Роль цен в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Прежде всего, цена как конечный оценочный показатель товара аккумулирует в себе все понятия, составляющие фундамент товарных рынков. Фундаментом товарных рынков являются такие его понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка. Как правило, изучение предприятия, его анализ должны начинаться с глубокого осмысления перечисленных понятий.
Цель курсовой работы: Понять роль цены в управлении предприятием

Содержание

Введение 3
1 Цена и ценовая политика предприятия 4
1.1 Классификация цен и их виды 4
2 Влияние цены на предприятие ООО «Строительное Управление» 18
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 18
2.2 Анализ ценовой политики в ООО «Строительное Управление» 20
3 Совершенствование ценовой политики промышленного предприятия 26
3.1 Повышение эффективности ценовой политики предприятия ООО «Строительное Управление» 30
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

готовый курсовик милова.doc

— 267.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С помощью цены решаются многие задачи, что свидетельствует  о том, что в рыночной экономике их значение в управлении предприятием, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает.

В современных условиях цена и ценовая политика становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Безусловно, мы привыкли к тому, что цена – это категория рынка и, следовательно, для того чтобы понять сущность цен, необходимо их рассматривать в непосредственной увязке с предприятием. Это является основной посылкой в понимании сущности цен, которая определяет их роль и значение в рыночной экономике.

 Прежде всего, цена  как конечный оценочный показатель  товара аккумулирует в себе все понятия, составляющие фундамент товарных рынков. Фундаментом товарных рынков являются такие его понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка. Как правило, изучение предприятия, его анализ должны начинаться с глубокого осмысления перечисленных понятий.

Цель курсовой работы: Понять роль цены в управлении предприятием

Задачи курсовой работы:

1)Рассмотреть цену и ценовую политику;

2)Рассмотреть Функции цены;

3)Рассмотреть виды ценовой политики;

4)Рассмотреть влияние цены на предприятие ООО «Строительное управление»;

5)Рассмотреть  предложения о совершенствованию ценовой политики ООО «Строительное управление»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Цена  и ценовая политика предприятия

1.1 Классификация  цен и их виды

 

 

В зависимости  от ряда экономических признаков  все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.

Классификация цен по степени регулируемости

В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных  признаков цен является степень  их свободы от регулирующего воздействия  государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения, независимо от какого – либо государственного влияния.

Регулируемые  цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции, фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

 Наиболее  соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам. Сфера действия свободных цен с 1 января 1992г. после либерализации цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.

Классификация цен по характеру экономического оборота

По этому  признаку цены подразделяются на следующие  виды:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы и платные услуги населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности. В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия-цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям и другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (Рисунок 1.1)

 


       
   

       
 

 


Рисунок 1.1 -  Состав свободной отпускной цены


 

 

  Из  Рисунка 1.1 видно, что отпускная цена складывается из себестоимости продукции, прибыли, акциз и НДС.

Оптовые (отпускные) цены промышленности, по которым предприятия или организации - потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям.  Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).  Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой копировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.  Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения. Изобразим эти стадии следующим образом: (Рисунок 1.2)

 



 

 

 

Рисунок 1.2- Виды цен по стадиям товародвижения

 

 Из Рисунка 1.2 видно, что каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий.

-  Цена на продукцию строительства, имеет три вида: сметную цену, прейскурантную, а также договорную цены на готовые строительные объекты. Главным образом по этим ценам ведется расчет между заказчиками и строительными организациями.

- Закупочные цены обслуживают оборот продукции между сельскимхозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством.  На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации. Закупочные цены - договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других  видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включается налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

- Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

-  Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. (Рисунок 1.3)

 


 

 

 


 


 

 

 

Рисунок 1.3 - Состав розничной цены

 

 Из Рисунка 1.3 видно, что в состав розничной цены входят оптовая цена, торговые надбавки, акциз (косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара), налог на добавленную стоимость. НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. С 2004г. ставка НДС устанавливается в размере 18%.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, выражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами, в том числе ближнего зарубежья.[1; 322с]

Классификация цен в зависимости от территории действия

 Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться государственными органами. Речь идет о таких видах продукции, как, например, газ, электроэнергия и некоторые другие.

Региональные (зональные). Региональные цены могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе (цены и тарифы на большинство коммунальных услуг, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства).

Классификация цен в зависимости от порядка  возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов

Единые  цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.

Зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны.

Цены, определенные на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию.

Классификация цен в зависимости от степени  новизны товара

Позволяет различать  методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время. При выпуске новых товаров практика многих стран выработала целый ряд методов образования цен и стратегий ценообразования.

 Интересно  отметить, что нередко используется так называемая психологическая цена. Определяя цену, продавец должен учитывать психологию ее восприятия потребителем. Цена на товар устанавливается ниже круглой суммы, например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создается впечатление точного определения затрат на производство и недопустимость обмана, а также более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него, учитывается и такая особенность психологии покупателей: они любят получать сдачу. В действительности в выигрыше остается продавец.

 Еще одна  разновидность цен на новые  товары – цена с возмещением издержек производства. В данном случае цены определяются с учетом фактических издержек производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли.

Цена устанавливается по формуле:

 

                                       Ц = И + Р + Н (И + Р),                                   (1.1)

 

 Где И – издержки производства; Р – административные расходы и расходы по реализации; Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

  Престижная цена устанавливается на изделия очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами. На товары, реализуемые на рынке продолжительное время, устанавливаются следующие виды цен:

Скользящая, или падающая, цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка;

Долговременная  цена. Эта цена не подвержена изменениям на протяжении длительного времени;

Цены  потребительского сегмента рынка устанавливаются на примерно одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов по разным ценам;

Гибкая  цена быстро реагирует на изменение соотношения спроса и предложения на рынке;

Преимущественная цена;

Цены  на изделия, уже снятые с производства. В данном случае цены выше, чем на обычные товары;

Ниже, чем у большинства предприятий, устанавливаются цены на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене. Эти цены используются как реклама;

Договорные  цены. По ним покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой.

Особую группу образуют цены, используемые в учете и статистике. Как правило, к основным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и определения их средних значений в динамических рядах.

При проектировании технически сложных изделий определяются лимитные (предельно допустимые) цены.

Научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отраслей и производств используются прогнозные (ориентировочные) цены. Роль этих цен в условиях перехода к рыночным отношениям значительно возрастает.

В современной  ценовой среде действуют разные системы цен, которые формируются  в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных   рынков.

На  основе этого выделим существующие виды цен:

- мировые цены - цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка;

 - цены международных региональных рынков - цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные рынки (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров;

- национальные (внутренние) цены - цены, обслуживающие националь-ную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны;

- цены в международном совместном бизнесе - цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса;

 -внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции. Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это главным образом обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.

 Делая вывод,  отметим, что формирование и  установление оптовых, закупочных, розничных, свободных, регулируемых и других видов цен осуществляется на основе ценовой политики государства и предприятия, законодательных и нормативных актов, ценовых факторов, сложившегося спроса и предложения, возможностей производителя и потребителя, качества и потребительских свойств товаров (услуг), а также на базе анализа себестоимости производства, размеров налогов, отчислений и сборов, изучения цен и качества товаров (услуг) конкурентов.

Информация о работе Роль цен в управлении предприятием