Оценка стоимости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является оценка бизнеса с целью продажи компании.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки стоимости предприятия 6
1.1. Особенности бизнеса как объекта оценки 6
1.2. Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса) 8
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании 11
2.1. Краткая характеристика компании и рынка сбыта 11
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании 14
Глава 3. Определение рыночной стоимости предприятия 21
3.1. Затратный подход 21
3.2. Сравнительный подход 23
3.3. Доходный подход 23
3.4. Согласование результатов и определение итоговой стоимости бизнеса (предприятия) 28
Выводы 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Оценка стоимости предприятия.docx

— 83.43 Кб (Скачать)

Оценка  стоимости предприятия

 

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  аспекты оценки стоимости  предприятия 6

1.1. Особенности бизнеса  как объекта оценки 6

1.2. Подходы и методы, используемые при  оценке стоимости  предприятия (бизнеса) 8

Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности компании 11

2.1. Краткая характеристика  компании и рынка  сбыта 11

2.2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности компании 14

Глава 3. Определение рыночной стоимости предприятия 21

3.1. Затратный подход 21

3.2. Сравнительный подход 23

3.3. Доходный подход 23

3.4. Согласование результатов  и определение  итоговой стоимости  бизнеса (предприятия) 28

Выводы 30

Список  литературы 31 
 

 

Введение 

     В ходе развития рынка в российской экономике стоимость бизнеса  начинает играть значимую роль в жизни  российских компаний. Это объясняется  рядом факторов: активная приватизация собственности, проведение операций по купле-продаже предприятий, требующих  объективной оценки стоимости продаваемых  предприятий; некорректность отражения  в текущей финансовой документации вследствие инфляции стоимости фондов большинства действующих предприятий  и необходимость правильного  отображения стоимости активов; интенсивный процесс выхода отечественных  компаний на международный финансовый рынок, который невозможен без отлаженного  процесса бизнес-планирования, отвечающего  мировым нормам.

     Таким образом, процедуры оценки стоимости  бизнеса прочно входят в повседневную деловую практику. Можно указать  характерные случаи, когда возникает  потребность в оценке стоимости  действующего предприятия: продажа  предприятия или части его  имущества; реорганизация предприятия; купля/продажа акций предприятия  или доли в уставном капитале; передача предприятия в аренду (для назначения арендной платы); получение кредита  под залог имущества предприятия; страхование имущества предприятия; переоценка основных фондов и др. Действующее  предприятие (бизнес) – производственно-экономический  и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской  деятельности. Это – живой организм. При осуществлении оценочной  деятельности предприятие рассматривается  как единое целое, в состав которого входят все виды имущества, права  на это имущество, менеджмент и др.

     Целью проводимой оценки стоимости бизнеса  является расчет и обоснование рыночной стоимости предприятия. В деловой  практике различаются три основных подхода к оценке стоимости бизнеса: затратный подход; доходный подход; сравнительный подход.

     Эти подходы отличаются исходными положениями, которые лежат в основе каждого  их них.

     Проблема  определения рыночной стоимости  фирмы и факторов, ее определяющих, исследовалась в основном западными специалистами, такими как У. Шарп, С. Росс, Р. Дж. Тьюлз, Эдвард С. Бредли, Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Мурин, Дж.И. Финнерти, Р. Брейли, С. Майерс, Р. Вишна, Ф. Блэк, М. Дженсен, М. Шоулз, Ю. Фама и Дж. Макбет, Р. Бэнц, Н. Джэгэдиш, Ш. Титман, К. Френч. В то же время в этих работах не означен комплекс мер для мониторинга стоимости акционерного капитала, основным критерием при покупке или продаже акций служит их ожидаемая доходность. Базой исследований в данном случае, как правило, выступали высоколиквидные прозрачные компании, акции которых котировались на развитых зарубежных фондовых рынках, в связи с чем указанные методики требуют адаптации к российским условиям, а могут быть и вовсе неприменимы.

     Отечественные специалисты Б.И. Алехин, Н.И. Берзон, В.В. Бочаров, В.А. Галанов, А.Г. Грязнова, В.Е. Леонтьев, Я.М. Миркин, А.П. Иванов, Б.Б. Рубцов, М.А. Федотова и др. рассматривают вопросы адаптации зарубежных моделей к российскому рынку. Однако существенным недостатком предложенных моделей является ориентация на крупных участников фондового рынка.

     Основной  целью данной работы является оценка бизнеса с целью продажи компании.

     Дата  оценки: на 01 января 2010 года.

     Объект оценки: ООО "Завод реставрации труб".

     Существенным  элементом проведения достоверной  оценки бизнеса является выработка  тщательного, последовательного подхода к решению поставленной задачи. Такой подход помогает избежать упущений в получении необходимых фактов и выработке заключения.

     В ходе выполнения задания по оценке бизнеса ООО "Завод реставрации труб", работа проводилась по следующим основным направлениям:

  • Изучение материалов и документов, представленных Заказчиком, при допущении, что они верно отражают хозяйственное и финансовое состояние предприятия.
  • Оценка экономического и финансового состояния предприятия исходя из имеющихся в распоряжении оценщиков документов и материалов.
  • Оценка бизнеса методом чистых активов.
  • Оценка бизнеса методом дисконтирования денежных потоков.
  • Оценка бизнеса рыночным методом.
  • Анализ полученных результатов и написание отчета.

     Перед Оценщиком была поставлена задача, определить рыночную стоимость бизнеса ООО "Завод реставрации труб", этому и посвящен настоящий отчет.

     Информационной  базой исследования послужили теоретические, практические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов в исследуемой области, а также статистические данные по отрасли работы компании и отчетность ООО "Завод реставрации труб".

 

Глава 1. Теоретические  аспекты оценки стоимости  предприятия

1.1. Особенности бизнеса как объекта оценки 

     В оценочной деятельности часто используются как синонимы термины «бизнес» и  «предприятие», однако каждое из этих понятий имеет особенности.

     Бизнес  — это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, работ, услуг, или другая разрешенная  законом деятельность с целью  получения прибыли. Этой деятельностью  занимается хозяйствующий субъект (физическое или юридическое лицо), которому принадлежит предприятие.

     Предприятие — производственно-экономический  и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской  деятельности. Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается  как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской  деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса  РФ).

     При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как  единое целое, в состав которого входят все виды имущества и права  на него. Предприятие как имущественный  комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и  продукцию, нематериальные активы, в  том числе гудвилл (в отечественной  практике — деловая репутация), права  на товарный знак, фирменное наименование и другие исключительные права.

     Владелец  бизнеса имеет право продать  его, заложить, застраховать и завещать, т.е. бизнес (предприятие) может быть предметом сделки и является товаром, имеющим следующие особенности:

  • вложения в этот товар осуществляются с целью отдачи в будущем, обеспечения определенным доходом собственника предприятия, т.е. являются инвестиционными;
  • бизнес является системой, но его подсистемы и элементы могут продаваться отдельно, становясь основой формирования новой системы;
  • потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде (финансовое состояние предприятия, экономическая и политическая стабильность в стране, социальные факторы и др.);
  • состояние бизнеса тесно связано с состоянием экономики и общества, что влечет участие государства в регистрации, совершении сделок купли-продажи и оценке этого товара;
  • финансово убыточное предприятие может положительно оцениваться рынком из-за имиджа конкретного наименования на рынке.

     Основные  факторы, влияющие на стоимость бизнеса:

  • ликвидность доли и (или) бизнеса (зависит от спроса);
  • полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода (величина, время получения дохода) и риски, связанные с его получением;
  • нематериальные активы, имидж предприятия на рынке;
  • ограничения для рассматриваемого бизнеса;
  • размер оцениваемой доли бизнеса;
  • степень контроля, получаемая новым собственником;
  • перспективы развития оцениваемого бизнеса;
  • финансовое положение предприятия (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и др.);
  • затраты на создание аналогичных предприятий;
  • степень конкурентной борьбы в данной отрасли;
  • диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг);
  • качество выпускаемой предприятием продукции;
  • технология и затраты производства;
  • степень изношенности оборудования;
  • ценовая политика;
  • взаимоотношения с потребителями и поставщиками;
  • уровень управления;
  • кадровый состав предприятия.
 

1.2. Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса) 

     Оценку  бизнеса осуществляют с применением  трех вышеописанных подходов, каждый из которых позволяет подчеркнуть  определенные характеристики объекта. Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости от особенностей процесса оценки, экономических особенностей оцениваемого объекта, целей оценки.

     На  практике подходы могут давать совершенно различные показатели стоимости. В  чем причины? Во-первых, рынки являются несовершенными, предложение и спрос  не находятся в равновесии; во-вторых, потенциальные пользователи могут  быть неправильно информированы, производители  могут быть неэффективны и др.

     Рассмотрим  методы оценки, применяемые при различных  подходах.

     Доходный  подход. Основных методов доходного  подхода два.

  1. Метод капитализации доходов. Стоимость бизнеса (V) определяется по формуле V = D:R, где D — чистый доход бизнеса за год; R — коэффициент капитализации.
  2. Метод дисконтирования денежных потоков. Стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования потоков дохода от него и их дисконтирования в соответствии с требуемой инвестором ставкой дохода.

     Если  доходы предприятия существенно  изменяются год от года, то для целей  оценки бизнеса выбирается метод  дисконтирования денежных потоков, для чего проводится прогнозирование  денежных потоков в разные временные  периоды.

     Ставку  дисконтирования обычно определяют кумулятивным методом, который основывается на учете безрисковой ставки дохода, к которой прибавляется экспертно  оцениваемая премия за инвестирование в данную компанию. Эта премия представляет собой доход, который требует  инвестор в качестве компенсации  за дополнительный риск, связанный  с капиталовложениями в данную компанию, по сравнению с безрисковыми инвестициями.

     Кумулятивный  метод наилучшим образом учитывает  все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами  общего для отрасли и экономики  характера, так и со спецификой оцениваемого предприятия.

     Затратный подход основан на определении рыночной стоимости активов и текущей  стоимости обязательств. Методов  затратного подхода тоже два.

  1. Метод стоимости чистых активов. Стоимость бизнеса равна рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств.
  2. Метод ликвидационной стоимости. Стоимость бизнеса равна суммарной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств с учетом затрат на его ликвидацию.

     Применение  затратного подхода в оценке бизнеса  наиболее обоснованно в следующих  случаях:

  • оценка всего предприятия;
  • оценка контрольного пакета акций компании, обладающей значительными материальными активами;
  • оценка недавно созданных предприятий, когда отсутствуют ретроспективные данные о прибылях или имеются затруднения с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей или денежных потоков;
  • нет рыночной информации о предприятиях-аналогах;
  • в случае ликвидации предприятия (метод ликвидационной стоимости).

     Затратный подход применим для оценки предприятий, обладающих значительными материальными  активами, и новых предприятий.

     Сравнительный подход. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым  бизнесом объекты, проводится соответствующая  корректировка данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада. Сравнительный подход реализуется  посредством трех методов.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия