Бюджетирование и его роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность бюджетирования 5
Цели и задачи бюджетирования 7
Виды и формы бюджетов 10
Этапы планирования бюджета 13
Технология формирования и исполнения бюджетной политики
предприятия 15
Методика составления и организация процесса бюджетирования в
организации 22
Бюджетирование как инструмент к эффективному менеджменту 24
Место бюджетирования в современной системе управлением
предприятием 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 113.99 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 

Институт  «Высшая школа бизнеса»

Учебный центр специальных программ 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

по дисциплине «БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ»

на тему: «Бюджетирование и его роль в управлении предприятием» 
 

Выполнила студент:

Очно-заочной  формы обучения

Специальность «Менеджмент организации»

Специализация «Финансовый менеджмент»

3 курса ФМ-СБ-09(2) группы  ________________  Байкова В.Н. 

Руководитель  работы

к.э.н., доцент    ________________         Адамова Г.А.      
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011 год 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

  1. Понятие и сущность бюджетирования 5
  2. Цели и задачи бюджетирования 7
  3. Виды и формы бюджетов 10
  4. Этапы планирования бюджета 13
  5. Технология формирования и исполнения бюджетной политики

    предприятия 15 

  1. Методика составления и организация процесса бюджетирования в

    организации 22

  1. Бюджетирование как инструмент к эффективному  менеджменту 24
  2. Место бюджетирования  в современной системе управлением

    предприятием 26

Заключение 29

Список использованных источников 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В условиях рыночной экономики процесс  планирования деятельности предприятия  претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали  себя, и это было признано одной  из главных причин, приведших к  сложной экономической ситуации. Старая система планирования также  не соответствовала новым послеприватизационным  условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии  ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям  и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

     За  рубежом такая система уже  давно разработана и эффективно действует, а вот в России процесс  адаптации западной управленческой модели бюджетирования проходит с трудом. Опыт работы Центра международного бизнеса  и регионального развития Академии народного хозяйства при Правительстве  Российской Федерации с рядом  предприятий России показал, что 90% финансовых проблем на наших предприятиях связана с неграмотностью высшего  руководства в вопросах управления финансами. Эта ситуация объясняется  отсутствием у руководителей  своевременной полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем  финансовом состоянии предприятия.

     Во  всем мире финансовое управление в  конечном счете описывается в  формате двух основных точек отсчета, которые определяют собой систему  координат для оценки финансовых результатов деятельности предприятия. Первая точка характеризует текущее  состояние предприятия, а вторая – целевое желаемое состояние  в конце планового периода. Бюджетирование, собственно, и представляет собой  метод проектирования будущих значений финансовых отчетов, при котором  каждая их статья находит ответственное  лицо за достижение запланированного результата. Переход из одной точки  в другую означает изменения прибыльности, платежеспособности и экономического потенциала предприятия. Поэтому оно  должно четко позиционировать и  «видеть себя» в этих финансовых координатах, планируя свои перемещения  в будущем и их последствия, находя приемлемые соотношения.

     В Российских же компаниях бюджетирование носит сугубо фрагментарный характер. И это никак не позволяет эффективно управлять финансами, прежде всего движением денежных средств, принимать точные и взвешенные в финансовом отношении управленческие решения. Этим объясняется актуальность изучения теоретических аспектов коммерческого бюджетирования и постановки системы внутрифирменного бюджетирования на российских предприятиях.

     Исходя  из этого, целью курсовой работы является изучение системы бюджетирования в коммерческой организации и оценка ее роли в управлении.

     Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретической основы бюджетирования: понятие, цели, задачи, виды и формы;
  • рассмотреть этапы планирования, технологию формирования и исполнения бюджета;
  • понять методику составления и организацию процесса бюджетирования;
  • выявить особенности бюджетирования, как основного инструмента эффективного менеджмента и его место в современной системе управления.

    В качестве предмета проводимого исследования выбрано формирование системы бюджетирования предприятия, позволяющей повысить эффективность управления финансовой деятельности этого предприятия.

    Объектом  исследования в данной работе являются коммерческие предприятия России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и сущность бюджетирования
 

     Произошедшие  в последние годы структурные, имущественные  и правовые изменения в отечественной  промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные  программы развития промышленных предприятий  дополнять бюджетированием. Представляя  собой, специфический подход к организации  управления хозяйственно-финансовой деятельностью  предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия  в процессах становления комплексных  планов на основе своевременной и  достоверной информации о состоянии  разработки и внедрения бюджетных  систем планирования и отчетности.

     Термин  «бюджетирование» имеет множество  различных трактовок. Так, Старовойтов  М.К., председатель Совета директоров ОАО  «Волжский Оргсинтез» на основе фактического опыта управления бюджетным планированием  трактует бюджетирование как «… особый инструмент управления, сущность которого можно определить как интегрированную  систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей  от бюджетных и анализа причин существенных отклонений». В своей  работе С.В. Ильдеменов с коллективом  авторов считает, что понятия  «план» и «бюджет» являются по смыслу очень близкими. В английском языке  используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием».

     Такой диапазон мнений относительно сущности бюджетирования чаще всего продиктован  либо не знанием общей методологии  создания данного процесса, его задач, и результатов, которые можно  получить в процессе внедрения этих технологий, либо попыткой внедрить зарубежные методики без адаптации их к российским условиям хозяйствования.  

     Среди встречающихся определений следующая  формулировка понятия «бюджетирование» является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в  ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование - это  процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с  другой - управленческая технология, предназначенная  для выработки и повышения  финансовой обоснованности принимаемых  управленческих решений» .

     В нашей стране под бюджетированием  часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент  управления денежными средствами, используемыми  в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой  практике бюджетирование – это элемент  менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой  методологию планирования, учета  и контроля денежных средств и  финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной.    

     Бюджетирование  – сложная система включающая:

- совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;

- управленческие воздействия на центр финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;

- отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Цели  и задачи бюджетирования
 

     В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в том, что это основа:

• планирования и принятия управленческих решений  в компании;

• оценки всех аспектов финансовой состоятельности  компании;

• укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных  подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

     При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования. Поэтому, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии назначение бюджетирования может преследовать свои собственные  цели и использовать свои собственные  средства, свой собственный инструментарий. Прежде всего, бюджеты разрабатываются  для компании в целом и для  отдельных структурных подразделений  с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых  показателей финансовой эффективности  и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования  финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.

     Бюджетирование  позволяет руководству организации  с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых  решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций.

     В процессе бюджетирования цели (задачи) системы бюджетирования определяют исходя из целей организации.

     В зависимости от характера и масштаба деятельности организации определяют: общие, главные, частные цели.

Итак, можно  сформулировать следующие общие цели бюджетирования:

  1. разработка концепции ведения бизнеса (миссии);
  2. планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
  3. оптимизация затрат и прибыли предприятия;
  4. координация – согласование деятельности различных подразделений предприятия;
  5. коммуникация – доведение планов до сведения руководителей
  6. мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
  7. контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
  8. выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Информация о работе Бюджетирование и его роль в управлении предприятием