Управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 05:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем управления на предприятиях в современных условиях хозяйствования.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
-...рассмотреть теоретические основы управления предприятием в современных условиях
- проанализировать основные методы, функции и принципы управления предприятием;
-..провести анализ системы управления предприятием на примере ГКП «Екибастузсу»;
- сформулировать основные предложения по совершенствованию системы управления ГКП «Екибастузсу».

Работа содержит 1 файл

123 КУРСОВАЯ Р.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Сегодня предприятия, нацелены на поиск новых  способов ведения бизнеса, с целью  повышения эффективности. В связи  с чем,  на первый план выходят  задачи  сокращения затрат, точного  планирования и прогнозирования  продаж, контроля движения денежных средств, работы с текущими и «историческими» клиентами. Для достижения конкурентных преимуществ в современной бизнес – среде,  необходимо, чтобы все подразделения компании работали как единый слаженный механизм.

     Сегодня уже ни для кого не секрет, что в рыночной экономике предприятие само принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Оно самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства,  набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе, такие как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и многое другое. В настоящих условиях предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличение объема и усложнения характера, выполняемых менеджерами работ.

     Существенно растет и ответственность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы.

     Все большее значение  приобретает  и решение вопросов, связанных  с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение  в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех предприятия  в достижении его целей.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что управление предприятиями  в условиях рыночной экономики значительно  сложнее, чем в централизованной административно-командной системе.

     Это связано как с расширением  их прав и ответственности, так и  с необходимостью более гибкой адаптации к изменением в окружающей среде.  Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента.

     Эффективный процесс управления обеспечивает оптимальное  использование ресурсов, минимизирует потери производительности, нарушение взаимодействия подразделений и сбоев в коммуникационных каналах. 

     Процесс управления предприятием предусматривает  согласованные действия, которые  и обеспечивают, в конечном счете, осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Осознание проблемы,  построения эффективной системы управления предприятием,  на сегодняшний день,  особенно важно, поскольку меняется сам подход к управлению предприятием в целом и всех его элементов.

     Быстрое развитие технологий, усложнение и  многообразие предлагаемых товаров  и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого числа конкурентоспособных  организаций, повышение требований покупателей, увеличение объемов и скорости получения информации и новых знаний – все эти и другие изменения, происходящие во внешней среде, вынуждают предприятия искать новые подходы для  их управления.

     Неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды, глубина и скорость происходящих изменений, скорее всего, будут возрастать и дальше. Следовательно, управлению необходимо адаптироваться не только к настоящим условиям, но и обеспечивать такую способность на длительный период. Этим объясняется актуальность данной работы.

     Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем управления на  предприятиях в современных условиях хозяйствования.

     Поставленная  цель определила необходимость решения  следующих задач:

     -...рассмотреть теоретические основы управления предприятием в современных условиях

     -  проанализировать основные методы, функции и принципы управления предприятием;

     -..провести анализ системы управления предприятием на примере ГКП «Екибастузсу»;

      - сформулировать основные предложения по совершенствованию системы управления ГКП «Екибастузсу».

     Объектом  исследования курсовой работы является государственное коммунальное предприятие «Екибастузсу»

     Предметом исследования являются проблемы управления  предприятиям в современных условиях их функционирования.

     Нормативную базу курсовой работы составили: Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть); Закон Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной ответственностью»; Закон Республики Казахстан «О предпринимательской деятельности»; Закон Правительства РК «Об индикативном плане социально-экономического развития республики Казахстан на 2010 – 2015 гг.»

     Информационную  базу курсовой работы составили документы отчетности ГКП «Екибастузсу» за 2008 – 2010 год: основные показатели деятельности ГКП «Екибастузсу» за 2008 – 2010 год; показатели эффективности управления организацией.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды таких ученых, как: Сапакова Д.Д., Зкрьянов Т.Д., Баймырзаев К.Н. 

     1 Теоретические основы управления предприятием в современных условиях 

     1.1 Социально-экономические и организационные формы предприятий  

     Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий  субъект, созданный (учрежденный) в  соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Предприятием, как объектом прав, признается имущественный  комплекс, используемый для осуществления  предпринимательской деятельности.

     Предприятие в целом как имущественный  комплекс признается недвижимостью.

     В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.

     Предприятие в целом или его часть могут  быть объектом купли - продажи, залога, аренды и других сделок, связанных  с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

     После государственной регистрации предприятие  признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками:

     - предприятие должно иметь в  своей собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении  обособленное имущество; 

     - предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

     - предприятие выступает в хозяйственном  обороте от своего имени и  имеет право заключать все  виды гражданско-правовых договоров  с юридическими и физическими лицами;

     - предприятие имеет право быть  истцом и ответчиком в суде;

     - предприятие должно иметь самостоятельный  баланс и своевременно представлять  установленную государственными  органами отчетность;

     - предприятие должно иметь свое  наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия можно классифицировать по многим признакам:

     - по назначению готовой продукции  предприятия делятся на производящие  средства производства и производящие  предметы потребления; 

     - по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства;

     - по признаку размеров предприятия  делятся на крупные, средние  и мелкие;

     - по специализации и масштабам  производства однотипной продукции  предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

     - по типам производственного процесса  предприятия делятся на предприятия  с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным. 

     - по признакам деятельности различают  промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.

     -по  формам собственности различают  частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные  и совместные предприятия (предприятия  с иностранными инвестициям.

     Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель  взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что,  как и  для  кого производить. 

     Рассматривая  предприятие как социальный институт, можно выделить несколько элементов, составляющих  его структуру и определяющих  его как особое образование, отличное от многих других:

     1) Цель. Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена ее цель – то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. 

     2) Миссия. Большее количество  предприятий начинают свои презентации и рекламные кампании с представления собственной миссии – утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства.  

     3) Видение. Для описания цели  предприятия важен такой аспект, как видение то есть то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей.

     Обычно  это представление ориентировано  не столько на клиентов, сколько  на сотрудников организации и  ее стратегических партнеров.

     4) Структура. Под структурой  предприятия понимается  его архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами.

     5) Технология. Технология – это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы  предприятия по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. 

     6) Финансы. Под финансами мы будем понимать все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь  предприятие для выполнения собственной деятельности.

     Принято выделять три основные функции финансов:  распределительную;  стимулирующую;  контрольную.

     7) Управление.  Современное понятие «управление» означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.

     8) Персонал. Под персоналом мы будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает  предприятие.

     Для более глубокого изучения деятельности предприятия классифицируются по различным признакам.

Информация о работе Управление предприятием