Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:18, курсовая работа
Специфика Газпрома заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у Газпрома есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.
Введение.........................................................................................................4
1. Анализ имущественного положения компании.....................................7
2. Анализ основных средств.......................................................................11
3. Анализ оборотных активов....................................................................16
4. Оценка динамики оборотных активов, сгруппированных по степени риска........................................................................................................................19
5. Анализ динамики, состава и структуры текущих расчетов с дебиторами и кредиторами..............................................................................................21
6. Сравнительный анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности..............................................................................................26
7. Анализ состава и структуры источников формирования активов предприятия...........................................................................................................28
8. Анализ чистых активов...........................................................................31
9. Анализ ликвидности баланса.................................................................34
10. Оценка платежеспособности................................................................37
11. Анализ денежных потоков...................................................................42
12. Анализ финансовой устойчивости.......................................................47
13. Анализ финансовой устойчивости с позиции обеспеченности запасов...........................................................................................................................51
14. Анализ деловой активности.................................................................54
15. Анализ финансовых результатов.........................................................59
16. Факторный анализ прибыли от продаж..............................................62
17. Анализ показателей эффективности деятельности компании..........64
18. Факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала........................................................................68
19. Анализ затрат предприятия по экономическим элементам..............69
20. Факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции....71
21. Расчет «критического» объема продаж, запаса финансовой прочности и операционного рычага.................................................................................72
22. Оценка влияния интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции....................................................................................75
23. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия..............77
Заключение..................................................................................................81
Список используемой литературы............................................................88
Таблица 23
Сводная таблица влияния факторов на затраты на рубль
реализованной продукции
Показатель-фактор | к./р. |
Количество и структура реализованной продукции | 0,03 |
Себестоимость реализованной продукции | 0,03 |
Продажные цены | -0,01 |
Итого изменения затрат на 1 р. реализованной продукции | 0,05 |
Так в результате изменения количества и структуры реализованной продукции показатель затрат на рубль реализованной продукции увеличился на 0,03 к./р. Такое же влияние оказал и фактор роста себестоимости. В результате увеличения цен на реализованную продукцию показатель снизился на 0,01 к./р. Совокупное влияние факторов привело к общему увеличению затрат на 1 рубль реализованной продукции на 0,05 к./р.
Предприятие располагает достаточными резервами снижения затрат на 1 рубль реализованной продукции, за счет возрастания удельного веса в общем объеме реализации менее затратоемких, более рентабельных производимых товаров, работ и услуг, а также за счет снижения уровня затрат на производство.
21. Расчет «критического» объема продаж, запаса финансовой прочности и операционного рычага
При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать запас его финансовой прочности. С этой целью предварительно все затраты предприятия следует разбить на две группы в зависимости от объема производства и реализации продукции: переменные и постоянные.
Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, заработной платы работников на сдельной форме оплаты труда.
Постоянные затраты не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммы выплачиваемых процентов за кредиты банка, арендная плата, расходы на управление и организацию производства, заработная плата персонала на повременной оплате труда.
Анализ «критического объема продаж», запас финансовой прочности, и операционный рычаг проводится на основе таблицы 24.
Таблица 24
Расчёт «критического» объема продаж, запаса финансовой прочности и операционного рычага (по данным ф. № 2)
Показатель | Условное обозначение | Отчетный год | Предыдущий год | Изменение | |
(+,–) | |||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Выручка от продаж, тыс. р. | N | 1774979437 | 1632652981 | 142326456 | |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р. | Sпер | 723781021 | 592118000 | 131663021 | |
3. Маржинальный доход, тыс. р. (п.1 – п.2) | МД | 1051198416 | 1040534981 | 10663435 | |
4. Коммерческие расходы, тыс. р. | КР | 540917840 | 518675487 | 22242353 | |
5. Управленческие расходы, тыс. р. | УР | 23678150 | 17856671 | 5821479 | |
6. Итого условно-постоянных затрат, тыс. р. (п.4 + п.5) | Sпост | 564595990 | 536532158 | 28063832 | |
7. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, % | d | 59,22 | 63,73 | -4,51 | |
8. «Критическая точка» объема продаж (точка безубыточности) (п.6 : п. 7) | КТ | 9533369 | 8418466 | 1114903 | |
| ЗФП | 1765446068 | 1624234515 | 141211553 | |
10. % запаса финансовой прочности к объему продаж, (п. 9 : п. 1) (норматив: 60–70 %) |
| 99,46 | 99,48 | -0,02 | |
11. Прибыль от продаж, тыс. р. | P | 486602426 | 504002823 | -17400397 | |
12. Сила воздействия операционного рычага (п. 3, гр. 3 : п. 11, гр.3) |
| 2,16 | 2,06 | 0,10 |
Данные таблицы 24 показывают, что выручка от продаж увеличилась на 142 326 456 тыс. руб. Маржинальный доход, представляющий собой разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции, также увеличился на 106 63 435 тыс. руб. и составил в отчетном году 1 051 198 416 тыс. руб.
Критическая точка объема продаж (точка безубыточности) – это такой объем реализации, при котором предприятие в состоянии покрыть все свои затраты, при этом не получая прибыли. За анализируемый период критический объем продаж увеличился на 1 114 903 тыс. руб. и составил в анализируемом году 9 533 369 тыс. руб., т.е. в 2007 году, для того чтобы покрыть все затраты ОАО Газпром необходимо было произвести продукции, работ, услуг на общую сумму 9 533 369 тыс. руб.
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между полученной выручкой и критической точкой объема продаж. За анализируемый период запас финансовой прочности увеличился на 141 211 553 тыс. руб. и составил в отчетном году 1 765 446 068 тыс. руб. При этом фактический объем реализации составил 1 774 979 437 тыс. руб. Относительный запас финансовой прочности достаточно высокий – 99,46%. Данный факт является положительной тенденцией в деятельности компании, поскольку, чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков. Однако для ОАО Газпром значение силы операционного рычага не столь велика и на конец года составляет 2,16. Это говорит о том, что предприятие имеет низкий уровень предпринимательского риска, а незначительное увеличение данного показателя в 2007 году на 0,1 является следствием того, что у ОАО Газпром вырос удельный вес постоянных расходов, которые увеличились за анализируемый период на 28 063 832 тыс. руб.
22. Оценка влияния интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции
В процессе производственно-хозяйственной деятельности организация использует труд рабочих, служащих, управленческого персонала; материалы, сырье, энергию, топливо; производственные мощности основных средств, машины, транспорт.
Оценка потребления каждого вида ресурсов может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.
Экстенсивная оценка использования ресурсов представляет абсолютной значение потребления каждого вида ресурса: среднесписочной численности персонала; материальных затрат; средней стоимости основных средств.
Степень интенсивного использования того или иного вида ресурса можно оценить при помощи качественных коэффициентов, получаемых как соотношение выручки от продаж и соответствующего количественного показателя. К таким показателям относятся: среднегодовая выработка на работника; фондоотдача; материалоотдача.
Полученные результаты финансово-хозяйственной деятельности отражают совокупное использование всех ресурсов предприятия. Увеличение объема продаж за счет увеличения объема использования ресурсов характеризует экстенсивный путь развития организации. Увеличение результатов хозяйственной деятельности организации за счет более экономного эффективного использования имеющихся ресурсов характеризует интенсивный путь развития.
Оценка влияния интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции проводится на основе таблицы 25.
Таблица 25
Сводная таблица влияния интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции
Показатель-фактор | Сумма, тыс. р. |
1. Среднесписочная численность работников | -71718606 |
2. Среднегодовая выработка на работника | 214045062 |
3. Среднегодовая стоимость основных фондов | 9260833 |
4. Фондоотдача основных фондов | 133065623 |
5. Материальные затраты | 156628378 |
6. Материалоотдача | -14301922 |
Итоговое изменение объема реализации | 142326456 |
За 2007 год объем реализации увеличился на 142 326 456 тыс. руб.
За счет снижения среднесписочной численности выручка от реализации снизилась на 71 718 606 тыс. руб., а за счет увеличения среднегодовой выработки она увеличилась на 214 045 062 тыс. руб. Видно, что прирост объема реализации в абсолютном выражении произошел под значительным влиянием интенсивного фактора, что свидетельствует об эффективном управлении этим видом ресурса.
За счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств объем реализации увеличился на 9 260 833 тыс. руб., под влиянием фондоотдачи он также возрос на 133 065 623 тыс. руб. Значительный прирост выручки от продаж был получен за счет положительного влияния интенсивного фактора, что позволяет говорить об эффективном использовании производственной мощности основных средств.
В результате роста материальных затрат объем реализации увеличился на 156 628 378 тыс. руб., однако за счет интенсивного фактора – матриалоотдачи он сократился на 14 301 922 тыс. руб. Видно, что рост обобщающего показателя происходит за счет экстенсивного фактора, что свидетельствует о неэффективном использовании материальных ресурсов в производственной деятельности компании.
23. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
Инвестиции – основа развития, как отдельного предприятия, так и страны в целом. Инвестиционная привлекательность, т.е. ответ на вопрос о целесообразности вложения средств в данное предприятие, определяется факторами внешней и внутренней среды компании.
Для оценки инвестиционной привлекательности используются данные таблицы 26.
Финансовая привлекательность компании – центральное звено инвестиционной привлекательности. Для любого инвестора она заключается в получении стабильного экономического эффекта от финансово-хозяйственной деятельности. Если этот эффект нестабилен, при инвестировании неизбежен финансовый риск. Для оценки инвестиционной привлекательности используются значения коэффициента текущей ликвидности и рентабельности имущества.
Таблица 26
Основные показатели платежеспособности и рентабельности
для оценки инвестиционной привлекательности предприятия
№ предприятия | Коэффициент текущей ликвидности | Рентабельность имущества, % | ||
На начало предыдущего периода | На конец изучаемого периода | На начало предыдущего периода | На конец изучаемого периода | |
1 | 2,24 | 1,22 | 3,15 | 3,01 |
2 | 1,4 | 1,16 | 9,18 | 10,46 |
3 | 1,71 | 1,81 | 0,56 | 1,26 |
4 | 3,18 | 1,13 | 2,13 | 1,15 |
5 | 1,29 | 1,15 | 2,98 | 0,43 |
6 | 10,06 | 1,67 | 4,56 | 4,5 |
7 | 1,24 | 1,13 | 5 | 6,2 |
8 | 1,34 | 1,79 | 0,13 | 1,02 |
9 | 2,06 | 1,55 | 6,48 | 7 |
10 | 1,76 | 1,37 | 7,11 | 6,05 |
Анализируемое предприятие | 4,14 | 3,24 | 5,56 | 7,38 |
|