Анализ объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы влияющие на эти показатели.
Задачами курсовой работы является анализ динамики и структуры производства и реализации продукции, факторный анализ, анализ и оценка влияния на объем продукции использования производственных ресурсов и анализ влияния объема продукции на величину прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АНАЛИЗА объема производства и реализации продукции

5
1.1 Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции

5
1.2 Факторный анализ выпуска и реализации продукции.
10
1.3 Анализ и оценка влияния на объем продукции использования производственных ресурсов

12
1.4 Анализ влияния объема продукции на величину прибыли
17
2 АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «САФОНОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
19
2.1 Общая характеристика ОАО «Сафоновский электромашино-строительный завод»

19
2.2 Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции
20
2.3 Анализ факторов выпуска и реализации продукции 26
2.4 Анализ влияния объема продукции на величину прибыли в 2007-2008гг.

30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсоввая работа.doc

— 628.00 Кб (Скачать)

      - изменение в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции (∆Р2). Их влияние рассчитывается по формуле:

      ∆Р2 = 3363 * (353863/231581 – 1,23) = 1008,9 тыс. руб

      Изменение цен на материалы составило 69 тыс. руб.

      Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль  изменения цен на материалы и тарифы на услуги, а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:

      ∆Р = 773,49 + 2886 + 1008,9 + 69 = 4737 тыс. руб.

      Общее изменение прибыли составило 4737 тыс. руб. Влияние на прибыль за счет изменения объема составило 773,5 тыс. руб., за счет изменения цен на реализацию – 2886 тыс. руб., за счет изменения в структуре продукции –    1008,9 тыс. руб., за счет изменения цен на материалы – на 69 тыс. руб. 

     Основные  источники резервов увеличения выпуска  и реализации продукции

       
 
 

     Резервы роста производства продукции состоят  из трех групп:

  1. За счет улучшения использования трудовых ресурсов:

         а) создание дополнительных рабочих мест;

         б) сокращение потерь рабочего времени;

         в) повышение уровня производительности труда.

  1. За счет улучшения использования основных фондов:

         а)  приобретение дополнительных машин  и оборудования;

         б) более полное использование их фонда  рабочего времени;

         в) повышение производительности работы оборудования;

  1. За счет улучшения использования сырья и материалов:

         а) дополнительное приобретение сырья  и материалов;

         б) сокращение сверхплановых отходов  сырья и материалов;

         в) сокращение норм расходы сырья и  материалов на единицу продукции.

     Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

     Р­ВПкр = Р­КР ∙ ГВф,

     Р­ВПфрв = Р­ФРВ ∙ ЧВф,

     Р­ВПчв = Р­ЧВ ∙ ФРВв,

     где Р­ВПкр, Р­ВПфрв, Р­ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;

            Р­КР - резерв увеличения количества рабочих мест;

            Р­ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;

            Р­ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

            ФРВв – возможный фонд рабочего  времени с учетом выявленных  резервов его роста.

     По  второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования  (Р­К), времени его работы (Р­Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р­ЧВ) рассчитывают по формуле:

     Р­ВПк = Р­К ∙ ГВф,

     Р­ВПт = Р­Т ∙ ЧВф,

     Р­ВПчв = Р­ЧВ ∙ Тв.

     По  третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

     а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:

     Р­ВП = å­Мj / НРji пл ∙ Цi пл)

     б) сверхплановые отходы материалов делятся  на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:

     Р­ВП = å¯ОТХj / НРji пл ∙ Цi пл)

     в) планируемое сокращение нормы расходы  j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

     Р­ВП = å¯НРji ∙ VВПi пл /НРji пл ∙ Цi пл).

     В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.

     Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

     При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. при этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

     Далее нужно обобщить выявленные резервы  увеличения производства и реализации продукции. Для этого построим еще  одну аналитическую таблицу: 
 
 

     Таблица - Резервы увеличения выпуска продукции 

 
Источник  резервов
Резервы увеличения выпуска продукции за счет
Трудовых  ресурсов Средств труда Предметов труда
1 2 3 4
1. Увеличение количества ресурсов - 1 000 2 500
2. Более полное использование рабочего  времени  
1 000
 
2 340
 
-
3. Повышение производительности труда 1 050 - -
4. Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов  
-
 
-
 
230
5. Снижение норм расхода сырья  и материалов  
-
 
-
 
450
Итого: 2 050 3 340 3 180
 

     3340 – 2050 = 1290 млн. руб.

     3340 – 3180 = 160 млн. руб.

     Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

     На  ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 3180 млн. рублей. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 млн. рублей, а по материальным ресурсам – 160 млн. рублей.

     При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки  готовой продукции на складах  предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной курсовой работе проведен анализ объемов производства и реализации продукции. Исследования проводились  на основе показателей работы данного  предприятия за 2007 и 2008 года.

     За три года объем производства на ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» возрос на 36,9 %, а объем реализации – на 37,9%. Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 10,7 %, а реализации продукции — 10,9 %.

     В 2006г. план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 9,19 %, а по реализации – на 13,83%, в 2007г. план по выпуску готовой продукции недовыполнен на 2 %, а по реализации перевыполнен на 5,30%, в 2008г. план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 8,59 %, а по реализации – на 12,38%. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции на складах.

     В 2006г. продукция была поставлена всем потребителям, что положительно характеризует деятельность предприятия. В 2007г. имело место недопоставка продукции потребителям на сумму 8650 тыс. руб. или на 4,97% . В 2008г. недопоставлено продукции по договорам на сумму 1320 тыс. руб. или на 0,7%. Продукция была недопоставлена по вине транспортной организации.

     В ходе анализа было выявлено, что в 2008г. фондоотдача выросла на 50 %, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных производственных фондов, материалоотдача выросла на 6,8 руб. (113,3%), что свидетельствует об экономии материалов и более эффективном их использовании, среднегодовая выработка увеличилась на 182,3 руб. (185%), что говорит о повышении эффективности использования трудовых ресурсов.

     Влияние на прибыль за счет изменения объема составило 773,5 тыс. руб., за счет изменения  цен на реализацию – 2886 тыс. руб., за счет изменения в структуре продукции  –    1008,9 тыс. руб., за счет изменения  цен на материалы – на 69 тыс. руб.

     На  ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 3180 млн. рублей. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 млн. рублей, а по материальным ресурсам – 160 млн. рублей.

     Объем производства и реализованной продукции  – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

     Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность предприятия должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции так важен. 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации М.: Изд-во «Бухгалтерский учет».
  2. Ефимова О.В. Финансовый анализ, Москва: «Бухучет», 1998
  3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2000. – 440-467с.
  4. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ [Текст]: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 136-159с.
  5. Шеремет А.Д. Негашев Е.В. Методика финансового анализа, Москва: «Юни-Глоб», 1998.

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ А

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. отклонение  в абсолютном выражении 2007г. к 2006г. отклонение  в абсолютном выражении 2008г. к 2007г.  
отклонение  в относительном выражении

2007г.  к 2006г.%

 
отклонение  в относительном  выражении 2008г. к 2007.%
1 2 3 4 5 6 7 8
Товарная  продукция, тыс. руб. 300765 269198 411876 -31567 142678 89,50 153,00
Реализованная продукция  (объем продаж продукции), тыс. руб. 258638 231581 356749 -27057 125168 89,54 154,05
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 69647 72588 72040 2941 -548 104,22 99,25
Фондоотдача, руб. 3,71 3,19 4,95 -0,52 1,76 85,98 155,17
Численность промышленно-производственного персонала (работающих), чел. 1300 1255 1038 -45 -217 96,54 82,71
Производительность   труда,   тыс. руб. 199 184,5 343,7 -14,5 159,2 92,71 186,29
Полная  себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 242635 233218 348649 -9417 115431 96,12 149,49
Прибыль (убыток) от реализации (продажи) продукции, тыс. руб. 20038 3363 8100 -16675 4737 16,78 240,86

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции