Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
Актуальность исследования. Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших профессию и жизненные ориентиры.
Однако умение грамотно, а главное, эффективно торговать это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения потребитель кого рынка товарами и возрастание конкуренции потребуют от тех, кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго в нем остаться, глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.
Р - объем реализации в определенном периоде
П
- поступление товаров в
Зн - сумма запасов на начало периода
Зк - сумма запасов на конец периода
В - выбытие товаров в связи с естественной убылью
Пс - среднесписочная численность
ПТ - средняя производительность труда
ОФ - средняя стоимость основных фондов в периоде
Фо
- фондоотдача в определенном периоде
ВДр - сумма валового дохода от реализации продукции
УВД - уровень валового дохода отреализации товаров
ИО - сумма издержек обращения в определенном периоде
Уио - уровень издержек обращения в определенном периоде
Н - сумма налогов выплченная предприятием в определенном периоде
НЕ - налогоемкость товарооборота
Пр - сумма прибыли от реализации товаров
Рт - уровень рентабельности товарооборота
К внешним причинам спада продаж можно отнести сезонность товара, насыщение магазинов определенным видом товара, прошла мода на определенные виды товаров. Кроме внешних причин спада уровня продаж существует ряд внутренних факторов, в числе которых планируемый переход к торговле водкой, как основным товаром, поэтому часть оборотных средств уходит на закупку нового товара.
Рассмотренные формы взаимосвязи показателей играют большую роль в системе экономического управления товарооборотом на торговом предприятии.
Деятельность торгового предприятия связана с момента его создания с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида – текущие и долговременные.
Текущие затраты торгового предприятия представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.
Издержки
обращения характеризуются
1)
абсолютной суммой издержек
2) уровнем издержкоемкости торговой деятельности;
3) уровнем издержкоотдачи;
4)
уровнем рентабельности
Критерием
экономичности текущих затрат торгового
предприятия выступает
Издержки классифицируют:
1) по степени эластичности к объему товарооборота выделяют переменные и постоянные;
2) по степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки обращения;
3)
по возможности отнесения на
конкретные результаты
4)
по экономическому содержанию
затрачиваемых ресурсов
5)
по конкретным видам затрат
выделяют отдельные статьи
Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Факторы принято разделять на две группы: зависящие от конкретного торгового предприятия (внутренние факторы), не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).
Внутренние факторы:
-
объем товарооборота. При
- состав товарооборота – различные виды товарооборота (розничный, мелкооптовый, оптовый) имеют разный уровень издежкоемкости;
-
групповая структура
- скорость обращения товаров – чем ниже период обращения товаров, тем ниже издержки на хранение;
-
уровень производительности
-
состояние используемых
-
обеспеченность собственными
Внешние факторы:
- темпы инфляции в стране;
- уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка;
-
изменение уровня
-
изменение видов ставок
Учет этих факторов позволяет эффективно управлять издержками обращения торгового предприятия.
На первой стадии анализа издержек обращения рассматриваются динамика общей суммы и уровней издержек обращения в предплановом периоде, определяются темпы изменения этих показателей, рассчитываются показатели абсолютной и относительной экономии издержек обращения или их перерасхода по отношению к предшествующему периоду.
Абсолютное отклонение издержек представляет собой разницей между фактической и плановой их суммой. Относительное отклонение издержек обращения рассчитывается по формуле:
Эио=РФ*(Уип-Уиф)/100; Пио=РФ*(Уиф-Уип)/100
Где
Эио – сумма относительной
экономии издержек обращения на предприятии
(если фактический уровень
Пио – сумма относительного перерасхода издержек обращения на предприятии (если если фактический уровень издержкоемкости выше планового);
Рф
– фактический объем
Уип – плановый уровень издержкоемкости;
Уиф
– фактический уровень
Постоянные издержки | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1. Аренда офис | 25 000р. | 25 000р. | 25 000р. | 25 000р. | 25 000р. |
2. Аренда склад | 30 000р. | 30 000р. | 30 000р. | 30 000р. | 30 000р. |
3. З/плата основного персонала | 79 100р. | 79 100р. | 79 100р. | 79 100р. | 79 100р. |
4. Телефон | 5 164р. | 4 503р. | 4 210р. | 4 620р. | 4 620р. |
5. Ремонт оф. техники | 1 950р. | 2 540р. | 2 420р. | 1 932р. | 1 643р. |
Переменные издержки | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1. ГСМ и ремонт | 5 320р. | 5 215р. | 5 087р. | 4 789р. | 3 281р. |
3. Бумага и расходные материалы | 5 100р. | 5 210р. | 4 860р. | 4 120р. | 3 640р. |
4. Зарплата агентов | 15 238р. | 16 375р. | 11 700р. | 11 219р. | 2 770р. |
5. Прочие | 2 310р. | 5 160р. | 2 540р. | 1 200р. | 3 450р. |
Абсолютная сумма издржек | 169 182р. | 173 103р. | 164 917р. | 161 980р. | 153 504р. |
Уио - относительный уровень издержек обращения | 11,09% | 12,91% | 21,14% | 23,96% | 72,34% |
Уровень ездержкоемкости | 2,6507039 | 1,8895363 | 1,2581697 | 1,1444486 | 0,5690724 |
Уровень издержко отдачи | 0,3772583 | 0,5292304 | 0,7948054 | 0,8737832 | 1,7572457 |
Рентабельность издержек | 89,7% | 29,1% | -21,4% | -30,8% | -75,8% |
На
второй стадии анализа рассматриваются
аналогичные показатели, характеризующие
динамику отдельных статей издержек
обращения. Этот анализ дополняется
рассмотрением показателей
Наибольший вес имеют постоянные издержки. Они составляют 134 т.р. Наибольший вес в постоянных издержках занимает заработная плата основным рабочим, более чем в полтора раза. Переменные издержки имеют в составе зарплату агентов, которая составляет менее половины переменных издержек. Она в большей степени зависит от объема реализованных товаров.
На третьей стадии рассматривается уровень издержкоемкости по отдельным группам товаров. Результаты этого анализа служат основой корректировки ассортиментной и ценовой политики торгового предприятия на предстоящий период с учетом изменившихся условий хозяйствования. На четвертой стадии рассматривается фактическое выполнение установленных плановых смет издержек обращения в разрезе отдельных центров затрат.На пятой стадии определяется влияние отдельных факторов на изменение затрат и уровня издержкоемкости на предприятии в целом и в разрезе статей затрат.
Основным
видом прибыли торгового
Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль торгового предприятия или прибыль, остающуюся в его распоряжении.
Прибыль от реализации товаров формируется следующим образом:
В процессе управления прибылью торгового предприятия решаются две основные задачи: 1) повышение общей суммы прибыли в процессе ее формирования; 2) эффективное распределение полученной прибыли по отдельным направлениям ее использования.
Механизм управления формированием суммы балансовой прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения торгового предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров и обеспечить эффективное управление этим процессом.