Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:10, курсовая работа
Эффективное управление формированием прибыли предусматривает знание основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве владеют только люди, имеющие талант.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.Экономическая сущность, функции, источники формирования и направления распределения прибыли……………………………………………….. 5
2.Организационно – экономическая характеристика предприятия………21
3. Анализ источников формирования и направления распределения прибыли предприятия…………………………………………………………………..27
4.Пути повышения прибыльности предприятия…………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
4. Пути повышения прибыльности
предприятия "Глобо-Тур"
Ретроспективный анализ в большинстве случаев предшествует процессу планирования. Который в свою очередь является основой механизма управления прибылью предприятия. Как правило, различают три системы планирования: прогнозирование формирования и распределения прибыли, текущее планирование формирования, распределения и использования прибыли и оперативное планирование формирования и использования прибыли.
Остановимся более подробно на текущем планировании. Составной частью финансового планирования является прогнозирование прибыли которое обуславливает важный участок финансово-экономической работы на предприятии.[6, c.73-75] Предприятием «Глобо-Тур» запланировано увеличение чистой прибыли на 30,81%, что составляет 10,6 тыс.грн. В процессе прогнозирования чистой и валовой прибыли Предприятие «Глобо-Тур», использует метод целевого формирования чистой прибыли, что, на мой взгляд, позволяет обеспечить наибольшую связь плановых показателей с целями управления. Целевая сумма чистой прибыли представляет собой плановую потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли предприятия и обеспечивающую реализацию целей его развития в предстоящем периоде. Спрос определяет максимальную цену. Издержки – минимальную. Конкуренты – средний уровень. Уровень конкуренции на данный момент вырос на 15%, цены в среднем повысились на 15%, иногда в связи с погодными условиями, экономическими и политическими изменениями, на туристическом рынке происходят колебания, т.е. снижение спроса и снижение цены в среднем на 7-10 %. С учетом всех факторов увеличение целевой чистой прибыли необходимо произвести за счет снижения себестоимости услуг и выхода на новые рынки сбыта.
Для
расчета планируемой общей
ЦЧП – ЦБП – ЦМП – ЦД – ЦОПу, где
ЦЧП – плановая сумма целевой чистой прибыли;
ЦБП – плановая сумма целевой балансовой прибыли ;
ЦМП – плановая сумма целевой маржинальной прибыли
ЦД – плановая сумма целевого дохода (объема реализации)
ЦОПу – плановая сумма целевого объема услуг
ЦЧП = Пк + Пп, где
Пк – потребность в сумме капитализируемой прибыли в плановом периоде;
Пп –
потребность в сумме
Таблица 6.
Показатели |
2004 год | 2005 год |
|
34,25 4,50 2,25 4,70 1,00 21,80 | |
|
3,00
1,80 1,20 |
10,75
8,75 2,00 |
Итого целевая чистая прибыль | 3,00 | 45,00 |
Решением организации-
DОФ = Офк – Офн + Вф + Вм, где
Офк – планируемая общая потребность в производственных ОФ на конец
планового периода исходя из объема услуг ( Офк = ЦОПу * (1/Фот);
где Фот – фондоотдача;
Офн – наличие производственных ОФ на начало планируемого периода;
Вф - предлагаемое выбытие производственных ОФ в планируемом периоде в связи с их физическим износом;
Вм – предлагаемое выбытие производственных ОФ в планируемом периоде в связи с их моральным износом;
Офк = 1212,9 * ( 1 : (1191,1 : 12,10) = 1212,9 * 1 : 98,44 = 12,13 тыс.грн.
DОФ = 12,13 – 12,10 + 3,9 + 0,8 = 4,70 тыс.грн.
В прогнозируемом периоде Предприятие «Глобо-Тур» планирует реализовать 550 путевок по средней цене 2165,00 за 1 путевку на сумму 1191,10
(550 * 2165,0, = 1191,10. На основании вышеуказанного обобщающий показатель себестоимости товара в прогнозируемом периоде снизится на 0,6 грн. на 1 гривну данной услуги, т.е. себестоимость за 2005 год на 1 гривну услуги составляла: ( 232,7 +270,9) : 375,4 = 1,34 грн., а в прогнозируемом периоде составит (614,9 +273,7) : 1191,1 = 0,74 грн. что даст возможность предприятию получить планируемую целевую прибыль.
ЦМП = ЦБП + ИО (постоянные)
ЦМП = 64,28 + 273,70 = 337,98 тыс.грн.
ЦД = (ЦБП +ИО (постоянные) + Затраты на приобретение и реализацию услуг): :1 – С ндс, где
Сндс – ставка налога на НДС, выраженная десятичной дробью (акцизный сбор Предприятие «Глобо-Тур» не платит).
ЦД = (64,28 + 273,70 + 614,9) : 1 – 0,2 = 1191,10
ЦОПт = ЦД + ЗГПк – ЗГПн, где
ЗГПк – сумма запасов наличия услуг на конец планируемого периода ( планируется 40,00 тыс.грн.);
ЗГПн - сумма запасов наличия услуг на начало планируемого периода
( 17,4 + 0,8 = 18,2 тыс.грн. / приложение 2/.
ЦОПт = 1191,10 + 40,0 – 18,2 = 1213,0 тыс.грн.
Так же на основе суммы целевой чистой прибыли можно произвести расчет суммы чистого операционного дохода (ЧОД):
ЧОД = (ЦЧП * 100) : (100 – Нп) + ИО (постоянные) + Затраты на приобретение и реализацию услуг, значит
ЧОД планируемый = (45,00 *100) : (100 – 30) + 273,70 +614,9 = 952,88 тыс.грн.
Если из суммы ЧОД планируемой отнять Затраты на приобретение и реализацию услуг, то мы получим:
ЦМП планир. = 952,88 – 614,9 = 337,98 тыс.грн., эта же сумма была получена на основе формулы ЦМП = ЦБП + ИО (постоянные).
Объединим расчитаные показатели в таблицу.
Таблица 7.
Показатели, обеспечивающие достижение суммы целевой чистой прибыли (ЦЧП) Предприятия «Глобо-Тур».
Показатели |
Ед.из. | Планируемый период |
1.Целевой объем наличия услуг | тыс.грн. | 1213,00 |
2.Целевой
объем реализации услуг ( доходов) |
тыс.грн. |
1191,10 |
3.Целевая сумма маржинальной прибыли | тыс.грн. | 337,98 |
4.Целевая сумма балансовой прибыли | тыс.грн. | 64,28 |
5.Целевая сумма чистой прибыли | тыс.грн. | 45,00 |
Далее на основе спрогнозированных показателей, обеспечивающих получение суммы целевой чистой прибыли рассмотрим показатели экономической эффективности предприятия на планируемый период.
Ресурсоотдача совокупных показателей = (Вр – НДС) : (ОФ + ОС + ФОТ)
РО за 2005 г. = 4,95 тыс. грн.
РО планируем. = (1191,10 – 198,32) : (12,1 + 4,7) + 64,1 + 32,8) = 8,73 тыс.грн. получается что в планируемом периоде на 1 гривну используемых ресурсов будет реализовано услуг на 3,78 тыс.грн. (8,73 – 4,95) больше чем в 2005 году, что свидетельствует о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.
Ресурсоотдача хозяйственных показателей = (Вр – НДС) : (ОФ + ОС)
Рох за 2005 год = 9,41 тыс.грн.
Рох планир. = (1191,1 – 198,52) : (16,8 + 64,1) = 12,3 тыс.грн. следовательно, в планируемом периоде из расчета на 1 гривну хозяйственных ресурсов будет реализовано услуг на 2,89 тыс.грн. (12,3 – 9,41) больше чем в 2005 году, что также свидетельствует о эффективном использовании ресурсов.
Рентабельность совокупных ресурсов = Пч : (ОФ +ОС + ФОТ)
Ррес за 2005 год = 0,40 тыс. грн.
Ррес.планир. = 45,00 : 113,7 = 0,41 тыс.грн. следовательно в планируемом периоде на 1 гривну совокупных ресурсов будет получено чистой прибыли больше на 0,01 тыс.грн.
Рентабельность хозяйственных ресурсов = Пч : ( ОФ + ОС )
Рх за 2005 год = 0,75 тыс.грн.
Рх планир. = 45,00 : 80,9 = 0,56 тыс.грн. данный показатель не очень эффективно сказывается на получение планируемой чистой прибыли.
Далее для оценки эффективности формирования прибыли в процессе операционной деятельности рассчитаем коэффициенты:
Коэффициент маржинальной рентабельности реализации услуг (КМРр) :
КМРр = МП : Вр (выручка от реализации)
КМРр за 2005 год = 375,4 : 375,4 = 1,0
КМРр план. = 337,98 : 1191,10 = 0,28
Коэффициент чистой рентабельности реализации услуг (КЧРр):
КЧРр = ЧП : Вр
КЧРр за 2005 год = 3,0 : 375,4 = 0,01
КЧРр планир. = 45,0 : 1191,1 = 0,04
КЧРр планир. увеличится по сравнению с 2003 годом на 0,03, что свидетельствует о росте чистой прибыли в общем объеме реализации услуг в планируемом периоде по сравнению с 2005 повысится.
Коэффициент валовой рентабельности операционных затрат (КВРоз)
КВРоз = ВП : ИО (общая сумма издержек)
КВРоз за 2005 год = 4,3 : (232,7 + 38,2) = 0,02
КВРоз планир. = 64,28 : (614,9 + 273,7 ) = 0,07
Данный
коэффициент необходим для
Анализируя эффективность распределения прибыли, рассчитаем: