных понятий в экономическом анализе является понятие фактора (factor - делающий, производящий). В экономических исследованиях под фактором понимают условия, необходимые для проведения данного хозяйственного процесса, а также причину, движущую силу этого процесса, определяющую его характер или одну из основных черт. Факторы бывают: основные и второстепенные, независящие (внешние) и зависящие (внутренние), постоянные и временные, общие и специфические, экстернальные и интернальные (влияние на внешнюю или внутреннюю среду), поддающиеся и не поддающиеся измерению, количественные и качественные, экстенсивного и интенсивного характера.
Наиболее распространенным видом
анализа в хозяйственной
1) оценка влияния абсолютного
изменения любого фактора на
абсолютное изменение
Модель характеризует зависимость результирующего фактора y от факторов xi. Общее приращение результирующего фактора за период составило . Необходимо определить приращение , полученное в результате изменения каждого фактора xi.
Существует ряд методов для решения этой задачи. Основные: методы цепных подстановок и арифметических разниц, метод выявления изолированного влияния факторов.
Метод цепных подстановок (постепенного изолирования факторов), К.Маркс. Трехфакторная модель типа T = abc, где Т – результирующий показатель, a,b,c - факторные показатели. Используем индексы «ф» - фактическое значение – и «пл» - плановое значение. Общее отклонение факта от плана составит: , где Тпл=aплbплcпл , Тф= aфbфcф.
Части отклонения, обусловленные изменением каждого фактора, имеют вид:
, где ; , где ; , где . Тогда .
Прием цепных подстановок может использоваться при анализе отклонений фактических значений от плановых или при изучении динамики показателей. Из него вытекает метод арифметических разниц. Пусть Тпл=aплbплcпл, а , тогда:
, ;
, ;
, ;
.
Эти методы достаточно просты и универсальны, однако результат вычислений будет зависеть от порядка расстановки факторов. Результаты анализа, выполненного по годовым показателям, не совпадают с суммой данных, полученных по месяцам или кварталам, т.е. отсутствует свойство аддитивности.
Пример. Имеются данные о численности работающих (Ч) на предприятии и выручке на одного работающего (В) за месяц. Сравним плановые и фактические значения показателя товарооборота (Т).
План |
Факт |
||
Т, тыс. р. |
100 |
120 |
+20 |
Ч, чел. |
5 |
8 |
+3 |
В, тыс. р./чел. |
20 |
15 |
-5 |
Рассмотрим две модели, отличающиеся порядком факторов: а) Т=Ч*В, б) Т=В*Ч.
а) б)
Кроме того, метод арифметических разниц нецелесообразно использовать для кратных моделей.
Пример. Рассмотрим плановые и фактические показатели фондовооруженности предприятия (Ф), если он исчисляется как частное от деления среднегодовой величины основных фондов предприятия (ОФ) на среднегодовую численность работающих (Ч): Ф=ОФ/Ч.
Метод цепных подстановок:
Фпл =ОФпл /Чпл; ; ; ;
; ;
!!! !!!
Метод арифметических разностей:
; ; , а это не верно!!! =>
Прием арифметических разниц для кратных моделей использовать нельзя.
Метод выявления изолированного влияния факторов. . Используем индексы «0» - значение базового периода – и «1» - значение отчетного периода. Общее изменение результирующего показателя за период: . Изменение, связанное с изменением каждого xi фактора составит: . Недостаток метода в том, что , т.к. отбрасывается неразложимый остаток, поэтому метод используется, если не требуется высокая точность расчетов. Преимуществом метода является простота использования и отсутствие необходимости упорядочивать факторы.
2) определение доли абсолютного
прироста, вызванного изменением
любого фактора, в общем
Используют дифференциальный, интегральный и логарифмический метод.
Дифференциальный метод. Пусть , где f – дифференцируемая функция. Тогда ; где ; . Значения производных берутся в начальной точке . Тогда влияние фактора будет выглядеть как .
Пример. Рассмотрим мультипликативную модель вида y = x * z.
В такой модели ; . Следовательно ; .
Применение метода не требует упорядочивания факторов, однако представить изменение как сумму изменений по xi нельзя, т.к. разложение неполное:
.
Метод может применяться при малых изменениях факторов, для мультипликативных моделей он совпадает с методом изолированного влияния факторов.
Интегральный метод. Если есть функция, описываемая прямой или параболой, а изменение этой функции представлено формулой , то при делении линии на бесконечно большое число отрезков и расчете частных производных в крайней левой точке интервалов суммы заменяются интегралами: . Чаще всего в качестве траектории, по которой находится интеграл, берется прямая. В частности, для двухфакторной модели: .
Достоинство метода – полное разложение факторов и отсутствие необходимости устанавливать очередность действия факторов. Недостаток – трудоемкость расчетов и противоречие между математической основой метода и природой экономических явлений (большинство величин и явлений в экономике дискретны, и рассматривать бесконечно малые приращения бессмысленно).
Логарифмический метод используется при факторном анализе мультипликативных моделей. Рассмотрим модель вида: y = x * z. Необходимо представить сумму абсолютных приращений как . Исходя из модели, можно записать => Логарифм может быть любым – натуральным, десятичным или по другому основанию. Домножим обе части на и разделим на . Получим: . Одна часть суммы зависит только от , другая – от , т.к. . Тогда . Таким образом, прирост результирующего показателя распределяется между факторами пропорционально логарифмам их изменения, установление очередности не требуется. Недостаток: метод применим только для мультипликативных и кратных моделей.
Пример.
План |
Факт |
||
Т, тыс. р. |
100 |
120 |
+20 |
Ч, чел. |
5 |
8 |
+3 |
В, тыс. р./чел. |
20 |
15 |
-5 |
Т=Ч*В. .
3) оценка влияния относительного изменения факторов на относительное изменение результирующего показателя, т.е. определение отношения величины прироста, вызванного изменением любого фактора, к величине результирующего показателя за базисный период в процентах.
Индексный метод. Индекс – это статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов производят сравнение с планом, в динамике, в пространстве. Индекс называется простым (частным индивидуальным), если исследуемый признак берется без учета связи его с другими признаками изучаемых явлений. Он имеет вид: , где x1 и x0 – сравниваемые состояния признака. Индекс называется аналитическим (общим, агрегатным), если исследуемый признак берется не изолированно, а в связи с другими признаками. Он всегда состоит из двух компонент: индексируемого признака x и весового коэффициента k. С помощью весов определяется динамика сложного экономического явления, отдельные элементы которого несоизмеримы: (если x – вторичный, или качественный, признак – уровень заработной платы, рентабельности и проч.)
или (если x – первичный, или количественный, признак - абсолютная величина, подвергаемая сложению).
Индексным методом решаются следующие задачи.
1) Анализ изменения уровня явлений возможен по сравнению с планом: ; во времени: ; в пространстве (например, в сравнении с эталоном): . Используют цепной и базисный индексы: базисный рассчитывается по отношению к базисному периоду (x0), цепной – к предыдущему (xj-1). Базисный индекс есть произведение цепных индексов за этот период.
2) Индексный анализ по факторам. Если T=ab, где a – качественный признак, b – количественный, то => Индекс IT характеризует совместное изменение факторов a и b, тогда как Ia показывает изменение лишь фактора a и т.д. В многофакторных моделях следует сначала упорядочивать факторы по принципу первичности и вторичности, а затем последовательно заменять их.
3) Анализ структуры совокупности. Понятие структуры совокупности и необходимости ее оценки возникает в двух случаях: при анализе объемных показателей, имеющих сложную структуру (структура товарооборота); при изучении средних уровней изучаемых явлений (изменение доли работников с более высокой производительностью труда). Для решения этой задачи вводятся понятия индексов постоянного (для количественных признаков) и переменного состава (для качественных признаков). Индекс переменного состава – это отношение средних уровней анализируемых показателей: . На величину индекса переменного состава одновременно влияют и качественный показатель, и структура совокупности. Докажем это, обозначив: ; . Тогда .
. Таким образом, абсолютное изменение среднего уровня вторичного признака раскладывается как: .
4) Пересчет показателей. Представим товарооборот в виде , где - цена j-ого товара, - объем реализации j-ого товара. Пусть цены изменились и индексы этих изменений известны. Сравнить Т0 с Т1 напрямую нельзя, необходим пересчет в сопоставимые цены с помощью индекса постоянного состава цен: . Тогда формула расчета сопоставимого товарооборота имеет следующий вид: . Этот метод позволяет сравнивать объемы товарооборота двух периодов и судить о «реальном» изменении этой величины, независимом от инфляции. Таким образом, при анализе показателей в условиях изменяющихся цен, когда требуется устранить влияния этого фактора, следует руководствоваться правилом: пересчету подвергается отчетное значение показателя путем его деления на индекс цен.
Модели факторного анализа упрощенны и не учитывают всех составляющих реальной жизни, они не всегда дают точные ответы и не учитывают взаимозаменяемость факторов, но часто бывает важен именно знак частного приращения (+/-), которым характеризуется направление действия соответствующего фактора.
2. маржинальный анализ (анализ безубыточности или содействия доходу)
Методика анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом реализации продукции и прибылью – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. При этом производственные и сбытовые затраты в зависимости от изменения объема деятельности предприятия делят на переменные и постоянные. Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) – это выручка минус переменные издержки, т.е. она включает в себя постоянные издержки и прибыль. MC=C-VC=FC+GI Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности. Маржинальный анализ, или анализ безубыточности, широко используется в развитых странах и позволяет:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
- определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (запас финансовой прочности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия;