Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:46, курсовая работа
По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, интеллектуальная собственность и нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Зачастую по стоимости нематериальные активы превосходят материальные и являются основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Это справедливо в первую очередь для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию, владеющих известными товарными знаками или работающих на рынке наукоемкой продукции. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности особенно важна для предприятий высокотехнологичных отраслей
Введение...................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы оценки нематериальных активов...................... 4
1.1. Сущность оценки нематериальных активов ................................................... 4
1.2. Подходы к оценке интеллектуальной собственности...................................... 7
Глава 2. Практический расчет рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности на примере изобретения................................................................. 17
2.1. Документы необходимые для проведения оценки патентов......................... 17
2.2. Расчет рыночной стоимости изобретения....................................................... 19
Заключение................................................................................................................ 27
Список используемой литературы.............
На втором этапе определяется величина коэффициента, учитывающего степень морального старения нематериального актива.
Кмс-=1-ТД/ТН= 1-0,35 = 0,65
На третьем этапе рассчитывается остаточная стоимость нематериального актива с учетом коэффициента технико-экономической значимости, коэффициента морального старения.
С0 = ЗС * КМС * КТ
Использование оцениваемого изобретения обеспечивает улучшение основных технико-экономических характеристик технологии и следовательно коэффициент технико-экономической значимости равен 1,1
С0 = 1530 * 0,65*1,1 = 1 094 тыс.руб.
Оценив изобретение тремя способами, согласуем результаты.
Таблица
7
Методы | Результаты | Веса |
Метод освобождения от роялти | 1978 | 3 |
Метод оценки стоимости ОИС через коэффициент долевого участия | 946 | 1 |
Метод стоимости создания | 1 094 | 2 |
Средневзвешенная
стоимость изобретения,
тыс.руб. |
1511 |
Заключение
Нематериальные активы — это часть активов предприятия, которые обладают стоимостью, но не имеют материального содержания. Они используются в хозяйственном обороте и способны приносить доход. В зависимости от назначения и выполняемых функций нематериальные активы можно подразделить на три основные группы: интеллектуальная собственность, имущественные права и отложенные (капитализированные) затраты.
Наиболее часто оценка нематериальных активов проводится для следующих целей:
- определение стоимости вклада в уставный капитал;
- инвентаризации (учете) и введении оценки интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
- оптимизации выплат налога на имущество;
- выдаче кредита под залог исключительных прав;
- привлечения инвесторов и других операций;
- разрешение конфликтов при использовании оценки интеллектуальной собственности, в т.ч. при определении;
- ущерба вследствие нарушения исключительных прав на нематериальные активы;
- при уступке прав на объект интеллектуальной собственности и выдаче лицензий на их использование.
По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость нематериальных активов компании превосходит стоимость всех ее материальных активов и является основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Это особенно справедливо для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию на рынке, владеющими известными товарными знаками или работающими на рынке наукоемкой продукции.
Для практической оценки стоимости нематериальных активов специалисты рекомендуют затратный, доходный и комбинированный подходы, обычно используемые в оценке других видов активов.
Изобретение оценивалось следующими методами:
1. Методом освобождения от роялти.
2.
Методикой оценки стоимости
3. Методом стоимости создания.
Рассчитав
по данным методикам стоимость
Список используемой литературы
1. Абрютина М.С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности. Методика. Практические рекомендации. Изд-во "Дело и Сервис", М., 2005, с. 7-51.
2. Бромберг Г.В. Основы патентного дела: Учеб. Пособие. М.: 2002.
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 24.02.2010).
4.
Дмитриев О. Методы оценки стоимости объектов
ИС
5. Лынник Н.В. и др. Интеллектуальная собственность и нематериальные активы / Н.В. Лынник, А.Г. Кукушкин, Л.И.,2008. - 194с.
6. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - М.: Экспертное бюро-М, 2007.-289 с.
7.
Методология оценочной
8. "Общероссийский классификатор основных фондов" ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (дата введения 01.01.1996) (ред. от 14.04.1998).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.
10.
Порядок включения объектов
11. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 N 10975).
12.
Пегасова Л.В. Оценка
13.
Руководство по оценке бизнеса.
14.
Скорняков Э.П., Горбунова М.Э.
Как оценить коммерческую
15. СТО РОО 20-01-96. Общие понятия и принципы оценки.
16. СТО РОО 20-03-96 Базы оценки, отличные от рыночной стоимости.
17. СТО РОО 20-04-96 Оценка в целях финансовой отчетности и смежной документации.
18. СТО РОО 26-01-95 Оценка объектов интеллектуальной собственности.
19. СТО РОО 26-02-96 Оценка нематериальных активов.
20. СТО РОО 27-01-95 Кодекс профессиональной этики членов РОО.
21. Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции от 15 июня 1994г. №ОР-22-2-46.
22.
Шилова Е.В. Оценка
23. Федеральный
закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от
27.12.2009) "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (принят ГД
ФС РФ 16.07.1998) (с изм. и доп., вступающими
в силу с 29.01.2010).
Приложение
1
№ этапа | Расчет растущего рынка | Расчет для поделенного рынка |
1 | Минимальная оценка
ОИС (патента или лицензии), приемлемая для патентообладателя через расчеты ожидаемого будущего приращения прибыли патентообладателя на растущем рынке, где патентообладатель имеет установленную долю рынка, которая не подвергается риску с проникновением конкурента. При этом необходимо учесть возможности альтернативного использования капитала, требуемого для расширения рынка, а также целесообразность проведения экспансии. |
Так как возможности
для расширения доли или объема рынка в основном исчерпаны, оценка должна отражать неизбежное при отказе от исключительности, обеспечиваемой патентом, уменьшение доли рынка, занимаемой патентообладателем. Простейший способ оценить эти потери - рассчитать потерю прибыли от продаж в каждом году наличия патентной охраны, а затем суммировать эти потери с учетом коэффициентов дисконтирования. |
2 | Патентообладатель должен учесть поправку на эффект сопутствующих или производных продаж (например, комплектующие изделия, расходные материалы, программное обеспечение и т.д.) | |
3 | При анализе
дохода патентообладателя учитываются издержки на дополнительные производные мощности, которые потребуются при отсутствии конкурента и расширении производства, издержки на расширение маркетинга и сбыт, а так же риски, возникающие при любом расширении рынка. |
Учет изменений производственных мощностей, сокращение расходов на маркетинг и сбыт. |