Контроллинг - система управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на
предприятии…………………………………………………………….5
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи
1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий
2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии…………………………………………………………………...12
2.1 Стратегический контроллинг…………………………………………….
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на
предприятии…………………………………………………………………...
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии………………………………………............22
4. Практическая часть
4.1 Разработка плана развития организации на основе использования концепции SWOT – анализа………………………………………………….28
4.2 PEST - анализ внешней среды……………………………………………
4.3 Оценка конкурентоспособности………………………………………….
4.4 Выбор стратегии на основе использования матрицы Мак – Клинси….
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы…………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

контроллинг-система управления предприятием (стратегический менеджмент).docx

— 81.21 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

  1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на

    предприятии…………………………………………………………….5

1.1 Контроллинг:  понятие, цели и задачи 

1.2 Концепции  системы контроллинга и инструментарий

2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии…………………………………………………………………...12

2.1 Стратегический  контроллинг…………………………………………….

2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на

предприятии…………………………………………………………………...

3. Взаимосвязь  стратегического и оперативного  контроллинга в процессе планирования  на предприятии………………………………………............22

4. Практическая  часть

4.1 Разработка  плана развития организации на  основе использования концепции  SWOT – анализа………………………………………………….28

4.2 PEST - анализ внешней среды……………………………………………

4.3 Оценка  конкурентоспособности………………………………………….

4.4 Выбор  стратегии на основе использования  матрицы Мак – Клинси….

Заключение……………………………………………………………………..51

Список  литературы…………………………………………………………….52 
 

Введение

Актуальность  темы. Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Контроллинг это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.

Интенсивное проникновение контроллинга осуществляется и в такие сферы, как инновационный менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.

В последние  годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

В ближайшее  время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятием. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.

Важную  роль контроллинг должен сыграть в развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП.

Уже сегодня  можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах.

Контроллинг тесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнеспланированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. Контроллинг сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

Цель  работы – рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;
  • рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия;
  • в заключении подвести итоги.

Курсовая  работа состоит из введения, основной части (3х глав), заключения и списка литературы . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Роль и сущность  контроллинга в процессе планирования на предприятии

Для России понятие “контроллинг” достаточно новое и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление контроллинга в 90х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что “западный термин контроллинг” не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.

1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи

стратегический контроллинг управление

При неоднозначности  понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.

Данный  термин рожден от английского глагола  “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:

• планированием  и постановкой цели (глобальных и  локальных стратегий);

• сбором, анализом внутренней и внешней информации;

• целенаправленным управлением, координацией и контролем.

Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга производная от целей самого предприятия.

Основные  задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:

• информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

• регулирование  и контроль за производственными  и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

• выполнение функции интеграции, системной организации  и координации;

• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

• контроль (сравнение заданных и фактических  показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).

1.2 Концепции  системы контроллинга и инструментарий

В настоящее  время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.

По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах:

  • документальной;
  • плановой;
  • контрольной.

В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

Таким образом, основное отличие американской концепции от немецкой заключается  рассмотрением в первой проблем  внешнего учета, анализа внешней  среды. В тоже время следует заметить, что в немецкой концепции более  детально разработаны методики внутреннего  учета, планирования, контроля.

По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.

Д. Хан  выделяет также и специальные задачи контроллинга:

1. Пользовательские  задачи:

• планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты

• планирование и контроль целей;

• стратегические планирование и контроль;

• оперативные планирование и контроль;

• координация  всех частных планов;

• учет и отчетность;

• информация:

• формирование внутренней отчетности для различных  групп заинтересованных пользователей;

2. Организационные  задачи:

• принятие решений;

• участие  в принятии решений.

В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга:

Приведенная на рис. 1. система разграничения  задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:

Классификация задач контроллинга

1. Генеральное  целевое планирование:

• анализ и контроль внутренней и внешней  среды;

• выработка  альтернативных локальных целей  и стратегий;

• многовариантное  планирование;

• система  показателей системы планирования и контроллинга.

2. Оперативное  планирование:

• планирование и контроль программы;

• имитационное моделирование;

• реинжиниринг бизнеса.

3. Стратегическое  планирование:

• портфельные  матрицы;

инвестиционные  планы и проекты;

• инновационные  планы;

• расчеты  ФСА (функционально-стоимостного анализа);

• анализ и контроль внешней и внутренней среды;

• разработка и корректировка локальных и  в некоторых случаях глобальных стратегий;

4. Финансовый  и управленческий учет:

• анализ эффективности производства;

• анализ платежеспособности;

• анализ рентабельности;

• анализ ROI;

Информация о работе Контроллинг - система управления предприятием