Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:18, курсовая работа
Специфика Газпрома заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у Газпрома есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.
Введение.........................................................................................................4
1. Анализ имущественного положения компании.....................................7
2. Анализ основных средств.......................................................................11
3. Анализ оборотных активов....................................................................16
4. Оценка динамики оборотных активов, сгруппированных по степени риска........................................................................................................................19
5. Анализ динамики, состава и структуры текущих расчетов с дебиторами и кредиторами..............................................................................................21
6. Сравнительный анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности..............................................................................................26
7. Анализ состава и структуры источников формирования активов предприятия...........................................................................................................28
8. Анализ чистых активов...........................................................................31
9. Анализ ликвидности баланса.................................................................34
10. Оценка платежеспособности................................................................37
11. Анализ денежных потоков...................................................................42
12. Анализ финансовой устойчивости.......................................................47
13. Анализ финансовой устойчивости с позиции обеспеченности запасов...........................................................................................................................51
14. Анализ деловой активности.................................................................54
15. Анализ финансовых результатов.........................................................59
16. Факторный анализ прибыли от продаж..............................................62
17. Анализ показателей эффективности деятельности компании..........64
18. Факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала........................................................................68
19. Анализ затрат предприятия по экономическим элементам..............69
20. Факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции....71
21. Расчет «критического» объема продаж, запаса финансовой прочности и операционного рычага.................................................................................72
22. Оценка влияния интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции....................................................................................75
23. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия..............77
Заключение..................................................................................................81
Список используемой литературы............................................................88
Анализ динамики финансовых результатов (горизонтальный анализ) проводится на основе таблицы 17.
Таблица 17
Динамика финансовых результатов предприятия
№ п/п | Показатель | За отчётный период, тыс. р. | За аналогичный период прошлого года, тыс. р. | Абсолютное изменение, тыс. р. | Темп роста, % |
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, | 1774979437 | 1632652981 | 142326456 | 108,72 |
2 | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 723781021 | 592118000 | 131663021 | 122,24 |
3 | Коммерческие расходы | 540917840 | 518675487 | 22242353 | 104,29 |
4 | Управленческие расходы | 23678150 | 17856671 | 5821479 | 132,60 |
5 | Прибыль (убыток) от продаж | 486602426 | 504002823 | -17400397 | 96,55 |
6 | Проценты к получению | 13046491 | 3446856 | 9599635 | 378,50 |
7 | Проценты к уплате | 53551252 | 40113371 | 13437881 | 133,50 |
8 | Доходы от участия в других организациях | 44696539 | 30916289 | 13780250 | 144,57 |
9 | Прочие доходы | 2105342710 | 1510000738 | 595341972 | 139,43 |
10 | Прочие расходы | 2075739210 | 1512929853 | 562809357 | 137,20 |
13 | Прибыль (убыток) до налогообложения | 520397704 | 495323482 | 25074222 | 105,06 |
14 | Налог на прибыль | 122668035 | 131915177 | -9247142 | 92,99 |
17 | Чистая (нераспределённая) прибыль (убыток) отчетного периода | 360449550 | 343680067 | 16769483 | 104,88 |
Вертикальный анализ финансовых результатов компании проводится на основе таблицы 18, в которой отражаются удельные веса элементов формирования чистой прибыли компании в общем объеме выручки от продаж. Полученные значения будут использованы для проведения факторного анализа прибыли от продаж.
Таблица 18
Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечных финансовых результатов
деятельности (вертикальный анализ)
№ п/п | Показатель | Структура элементов формирования чистой прибыли в выручке от продаж, % | Изменение структуры, % | |
Отчётный год | Предыдущий год | |||
А | Б | 1 | 2 | 3 |
1 | Выручка от продаж | 100 | 100 | - |
2 | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 40,78 | 36,27 | 4,51 |
3 | Валовая прибыль | 59,22 | 63,73 | -4,51 |
4 | Коммерческие расходы | 30,47 | 31,77 | -1,30 |
5 | Управленческие расходы | 1,33 | 1,09 | 0,24 |
6 | Прибыль (убыток) от продаж | 27,41 | 30,87 | -3,46 |
7 | Прочие доходы | 118,61 | 92,49 | 26,12 |
8 | Прочие расходы | 116,94 | 92,67 | 24,28 |
11 | Прибыль до налогообложения | 29,32 | 30,34 | -1,02 |
12 | Налог на прибыль | 6,91 | 8,08 | -1,17 |
13 | Прибыль (убыток) от обычной деятельности | 22,41 | 22,26 | 0,15 |
16 | Чистая (нераспределенная) прибыль | 20,31 | 21,05 | -0,74 |
Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 17, показывает, что предприятие в отчетном году добилось хороших финансовых результатов в своей хозяйственной деятельности по сравнению с прошлым годом. Так, чистая прибыль увеличилась на 16 769 483 тыс. руб., или 4,88% и составила в отчетном году 360 449 550 тыс. руб. Ее доля в выручке от реализации - 20,31%, в предыдущем году – 21,05.Снижение доли чистой прибыли в выручке на 0,74 пункта является отрицательным фактором.
Себестоимость в 2007 году увеличилась на 22,24% или на 131 663 021 тыс. руб. и составила 723 781 021 тыс. руб. Ее доля в сумме выручки от реализации отчетного ода составила 40,78%, что на 4,51 пункта выше, чем в предыдущем году. При этом, доля валовой прибыли в выручке также снизилась на 4,51%, что является отрицательным фактором в деятельности компании.
Коммерческие расходы за анализируемый период увеличились на 22 242 353 тыс. руб., или 4,29% и составили 540 917 840 тыс. руб., однако их доля в выручке от реализации снизилась на 1,30% и стала составлять 30,47%, что оценивается положительно.
Управленческие расходы составили в 2007 году 23 678 150 тыс. руб., что на 5 821 479 тыс. руб., или 32,6% больше, чем в 2006 году, их доля в общем объеме выручки также возросла на 0,24 пункта и составила 1,33%.
В результате значительного увеличения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также роста накладных расходов прибыль от продаж в отчетном году уменьшилась по сравнению с прошлым годом на общую сумму 17 400 397 тыс. руб. и составила 486 603 526 тыс. руб. Ее доля в объеме выручки также снизилась на 3,46% и составила 27,41%.
За анализируемый год значительно увеличился объем прочих доходов и расходов. Так прочие доходы составили 2 105 342 710 тыс. руб., что на 595 341 972 тыс. руб., или 39,43% больше значения предыдущего года. Прочие расходы увеличились на 562 809 357 тыс. руб., или на 37,2%, и в отчетном году составили 2 075 739 210 тыс. руб. Необходимо отметить, что объем прочих доходов, превышает размер выручки от реализации на 18,61%, тогда как объем прочих расходов превышает общий объем реализации на 16,94%. В составе прочих доходов и расходов наибольший удельный вес занимает купля-продажа иностранной валюты, что обусловлено наличием экспортных операций в деятельности ОАО Газпром. Кроме того, в составе прочих доходов наибольший удельный вес занимают поступления от финансовой деятельности, а в составе прочих расходов значителен объем затрат на инвестиционную деятельность, а именно на приобретение дочерних организаций и осуществлению расходов по капитальному строительству.
Прибыль от продаж, а также положительный финансовый результат от прочих видов деятельности обеспечили получение прибыли до налогообложения на общую сумму 520 397 704 тыс. руб., что на 25 074 222 тыс. руб. больше предыдущего года. Однако, доля прибыли до налогообложения в общем объеме реализации снизилась на 1,02 пункта и составила 29,32%.
Положительный результат, полученный от финансово-хозяйственной деятельности, позволил увеличить сумму прибыли отчетного года по сравнению с предыдущим годом. За счет оставшейся суммы чистой прибыли формируются фонды потребления, накопления, резервный фонд. Так в течение 2007 года ОАО Газпром по итогам работы за 2006 год выплатило дивиденды в размере 2,54 руб. на одну обыкновенную акцию. Общая сумма выплат дивидендов составила 60 131 960 тыс. руб. Однако в 2007 и 2006 гг. компания не производила отчисления в резервный фонд из чистой прибыли в связи с достижением установленного уставом общества размера резервного фонда.
16. Факторный анализ прибыли от продаж
Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования прибыль (убыток) от продаж. Значение прибыли от продаж меняется под воздействием различных факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние.
Факторный анализ прибыли от продаж проводится на основе таблицы 19, кроме этого используются данные таблиц 17 и 18.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Так, по данным Госкомстата России, уровень инфляции в 2007 году составил 12%.
Таблица 19
Сводная таблица влияния факторов на прибыль
от продаж отчетного периода
Показатель–фактор | Сумма, тыс. р. |
1. Количество проданной продукции (работ, услуг) | -14771351 |
2. Изменение цен на реализованную продукцию | 58707777 |
3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | -80045159 |
4. Коммерческие расходы | 22973161 |
5. Управленческие расходы | -4264824 |
Изменение прибыли от продаж, всего | -17400397 |
Данные таблицы 19 показывают, что в результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах (рассчитанной с учетом инфляции) сумма прибыли от продаж уменьшилась на 14 771 351 тыс. руб.
Прирост цен на продукцию в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 12% привел к увеличению суммы прибыли от продаж на 58 707 777 тыс. руб.
В результате увеличения уровня себестоимости по отношению к выручке от продаж на 4,51% сумма прибыли от продаж снизилась на 80 045 159 тыс. руб. Экономия по коммерческим расходам в отчетном периоде и их снижение на 1,30 % привели к увеличению объема прибыли от продаж на 22 973 161 тыс. руб. Перерасход по управленческим расходам и повышение их уровня на 0,24% уменьшил сумму прибыли от продаж на 4 264 824 тыс. руб. Совокупное влияние этих факторов привело к уменьшению прибыли от продаж на 174 003 97 тыс. руб.
Для увеличения прибыли от реализации ОАО Газпром необходимо снижать производственную себестоимость, уменьшать управленческие расходы, увеличивать удельный вес в объеме реализации более рентабельной продукции.
Кроме того, для оценки эффективности деятельности предприятия используются относительные показатели доходности и рентабельности, которые характеризуют уровень отдачи от затрат и степень использования средств.
Анализ динамики показателей, характеризующих доходы, расходы, доходности и рентабельности предприятия проводится на основе таблицы 20.
Таблица 20
Динамика показателей, характеризующих доходы,
расходы, доходность и рентабельность предприятия
№ п/п | Показатель | Отчетный год | Предыдущий год | 2005 год | Изменение (+,-) | Изменение (+,-) |
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Суммарные доходы предприятия, тыс. р. | 3938065177 | 3177016864 | 2541132893 | 761048313 | 1396932284 |
2 | Суммарные расходы предприятия, тыс. р. | 3417667473 | 2681693382 | 1803977717 | 735974091 | 1613689756 |
3 | Прибыль до налогообложения, тыс. р. | 520397704 | 495323482 | 289228306 | 25074222 | 231169398 |
4 | Выручка (нетто) от продаж, тыс. р. | 1774979437 | 1632652981 | 1231261784 | 142326456 | 543717653 |
5 | Чистая прибыль, тыс. р. | 360449550 | 343680067 | 203438682 | 16769483 | 157010868 |
6 | Доходность активов, р. | 7,38 | 7,81 | 5,56 | -0,43 | 1,81 |
7 | Рентабельность активов, % | 7,38 | 7,81 | 5,56 | -0,43 | 1,81 |
8 | Доля выручки от продаж в составе суммарных доходов, % | 45,07 | 51,39 | 48,45 | -6,32 | -3,38 |
9 | Доходы на 1 р. расходов, р. | 1,15 | 1,18 | 1,41 | -0,03 | -0,26 |
11 | Рентабельность оборотных активов, % | 34,11 | 39,81 | 26,22 | -5,70 | 7,88 |
12 | Рентабельность инвестиций, % | 43,68 | 70,22 | 54,56 | -26,54 | -10,88 |
13 | Рентабельность производственных фондов, % | 13,58 | 13,03 | 8,99 | 0,55 | 4,60 |
14 | Рентабельность продаж (по прибыли от продаж), % | 27,41 | 30,87 | 29,09 | -3,46 | -1,67 |
15 | Рентабельность продаж (по чистой прибыли), % | 20,31 | 21,05 | 16,52 | -0,74 | 3,78 |
16 | Рентабельность основного вида деятельности (затратоотдача, прибыльность реализованной продукции), % | 37,77 | 44,66 | 41,02 | -6,89 | -3,25 |
17 | Рентабельность собственного капитала, % | 9,47 | 9,82 | 7,07 | -0,34 | 2,40 |