Прибыль – основной рычаг экономического управления предприятием, роль маркетинговых мероприятий в её увеличении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Эффективное управление формированием прибыли предусматривает знание основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве владеют только люди, имеющие талант.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3


1.Экономическая сущность, функции, источники формирования и направления распределения прибыли……………………………………………….. 5

2.Организационно – экономическая характеристика предприятия………21

3. Анализ источников формирования и направления распределения прибыли предприятия…………………………………………………………………..27

4.Пути повышения прибыльности предприятия…………………………...31




ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика предприятия.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

     Министерство образования и науки Украины

Донецкий государственный университет экономики и торговли

им. Туган-Барановского 

Кафедра экономики предприятия 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 

по экономике предприятия

на тему: «Прибыль – основной рычаг экономического управления предприятием, роль маркетинговых мероприятий в её увеличении» 
 
 
 
 

Специальность: маркетолог

Дневная форма обучения 

                                                                    Руководитель: 
 
 
 
 

Работа  к защите_________________           

                                                 
 

Донецк-2006г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 

1.Экономическая  сущность, функции, источники формирования  и направления распределения прибыли……………………………………………….. 5

2.Организационно  – экономическая характеристика предприятия………21

3. Анализ источников формирования и направления распределения прибыли предприятия…………………………………………………………………..27

4.Пути повышения прибыльности предприятия…………………………...31 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40

 

        Введение

 

       Главной задачей современного этапа является повышение эффективности деятельности предприятия. Наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики это прибыль. Ее простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике. В это же время ее сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает, а также многообразием обличий, в которых она выступает. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха, но в тоже время, не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому изучение роли прибыли как основного рычага экономического управления предприятием, а также путей ее оптимизации является актуальной задачей.

       Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» – также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев и персонала. Если предприниматель образован, имеет опыт, инициативу, то он может успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики и создавать индивидуальный уровень прибыли. Поэтому, правильное формирование, использование и распределение прибыли способствует постоянному, динамичному развитию предприятия и государства. Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление ее внутренних сил, максимального использования внешних возможностей и выявления слабых сторон фирмы, которые усложняют проблемы выживания.

       Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота о финансах является одним из главных моментов и конечным результатом деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики эти вопросы выдвигаются на первый план.

       Эффективное управление формированием прибыли  предусматривает знание основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве владеют только люди, имеющие талант.

 

1. Экономическая сущность, функции, источники формирования и направления распределения  прибыли.

           Прибыль предприятия имеет двойственный характер. Ее можно рассматривать, во-первых, как экономическую категорию, а во-вторых, как показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия.[10, c.224]

      Прибыль как экономическая категория отражает чистую прибыль, созданную   в   сфере   материального   производства   в   процессе предпринимательской  деятельности.   Результатом   соединения факторов производства  (труда,  капитала,  природных  ресурсов)  и  полезной производительной   деятельности   хозяйствующих   субъектов   является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю [1, с. 78].

      На  стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве и реализации продукции. Ее величина   определяется   рядом   факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистую прибыль, которая реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

      Прибыль в условиях рыночных отношений означает экономическую категорию, характеризующую  процесс формирования и использования  конечных результатов предприятия. Экономическое содержание прибыли тождественно понятию "добавочная стоимость". [4]

      Как экономическая категория прибыль  отображает совокупность отношений субъектов хозяйствования, которые принимают участие в формировании и распределении национального дохода.

      На  уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Как результативный показатель прибыль

характеризует эффективность использования имеющихся  ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, которые принимают форму себестоимости.

      Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [11, с.73].

      В процессе развития экономической теории определения термина прибыль постоянно уточнялось от самого простого определения как «доход, полученный от производства и реализации любого товара», к термину чистая прибыль.

       Известный ученый - экономист Поль Самуэльсон определял прибыль как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую   деятельность,   технические   нововведения   и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольную прибыль, как этическую категорию. [15]

     С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и об иных ситуациях ее происхождения: прибыль, полученная благодаря инициативе предпринимателя, полученная при благоприятных обстановках, неожиданная, допустимая и признанная органами государственных властей.

       А.А. Мазараки определил прибыль, как  экономический показатель, представляющий собой разность между ценой реализации и себестоимостью продукции (товаров и услуг), между объемом полученной выручки и суммой затрат на производство и реализацию продукции.

      В современных условиях прибыль выполняет такие функции:

       1. Оценочная функция. Прибыль предприятия  используется как оценочный показатель, который характеризует эффект, эффективность его хозяйственной деятельности. Использование этой функции в полной мере возможно только в условиях рыночной экономики, которая предполагает свободу установления цен, свободу выбора поставщиков и покупателей.

       2. Распределительная функция характеризуется  тем, что прибыль предприятия используется как инструмент распределения чистой прибыли общества на часть, которая аккумулируется в бюджетах различных уровней и ту, которая остается в распоряжении предприятия.

       3. Стимулирующая функция. Реализация  этой функции заключается в  том, что прибыль является источником  формирования различных фондов стимулирования (фонд поощрения, фонд производственного и социального развития, фонд выплаты дивидендов и т.д.). [1, с.82]

       Прибыль предприятия, как экономический  показатель, позволяет объединить экономические интересы государства, предпринимателя, персонала предприятия. Объектом экономических интересов государства является часть прибыли, выплачиваемой в виде налогов и обязательных платежей.

     Экономический интерес предприятия, как товаропроизводителя  находит свое выражение в объеме прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Экономический интерес работников связан, прежде всего, с размером прибыли, которая направляется на материальное поощрение и социальные выплаты. Собственника предприятия, прежде всего, интересует размер выплаты дивидендов, то есть та часть прибыли, которая связанная с производственным развитием, а, следовательно, с приростом капитала. [3]

       Многие  предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различные объемы продаж и различные затраты. Поэтому для определения эффективности производственной деятельности в своей работе я буду  использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность тесно взаимосвязана понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

       Как объективная экономическая категория  рентабельность характеризует прибыльность,   финансовый   результат   хозяйственной   деятельности предприятия. Рентабельность - это синтетический показатель, отражающий все стороны деятельности предприятия за определенный период.

      В экономической теории применяется  несколько определений категории рентабельности:

      - прибыльность;

      - отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к совокупным затратам на ее получение;

      - соотношение результатов хозяйственной  деятельности с затратами или  ресурсами, рассчитанными в стоимостной форме;

      - интегральный показатель, который  обобщает другие показатели эффективности.

      В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной прибыли к одному из показателей: объему продаж, затратам производства, средней стоимости основных фондов, оборотных активов и т.п.

      Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового состояния и, следовательно, увеличение средств, используемых на материальное стимулирование их труда, для руководства - это информация о тактических результатах, которые применяются в стратегии, целесообразности ее корректирования.

       Собственников показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к предприятию иных акционеров, цена акции в этом случае также возрастает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижению риска не возвращения заемных средств, платежеспособность клиента и возможностей для дальнейшего его развития. [5]

Информация о работе Прибыль – основной рычаг экономического управления предприятием, роль маркетинговых мероприятий в её увеличении