Анализ влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке:
- конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции;
- способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
Для этого необходимо решить частные задачи:
- оценить степень выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- изучить динамику выпуска и реализации продукции;
- определить влияние факторов на изменение величины этих показателей;
- оценить степень выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции;
- выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработать мероприятия по освоению выявленных резервов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая АФХД.docx

— 79.02 Кб (Скачать)

Введение

     Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

     Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.

     Производственная  программа является результатом  согласования следующих целей фирмы:

     - получение максимальной прибыли;

     - учет реальных финансовых и  иных ресурсных возможностей;

     - полное удовлетворение потребностей  рынка сбыта;

     - максимальное снижение производственных  затрат, оптимальное использование  производственной мощности организации.

     Первоначальное  значение слова предприятие: «Задуманное, предпринятое кем-либо дело» – такое определение дано в толковом словаре русского языка С.Ожегова. Три фактора производства (Труд, Земля, Капитал), как минимум, нужны для того, чтобы предприятие работало нормально, и получало бы при этом нормальную прибыль. В этом случае говорят: «предприятие держится на плаву». Для получения прибыли необходимо разработать производственную программу, где следует учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и равномерную загрузку производственных мощностей. Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы все разделы комплексного плана предприятия.

     Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества непосредственно  влияют на величину затрат, прибыль  и рентабельность. Анализ выпуска  товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и  продаж, определение влияния различных  факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения производства и  продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так  как это гарантирует сбыт продукции  и своевременную оплату.

     Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции  на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

     Основная  цель анализа объемов производства и продаж продукции - увеличение объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли; в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

     Основная  задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в  оценке:

     - конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции;

     - способности гибко маневрировать  ресурсами при изменении конъюнктуры  рынка.

     Для этого необходимо решить частные  задачи:

     - оценить степень выполнения плана  и динамики производства и  реализации продукции;

     - изучить динамику выпуска и  реализации продукции;

     - определить влияние факторов  на изменение величины этих  показателей;

     - оценить степень выполнения договоров  поставки, ритмичности, качества  выпускаемой продукции;

     - выявить внутрихозяйственные резервы  увеличения выпуска и реализации  продукции;

     - разработать мероприятия по освоению  выявленных резервов.

     Объектами данного направления анализа  являются:

     - объем производства и реализации  продукции;

     - ассортимент и структура продукции;

     - качество продукции;

     - ритмичность продукции.

 

     

  1. Анализ  влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции.
 
    1. Задачи  и цели анализа  объема производства и реализации продукции

     Производственная  организация – это пространственно-временная структура производственных факторов, которая обеспечивает их взаимодействие для получения максимальных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.  
 

     

       

     

       

     

     

     

     

       
 

     Рис. 1 Анализ резервов роста объемов производства 

     Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и реализации продукции. Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода. Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями товаров и поставщиками и определяют перспективы развития. Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Итоговые показатели плана по производству товаров нужны для анализа потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска товаров, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, материалоемкости и энергоемкости продукции, фондоотдачи, объемов продаж и других показателей.

     Задачи  анализа объема производства и реализации продукции:

     1) оценка степени выполнения плана  и динамики производства и  реализации продукции;

     2) определение влияния факторов  на изменение величины этих  показателей;

     3) выявление резервов увеличения  выпуска и реализации продукции;

     4) разработка мероприятий по освоению  выявленных резервов.

     Полезными источниками информации для анализа  являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др. При анализе производства товаров могут применяться натуральные, условно-натуральные и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным. Важным вопросом является сопоставимость цен. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции.

     Основа  анализа – сопоставление объемных показателей, заданных планом предприятия, с фактическими. При внутрифирменном анализе исследуется уровень валовой и товарной продукции, изучается их динамика.

     Валовую продукцию предприятия составляют готовая продукция, произведенная в данном периоде, полуфабрикаты, инструменты, приспособления и работы (услуги), отпущенные на сторону, вместе с изменением остатков незавершенного производства за отчетный период.

     Товарная  продукция – это изделия предприятия, предназначенные для продажи сторонним потребителям.

     Товарная  продукция отличается от валовой  тем, что в нее не включают остатки  незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

     Анализ  товарной продукции должен проводиться  в двух направлениях:

  1. Оценка выполнения годового плана по выпуску товарной продукции;
  2. Анализ динамики выпуска товарной продукции за ряд лет.

     Анализ  выполнения заданий годового плана  по объему производства  товарной продукции проводят по данным формы № 1 годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему товарной продукции с плановыми и определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста к предыдущему году.

     Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции:

  • Абсолютный прирост объема производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле

     DQт = Qт1 – Qт0 ,

     ( в данном обозначении «Т» определяет  выпуск товарной продукции, но  такой способ оценки может  быть применен и к другому  виду продукции);

  • Общий прирост продукции за рассматриваемые годы:

     DQт.о = DQтi ,

     Где n – число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции;

  • Среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:

     DQcr = DQтi ;

  • Темп роста (Rq) (динамический индекс) и темп прироста (Rrq) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направления выпуска продукции за рассматриваемые годы:

     Rq = Q1/Q0; Rrq - 1.

     Темп  роста продукции в некоторых  методических разработках еще называют индексом объема продукции. Данный показатель характеризует динамику развития предприятия . Однако нужно заметить, что если исследователь будет пользоваться только данными внешней бухгалтерской отчетности, то он сможет рассчитать динамику лишь реализованной продукции (по данным формы № 2), т.е. два индекса – по выручке и по себестоимости реализованной продукции:

  • Среднегодовой темп роста  Rcr  и среднегодовой темп прироста продукции Rrcr, определяемые по формуле расчета средней геометрической:

     R = ; Rcr = -1,

     где Q0 – выпуск продукции в базовом периоде.

     Объем производства (выпуск) продукции может  выражаться также в натуральны показателях (штука, метра, тонна и т.д.). И используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Информация о работе Анализ влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции