Экономический анализ ОАО Газпром

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Специфика Газпрома заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у Газпрома есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

Содержание

Введение.........................................................................................................4
1. Анализ имущественного положения компании.....................................7
2. Анализ основных средств.......................................................................11
3. Анализ оборотных активов....................................................................16
4. Оценка динамики оборотных активов, сгруппированных по степени риска........................................................................................................................19
5. Анализ динамики, состава и структуры текущих расчетов с дебиторами и кредиторами..............................................................................................21
6. Сравнительный анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности..............................................................................................26
7. Анализ состава и структуры источников формирования активов предприятия...........................................................................................................28
8. Анализ чистых активов...........................................................................31
9. Анализ ликвидности баланса.................................................................34
10. Оценка платежеспособности................................................................37
11. Анализ денежных потоков...................................................................42
12. Анализ финансовой устойчивости.......................................................47
13. Анализ финансовой устойчивости с позиции обеспеченности запасов...........................................................................................................................51
14. Анализ деловой активности.................................................................54
15. Анализ финансовых результатов.........................................................59
16. Факторный анализ прибыли от продаж..............................................62
17. Анализ показателей эффективности деятельности компании..........64
18. Факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала........................................................................68
19. Анализ затрат предприятия по экономическим элементам..............69
20. Факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции....71
21. Расчет «критического» объема продаж, запаса финансовой прочности и операционного рычага.................................................................................72
22. Оценка влияния интенсивных и экстенсивных факторов на объем реализованной продукции....................................................................................75
23. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия..............77
Заключение..................................................................................................81
Список используемой литературы............................................................88

Работа содержит 1 файл

ОАО Газпром.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

 

Из таблицы 20 видно, что суммарные доходы и расходы предприятия увеличились, соответственно на 761 048 313 и 735 974 091 тыс. руб. За 2006-2007 гг. суммарные доходы  возросли на 1 396 932 284 тыс. руб., а суммарные расходы на 1 613 689 756 тыс. руб.

Наибольший удельный вес в доходах ОАО  Газпром занимает выручка от продаж (45,07% в отчетном году и 51,39% в предыдущем, и 48,45% в 2005 году). При этом большая часть выручки получена за счет продажи газа странам бывшего СССР и дальнего зарубежья, и лишь около 25% дохода по основной деятельности приходится на выручку, получаемую от продажи газа в России.  Внутренний рынок для Газпрома – тяжкое время, а не источник доходов. Цены на газ внутри страны и за рубежом отличаются в разы, и вся схема работы компании фактически основана на перекрестном субсидировании огромного внутреннего рынка за счет экспортных доходов. Это в значительной степени лишает компанию устойчивости, делая ее крайне чувствительной к любым конъюнктурным колебаниям на глобальном энергетическом рынке. 

В результате превышения суммарных доходов над расходами в отчетном году был получен положительный финансовый результат. При этом чистая прибыль по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 16 769 483 тыс. руб., а по сравнению с 2005 годом на 157 010 868, и составила в 2007 году 360 449 550 тыс. руб.

Доходность  и рентабельность активов  – это относительные показатели эффективности деятельности компании, которые показывают, сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Так в 2007 году ОАО Газпром с одного рубля активов получило 7,38 рублей чистой  прибыли, в то время как в 2006 году оно получило с одного рубля активов 7,81 рублей прибыли, а в 2005 году 5,56 р.

Показатель доходы на 1 рубль расходов в отчетном году составил 1,15, это говорит о том, что с 1 рубля расходов компания получила 1,15 рублей доходов. Данный показатель ниже на 0,03 руб., чем в предыдущем году, и меньше на 0,26 рублей, чем в 2005 году, что свидетельствует о  снижении эффективности использования ресурсов компанией.

Рентабельность оборотных активов за анализируемый период снизилась на 5,70,% и составило в отчетном 34,11%. Снижение показателей рентабельности, как всех активов, так и оборотных активов на фоне роста чистой прибыли свидетельствует об их перенакоплении. В то же время положительно оценивается увеличение рентабельности оборотных активов на 7,88% по сравнению с 2005 годом.

   Рентабельность инвестиций характеризует доходность инвестиционных вложений. Снижение данного показателя на 26,54% в отчетном году по сравнению с предыдущим годом и на 10,88% по сравнению с 2005 годом говорит о том, что компания не получает необходимой отдачи от инвестиционных вложений, в этой связи ОАО Газпром следует пересмотреть политику ведения инвестиционной деятельности. Необходимо также отметить, что снижение рентабельности инвестиций происходит за счет значительного увеличения затрат на осуществление инвестиционной деятельности. Так за 2007 год компания в 7 раз увеличила объем инвестиционных вложений.

Рентабельность производственных фондов за анализируемый период увеличилась на 0,55%, а по сравнению с 2005 годом на 4,6%, что свидетельствует об увеличении их отдачи в процессе осуществления хозяйственной деятельности компании.

Рентабельность продаж (по прибыли от продаж) показывает, сколько прибыли от продаж приходиться на единицу реализованной продукции. Рентабельность продаж по чистой прибыли показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки. Данные показатели за отчетный год снизились на 3,46% и 0,74% соответственно. Уменьшение этих показателей свидетельствует о снижении эффективности деятельности компании. Однако положительной тенденцией является увеличении рентабельности продаж по чистой прибыли на 3,78% в сравнении с 2005 годом.

Рентабельность основного вида деятельности  показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. За анализируемый период рентабельность основного вида деятельности составила 37,77%, что ниже на 6,89%, чем в предыдущем году, и на 3,25% меньше, чем в 2005 году. Снижение этого показателя, вызвано, прежде всего, увеличением издержек компании на производство и реализацию своей продукции.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала, а также измеряет общую величину доходов акционеров. В 2007 году значение данного показателя составило 9,47%, что ниже прошлогоднего значения на 0,34%, однако по сравнению с 2005 годом, рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,40%.  Отрицательная динамика данного показателя в 2007 году вызвана снижением курса акций компании на фондовом рынке.

Проведенный анализ показал снижение эффективности деятельности компании за 2007 год, в этой связи ОАО Газпром необходимо уменьшить издержки, увеличить оборачиваемость активов, избавившись от нерациональных и иммобилизованных ресурсов, пересмотреть политику инвестиционной деятельности.

             

 

18. Факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала

Одним из основных показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность, его еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества.

Рентабельность активов зависит от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов; рентабельность оборотных активов зависит также от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости оборотных активов, что касается рентабельности собственного капитала, то на него оказывают влияние три фактора: рентабельность продаж, оборачиваемость активов и коэффициент автономии.

Факторный анализ изменения рентабельности активов, оборотных активов и собственного капитала проводится на основе таблицы 21.

Таблица 21

Изменения рентабельности активов, оборотных активов

и собственного капитала за счёт отдельных факторов

№ п/п

Показатель

Предыдущий период

Отчётный период

Изменения (+,–)

1

Рентабельность продаж, % (по чистой прибыли)

21,05

20,31

-0,74

2

Оборачиваемость активов, кол-во оборотов

0,37

0,36

-0,01

3

Рентабельность активов, %

7,81

7,38

-0,43

4

Изменение рентабельности активов за счет:

Х

Х

Х

4.1

рентабельности продаж, %

Х

Х

-0,27

4.2

оборачиваемости активов, %

Х

Х

-0,16

5

Оборачиваемость оборотных активов, кол-во оборотов

1,89

1,68

-0,21

6

Рентабельность оборотных активов, %

39,81

34,11

-5,70

7

Изменение рентабельности оборотных активов за счет:

Х

Х

Х

7.1

рентабельности продаж, %

Х

Х

-1,25

7.2

оборачиваемости оборотных активов, %

Х

Х

-4,45

8

Рентабельность собственного капитала, %

9,82

9,47

-0,35

9

Изменение рентабельности собственного капитала за счет:

Х

Х

Х

9.1

рентабельности продаж, %

Х

Х

-0,35

9.2

оборачиваемости активов, %

Х

Х

-0,20

9.3

коэффициента финансовой независимости

Х

Х

0,20

 

Результаты проведенного факторного анализа показывают, что рентабельность активов снизилась на 0,43%, при этом отрицательное влияние оказали оба фактора, так под влиянием рентабельности продаж рентабельность активов снизилась на 0,27%, под влиянием оборачиваемости активов -  на 0,16%.

Рентабельность оборотных активов также снизилась. На ее сокращение повлияло уменьшение рентабельности продаж (-1,25%), а также замедление оборачиваемости оборотных активов (-4,45%). Совокупное влияние этих факторов обеспечило снижение рентабельности активов на 5,70%.

Рентабельность собственного капитала сократилась на 0,35 пункта. Так, рентабельность продаж оказала отрицательное  влияние, в результате чего анализируемый показатель снизился на 0,35%, а совокупное влияние оборачиваемости активов (-0,20%) и коэффициента финансовой независимости (+0,20)  не привело к изменению рентабельности собственного капитала.    

 

19. Анализ затрат предприятия по экономическим элементам

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, а также темпы расширенного воспроизводства.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Анализ затрат предприятия по экономическим элементам проводится на основе таблицы 22.

Из таблицы видно, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы ОАО Газпром увеличились на 76 061 476 тыс. руб. и составили в 2007 году 916 346 588 тыс. руб.  

 

 

 

Таблица 22

Анализ затрат предприятия по элементам

Элементы затрат

Абсолютные значения,

Удельный вес в общей сумме затрат, %

Изменения

тыс. р.

За предыдущий год

За отчетный год

За предыдущий год

За отчетный год

Абсолютные, тыс. р.

Структурные, %

Материальные затраты

606998959

665231335

72,24

72,60

58232376

0,36

Затраты на оплату труда

5206156

6365754

0,62

0,69

1159598

0,07

Отчисления на социальные нужды

558035

602320

0,07

0,07

44285

0,00

Амортизация

205685610

219900148

24,48

24,00

14214538

-0,48

Прочие затраты

21836352

24247031

2,60

2,65

2410679

0,05

Итого по элементам затрат на производство

840285112

916346588

100,00

100,00

76061476

 

 

Несколько изменилась структура затрат:  увеличилась доля материальных затрат, затрат на оплату труда, также возрос удельный вес прочих затрат, а удельный вес амортизации в структуре расходов компании  сократился.  

Сумма материальных затрат за анализируемый период выросла на 58 232 376 тыс. руб., а в общей сумме затрат  их удельный вес также увеличился на 0,36%, что позволяет говорить об увеличении материалоемкости производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов.

Затраты на оплату труда увеличились на 1 159 598 тыс. руб., а их доля в структуре затрат  возросла по сравнению с прошлым годом  на 0, 07%.  Данный рост может быть вызван влиянием инфляции, в результате чего компании пришлось увеличить фонд заработной платы.

В связи с увеличением фонда заработной платы возросли и отчисления на социальные нужды на общую сумму 44 285 тыс. руб., однако их доля в общем объеме расходов не изменилась и составила  0,07%.

Амортизация основных средств также увеличилась на 14 214 538 тыс. руб., однако их доля в структуре затрат снизилась на 0,48%, что позволяет говорить о повышении фондоотдачи. 

Прочие затраты увеличились на общую сумму 2 410 679 тыс. руб., а их доля в общем объеме расходов возросла на 0,05%. Рост прочих затрат вызван изменением их структуры: увеличением доли процентов за кредиты банка, а также, налогов, включаемых в себестоимость.

Таким образом, повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы каждого элемента затрат.

 

20. Факторный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и от изменения стоимости произведенной продукции. В свою очередь на общую сумму затрат оказывает влияние объем  производства, ее структура и изменение затрат. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Взаимосвязь этих факторов и их влияние на показатель затраты на 1 рубль реализованной продукции отражается в таблице  23.

Информация о работе Экономический анализ ОАО Газпром