Роль маркетинга в системе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Задачами маркетинга являются: выбор товара, производимого для рынка, определение его потребительских свойств; установление качественных параметров производства; контроль за соблюдением действующих экологических и медицинских требований; обоснование объемов и сроков производства продукции; расчет необходимости привлечения дополнительных финансовых средств с указанием источников их получения (регламентация времени транспортировки, расчет процента естественной убыли); требования к упаковке продукции; разработка бизнес-плана, условий проведения коммерческих операций, а также многое другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга в системе управления…………..6

1.1. Понятие и сущность маркетинга…………………………………………….6

1.2. Роль и место маркетингового отдела в деятельности предприятия………7

Глава 2. Анализ системы управления на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»………………………………………………………………………….12

2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»……………………………………………………………12

2.2 Организационная структура ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»………………………………………………………………………….14

2.3 Анализ системы управления закупками на предприятии…………………16

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления закупками на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»…….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

Работа содержит 1 файл

Новосибирский классический институт.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Новосибирский классический институт  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: Маркетинг

На тему: «Роль  маркетинга в системе управления предприятием». 
 
 
 
 
 

Выполнила: Иванова И, А., Гр. Э-80

Проверила: Вавилкин В. А. 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга в системе управления…………..6

1.1. Понятие и  сущность маркетинга…………………………………………….6

1.2. Роль и  место маркетингового отдела  в деятельности предприятия………7

Глава 2. Анализ системы управления на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»………………………………………………………………………….12

2.1 Организационно  – экономическая характеристика  ОАО «Новосибирская макаронная  фабрика»……………………………………………………………12

2.2 Организационная  структура ОАО «Новосибирская  макаронная фабрика»………………………………………………………………………….14

2.3 Анализ системы  управления закупками на предприятии…………………16

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления закупками на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»…….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Переход на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности. Ранее руководители предприятий  даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.

    В настоящий момент большая часть  предприятий попадает под формальное состояние банкротства. В критическом  состоянии находятся не только приватизированные предприятия, но и так называемые новые компании, с тенденциями быстрого роста оборота в два и более раз в год.

    По  оценкам специалистов, 85-90 % субъектов  рынка могут повысить эффективность  работы как минимум на 20-30 %, то есть имеют достаточный потенциал для перелома негативных тенденций и самостоятельного перехода из кризисного состояния в конкурентоспособное.

    Чтобы выйти из кризисного и предкризисного состояния и стать конкурентоспособными, необходимо осуществить глобальную двуединую модернизацию - и производства, и управления.

    Новая технология всегда производительнее, но и дороже старой. Для того, чтобы  окупить экономические затраты  на ее применение нужно, чтобы производительность людей и оборудования была выше, чем при прежней технологии. А это уже классическая управленческая задача.

    Предприятия, освоившие новые, интегрированные  модели управления, построенные на основе системного подхода, сегодня  выживают, наращивают объемы производства, загружают работой не только вторую, но и третью смены.

    Система управления - это совокупность принципов, методов, средств, форм и процессов  управления.

     Необходимым звеном системы управления предприятий  является маркетинговая деятельность. Именно она обеспечивает предприятию  необходимый сбыт производимой продукции, что наполовину является залогом успешного его функционирования. От эффективности маркетинговой деятельности напрямую зависит эффективность работы всего предприятия.

    Задачами  маркетинга являются: выбор товара, производимого для рынка, определение  его потребительских свойств; установление качественных параметров производства; контроль за соблюдением действующих экологических и медицинских требований; обоснование объемов и сроков производства продукции; расчет необходимости привлечения дополнительных финансовых средств с указанием источников их получения (регламентация времени транспортировки, расчет процента естественной убыли); требования к упаковке продукции; разработка бизнес-плана, условий проведения коммерческих операций, а также многое другое.

    Эффективное управление производством в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на предприятиях.

    Итак, в развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, концентрируется внимание именно на службе маркетинга, на том, как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а, следовательно, и прибыльность фирмы.

    Это все подтверждает актуальность работы.

    Маркетинг является руководством к управлению, планированию, действию в условиях рыночной экономики. В этой связи  необходимо разобраться в философии  маркетинга в сравнении с философией сбыта.

    Целью курсовой работы является анализ системы управления на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика».

      Для достижения этой цели необходимо  решить следующие задачи:

    1. Охарактеризовать роль маркетинга  в системе управления предприятием;

    2. Провести анализ системы управления на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»;

    3. Разработать рекомендации для  ОАО «Новосибирская макаронная фабрика».

    Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

    В первой главе мы рассматриваем понятие и сущность маркетинга, его роль в деятельности предприятия.

    Вторая  глава анализирует систему управления на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»;

    В третьей, заключительной главе, предлагаются рекомендации для ОАО «Новосибирская макаронная фабрика». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга в системе управления

1.1. Понятие и сущность маркетинга

    Переход нашей страны на новую систему  хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.

    Ныне  же политика предприятия полностью  изменилась и руководство вынуждено  включать в аппарат управления службу маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.

    Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг.

    Маркетинг, как порождение рыночной экономики, является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.

    Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

  • Надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
  • Создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
  • Необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

1.2. Роль и место маркетингового отдела в деятельности предприятия

    Эффективное управление производством в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка  предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на предприятиях.

    Задача  службы маркетинга заключается в  том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого, определять направление совершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия. Таким образом, разработчики получают от маркетинговых служб информацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию, и какую новую разрабатывать. Производственники узнают, какой должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки ее обновления. Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадровая служба соответственно решает вопросы увольнения и найма, переквалификации и т.д. В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия

    Исследования  показывают, что в структуре управления маркетинговой службой предприятий целесообразны следующие функциональные подразделения:

    1. Маркетинговая группа (группа изучения  рынка), которая создается на базе  планово-экономического отдела хозяйств.

    2. Служба сбыта для выполнения  следующих функциональных задач: организация продаж; сбор информации о потенциальных покупателях, изучение их вкусов и потребностей; сбор информации о внешних и внутренних конкурентах; первичный анализ и систематизация собранной информации; организация рекламы; изучение стандартов качества и нормативно-правовых документов.

    Функциональные  задачи маркетинговой группы:

  • постановка целей и задач предприятия с учетом тенденций развития на краткосрочный и ближайший периоды, дальнюю перспективу;
  • анализ и оценка собственных возможностей предприятия, в первую очередь производственных, экономических, материально-ресурсных, кадровых;
  • разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности применительно к специфике и условиям своего предприятия;
  • создание банка данных для систематизации и анализа всей коммерческо-экономической информации, по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта;
  • ориентация производства на удовлетворение запросов потребителей,

рост эффективности  предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение  конкурентоспособности предприятия;

  • при необходимости разработка мер по реформированию предприятия;
  • обучение персонала предприятия методам и принципам маркетинговой работы.

    Организация деятельности маркетинговой группы зависит от многих факторов: размера  предприятия, видов и объемов производимой продукции, методов ее сбыта и технического обслуживания, специфики рынков сбыта и групп покупателей, условий конкуренции.

    Если  предприятие достаточно крупное  или группа предприятии решила объединить свои усилия в сбытовой деятельности для противостояния конкурентам на рынке, то в составе службы сбыта целесообразно выделить брокерскую контору Ее основное назначение - продажа оптовых партий производственной продукции, осуществление посреднической деятельности, проведение биржевых спекуляций, а по мере перехода к оптовой торговле - осуществление операций по защите ценовых рисков.

Информация о работе Роль маркетинга в системе управления предприятием