Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:10, курсовая работа
Эффективное управление формированием прибыли предусматривает знание основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве владеют только люди, имеющие талант.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.Экономическая сущность, функции, источники формирования и направления распределения прибыли……………………………………………….. 5
2.Организационно – экономическая характеристика предприятия………21
3. Анализ источников формирования и направления распределения прибыли предприятия…………………………………………………………………..27
4.Пути повышения прибыльности предприятия…………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
Министерство образования и науки Украины
Донецкий государственный университет экономики и торговли
им. Туган-Барановского
Кафедра
экономики предприятия
по экономике предприятия
на тему: «Прибыль
– основной рычаг экономического управления
предприятием, роль маркетинговых мероприятий
в её увеличении»
Специальность: маркетолог
Дневная
форма обучения
Работа
к защите_________________
Донецк-2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Экономическая
сущность, функции, источники
2.Организационно – экономическая характеристика предприятия………21
3. Анализ источников
формирования и направления распределения
прибыли предприятия…………………………………………………
4.Пути повышения
прибыльности предприятия…………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Главной задачей современного этапа является повышение эффективности деятельности предприятия. Наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики это прибыль. Ее простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике. В это же время ее сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает, а также многообразием обличий, в которых она выступает. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха, но в тоже время, не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому изучение роли прибыли как основного рычага экономического управления предприятием, а также путей ее оптимизации является актуальной задачей.
Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» – также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев и персонала. Если предприниматель образован, имеет опыт, инициативу, то он может успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики и создавать индивидуальный уровень прибыли. Поэтому, правильное формирование, использование и распределение прибыли способствует постоянному, динамичному развитию предприятия и государства. Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление ее внутренних сил, максимального использования внешних возможностей и выявления слабых сторон фирмы, которые усложняют проблемы выживания.
Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота о финансах является одним из главных моментов и конечным результатом деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики эти вопросы выдвигаются на первый план.
Эффективное управление формированием прибыли предусматривает знание основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве владеют только люди, имеющие талант.
1. Экономическая сущность, функции, источники формирования и направления распределения прибыли.
Прибыль предприятия имеет двойственный характер. Ее можно рассматривать, во-первых, как экономическую категорию, а во-вторых, как показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия.[10, c.224]
Прибыль как экономическая категория отражает чистую прибыль, созданную в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю [1, с. 78].
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве и реализации продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистую прибыль, которая реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
Прибыль в условиях рыночных отношений означает экономическую категорию, характеризующую процесс формирования и использования конечных результатов предприятия. Экономическое содержание прибыли тождественно понятию "добавочная стоимость". [4]
Как
экономическая категория
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Как результативный показатель прибыль
характеризует
эффективность использования
Когда
выручка превышает
В процессе развития экономической теории определения термина прибыль постоянно уточнялось от самого простого определения как «доход, полученный от производства и реализации любого товара», к термину чистая прибыль.
Известный ученый - экономист Поль Самуэльсон определял прибыль как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольную прибыль, как этическую категорию. [15]
С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и об иных ситуациях ее происхождения: прибыль, полученная благодаря инициативе предпринимателя, полученная при благоприятных обстановках, неожиданная, допустимая и признанная органами государственных властей.
А.А. Мазараки определил прибыль, как экономический показатель, представляющий собой разность между ценой реализации и себестоимостью продукции (товаров и услуг), между объемом полученной выручки и суммой затрат на производство и реализацию продукции.
В современных условиях прибыль выполняет такие функции:
1.
Оценочная функция. Прибыль
2.
Распределительная функция
3.
Стимулирующая функция.
Прибыль предприятия, как экономический показатель, позволяет объединить экономические интересы государства, предпринимателя, персонала предприятия. Объектом экономических интересов государства является часть прибыли, выплачиваемой в виде налогов и обязательных платежей.
Экономический интерес предприятия, как товаропроизводителя находит свое выражение в объеме прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Экономический интерес работников связан, прежде всего, с размером прибыли, которая направляется на материальное поощрение и социальные выплаты. Собственника предприятия, прежде всего, интересует размер выплаты дивидендов, то есть та часть прибыли, которая связанная с производственным развитием, а, следовательно, с приростом капитала. [3]
Многие предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различные объемы продаж и различные затраты. Поэтому для определения эффективности производственной деятельности в своей работе я буду использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность тесно взаимосвязана понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.
Как
объективная экономическая
В
экономической теории применяется
несколько определений
- прибыльность;
- отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к совокупным затратам на ее получение;
-
соотношение результатов
-
интегральный показатель, который
обобщает другие показатели
В
любом определении
Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового состояния и, следовательно, увеличение средств, используемых на материальное стимулирование их труда, для руководства - это информация о тактических результатах, которые применяются в стратегии, целесообразности ее корректирования.
Собственников показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к предприятию иных акционеров, цена акции в этом случае также возрастает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижению риска не возвращения заемных средств, платежеспособность клиента и возможностей для дальнейшего его развития. [5]