Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа
Прежде всего, цена как конечный оценочный показатель товара аккумулирует в себе все понятия, составляющие фундамент товарных рынков. Фундаментом товарных рынков являются такие его понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка. Как правило, изучение предприятия, его анализ должны начинаться с глубокого осмысления перечисленных понятий.
Цель курсовой работы: Понять роль цены в управлении предприятием
Введение 3
1 Цена и ценовая политика предприятия 4
1.1 Классификация цен и их виды 4
2 Влияние цены на предприятие ООО «Строительное Управление» 18
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 18
2.2 Анализ ценовой политики в ООО «Строительное Управление» 20
3 Совершенствование ценовой политики промышленного предприятия 26
3.1 Повышение эффективности ценовой политики предприятия ООО «Строительное Управление» 30
Заключение 31
Список использованных источников 33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С помощью цены решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении предприятием, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает.
В современных условиях цена и ценовая политика становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Безусловно, мы привыкли к тому, что цена – это категория рынка и, следовательно, для того чтобы понять сущность цен, необходимо их рассматривать в непосредственной увязке с предприятием. Это является основной посылкой в понимании сущности цен, которая определяет их роль и значение в рыночной экономике.
Прежде всего, цена
как конечный оценочный
Цель курсовой работы: Понять роль цены в управлении предприятием
Задачи курсовой работы:
1)Рассмотреть цену и ценовую политику;
2)Рассмотреть Функции цены;
3)Рассмотреть виды ценовой политики;
4)Рассмотреть влияние цены на предприятие ООО «Строительное управление»;
5)Рассмотреть предложения о совершенствованию ценовой политики ООО «Строительное управление»;
В зависимости от ряда экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.
Классификация цен по степени регулируемости
В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения, независимо от какого – либо государственного влияния.
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции, фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.
Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам. Сфера действия свободных цен с 1 января 1992г. после либерализации цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.
Классификация цен по характеру экономического оборота
По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы и платные услуги населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности. В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовые цены предприятия-цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям и другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (Рисунок 1.1)
| |||
|
Рисунок 1.1 - Состав свободной отпускной цены
Из Рисунка 1.1 видно, что отпускная цена складывается из себестоимости продукции, прибыли, акциз и НДС.
Оптовые (отпускные) цены промышленности, по которым предприятия или организации - потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей). Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой копировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом. Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения. Изобразим эти стадии следующим образом: (Рисунок 1.2)
Рисунок 1.2- Виды цен по стадиям товародвижения
Из Рисунка 1.2 видно, что каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий.
- Цена на продукцию строительства, имеет три вида: сметную цену, прейскурантную, а также договорную цены на готовые строительные объекты. Главным образом по этим ценам ведется расчет между заказчиками и строительными организациями.
- Закупочные цены обслуживают оборот продукции между сельскимхозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством. На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации. Закупочные цены - договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включается налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
- Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
- Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. (Рисунок 1.3)
Рисунок 1.3 - Состав розничной цены
Из Рисунка 1.3 видно, что в состав розничной цены входят оптовая цена, торговые надбавки, акциз (косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара), налог на добавленную стоимость. НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. С 2004г. ставка НДС устанавливается в размере 18%.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, выражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами, в том числе ближнего зарубежья.[1; 322с]
Классификация цен в зависимости от территории действия
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться государственными органами. Речь идет о таких видах продукции, как, например, газ, электроэнергия и некоторые другие.
Региональные (зональные). Региональные цены могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе (цены и тарифы на большинство коммунальных услуг, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства).
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов
Единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
Зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны.
Цены, определенные на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию.
Классификация цен в зависимости от степени новизны товара
Позволяет различать методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время. При выпуске новых товаров практика многих стран выработала целый ряд методов образования цен и стратегий ценообразования.
Интересно отметить, что нередко используется так называемая психологическая цена. Определяя цену, продавец должен учитывать психологию ее восприятия потребителем. Цена на товар устанавливается ниже круглой суммы, например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создается впечатление точного определения затрат на производство и недопустимость обмана, а также более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него, учитывается и такая особенность психологии покупателей: они любят получать сдачу. В действительности в выигрыше остается продавец.
Еще одна разновидность цен на новые товары – цена с возмещением издержек производства. В данном случае цены определяются с учетом фактических издержек производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли.
Цена устанавливается по формуле:
Где И – издержки производства; Р – административные расходы и расходы по реализации; Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.
Престижная цена устанавливается на изделия очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами. На товары, реализуемые на рынке продолжительное время, устанавливаются следующие виды цен:
Скользящая, или падающая, цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка;
Долговременная цена. Эта цена не подвержена изменениям на протяжении длительного времени;
Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на примерно одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов по разным ценам;
Гибкая цена быстро реагирует на изменение соотношения спроса и предложения на рынке;
Преимущественная цена;
Цены на изделия, уже снятые с производства. В данном случае цены выше, чем на обычные товары;
Ниже, чем у большинства предприятий, устанавливаются цены на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене. Эти цены используются как реклама;
Договорные цены. По ним покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой.
Особую группу образуют цены, используемые в учете и статистике. Как правило, к основным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и определения их средних значений в динамических рядах.
При проектировании технически сложных изделий определяются лимитные (предельно допустимые) цены.
Научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отраслей и производств используются прогнозные (ориентировочные) цены. Роль этих цен в условиях перехода к рыночным отношениям значительно возрастает.
В современной ценовой среде действуют разные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков.
На основе этого выделим существующие виды цен:
- мировые цены - цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка;
- цены международных региональных рынков - цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные рынки (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров;
- национальные (внутренние) цены - цены, обслуживающие националь-ную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны;
- цены в международном совместном бизнесе - цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса;
-внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции. Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это главным образом обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.
Делая вывод, отметим, что формирование и установление оптовых, закупочных, розничных, свободных, регулируемых и других видов цен осуществляется на основе ценовой политики государства и предприятия, законодательных и нормативных актов, ценовых факторов, сложившегося спроса и предложения, возможностей производителя и потребителя, качества и потребительских свойств товаров (услуг), а также на базе анализа себестоимости производства, размеров налогов, отчислений и сборов, изучения цен и качества товаров (услуг) конкурентов.