Производство и реализация продукции: анализ объемов, направления увеличения и оптимизация структуры ОАО «Химремонт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ производства и реализации продукции, выявить резервы повышения эффективности их использования. Для достижения поставленной цели в работе определены и решены следующие задачи:
необходимо разобрать некоторые теоретические аспекты производства и реализации продукции предприятия;
охарактеризовать методические особенности экономического анализа объемов производства и реализации;
провести анализ динамики объемов производства и реализации;
разработать мероприятия по улучшению деятельности предприятия в направлении производства и реализации своей продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Сущность и основы расчета производственной программы промышленной организации.
1.1 Производственная программа промышленной организации и характеристика ее структурных элементов. 5
1.2 Измерители объемов производства и реализации продукции: методика расчета и механизм взаимосвязи 10
1.3 Методические особенности экономического анализа объемов производства и реализации продукции 15
2 Комплексный анализ объемов производства и реализации продукции промышленной организации на примере ОАО "Химремонт"-"Транснефтедиагностика"
2.1 Организационно-экономическая характеристика промышленной организациии 20
2.2 Анализ динамики объемов производства и реализации продукции 25
2.3 Анализ формирования и реализации товарно-номенклатурной политики промышленной оргаизации 28
2.4 Анализ договорных обязательств по поставкам продукции…29
3 Организационно-экономические мероприятия по увеличению объемов производства и реализации продукции, оптимизация ее структуры на примере ОАО "Химремонт"-"Транснефтедиагностика"
3.1 Совершенствование состава и структуры кадров на предприятии 32
3.2 Открытие нового торгового отдела………………………….34
3.3 Применение нового вида деятельности на предприятии…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.docx

— 1.67 Мб (Скачать)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

Гомельский государственный  технический университет

имени П.О. Сухого

 

 

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По  курсу «Экономика предприятия»

 

На  тему: «Производство и реализация продукции: анализ объемов, направления увеличения и оптимизация структуры (на примере ОАО «Химремонт» - «Транснефтедиагностика»).

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы МТ-22:

Баскина А.В.

Научный руководитель:

Рачкова И.В.

 

 

 

 

Гомель 2012

 

 

 

содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

1  Сущность и основы расчета производственной программы промышленной организации.

1.1 Производственная программа промышленной организации и характеристика ее структурных элементов. 5

1.2 Измерители объемов производства и реализации продукции: методика расчета и механизм взаимосвязи 10

1.3 Методические особенности экономического анализа объемов производства и реализации продукции 15

2  Комплексный анализ объемов  производства и реализации продукции  промышленной организации на  примере ОАО "Химремонт"-"Транснефтедиагностика"

2.1 Организационно-экономическая характеристика промышленной организациии 20

2.2 Анализ динамики объемов производства и реализации продукции 25

2.3 Анализ формирования и реализации товарно-номенклатурной политики промышленной оргаизации 28

            2.4 Анализ договорных обязательств по поставкам продукции…29

3  Организационно-экономические мероприятия по увеличению объемов производства и реализации продукции, оптимизация ее структуры на примере ОАО "Химремонт"-"Транснефтедиагностика"

3.1 Совершенствование состава и структуры кадров на предприятии 32

3.2     Открытие нового торгового отдела………………………….34

         3.3   Применение нового вида деятельности на предприятии…….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, преодоления  бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Важная  роль в реализации этой задачи отводится  экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его  помощью вырабатывается стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения,  осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Данная  курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной  деятельности предприятия – анализу  производства и реализации продукции.

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия.

Объем производства и реализованной  продукции (выполненных работ, оказанных  услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для  установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских  расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции  характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Цель  курсовой работы – провести анализ производства и реализации продукции, выявить резервы повышения эффективности их использования. Для достижения поставленной цели в работе определены и решены следующие задачи:

  1. необходимо разобрать некоторые теоретические аспекты производства и реализации продукции предприятия;
  2. охарактеризовать методические особенности экономического анализа объемов производства и реализации;
  3. провести анализ динамики объемов производства и реализации;
  4. разработать мероприятия по улучшению деятельности предприятия в направлении производства и реализации своей продукции.

Объектом анализа курсовой работы стало ОАО «Химремонт»-«Транснефтедиагностика».

Для написания  курсовой работы были использованы учебная  и методическая литература, статьи по исследуемой проблеме, интернет-ресурсы, а также работы ведущих белорусских и зарубежных авторов, являющиеся специалистами в экономической сфере.

Курсовая работа состоит из следующих  трех разделов. В первом разделе рассмотрены теоретические вопросы по теме курсовой работы. Во втором разделе проанализированы показатели работы ОАО «Химремонт»-«Транснефтедиагностика». В третьем разделе рассмотрены факторы и резервы увеличения производства и реализации продукции на данном предприятии.

Для осуществления анализа производительности труда предприятия была использована статистическая и бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс и его приложения, ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 3 «Отчет об изменении капитала», ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств», ф. № 1-п (месячная) «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», а также другие формы статистической отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ  РАСЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ  ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1   Производственная программа промышленной организации и характеристика ее структурных элементов

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятие  производит и реализует произведенную  продукцию.

Объем производства продуктов труда  заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый во времени, называют планом производства и реализации (производственной программой).

Производственная программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции по сравнению  с конкурентами путем расширения доли рынка.

Основным  показателем, характеризующим результат  производственной деятельности организации, выступает объем выпущенной и  реализованной продукции. Объем  производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции  непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия, а также в целом  на эффективность работы организации, поэтому анализ данных показателей  имеет большое значение [16].

Производственная  программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. Содержание производственной программы зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленная, сельскохозяйственная, строительная и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспортировка, торговля, обучение, лечение и т.д.). В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Так, например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) характеризует  соотношение удельных весов отдельных  видов изделий (работ) в производственной программе.

Номенклатура  – перечень наименований изделий  с указанием кодов, установленных  для соответствующих видов продукции  в действующем на территории СНГ  общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а также шифров или порядковых номеров изделий по плану. [3, с. 218]

Классификационные типы номенклатуры продукции:

  • развернутая (специфицированная) номенклатура продукции — подробный перечень разновидностей продукции по типам, маркам, профилям, размерам, артикулам, сортам;
  • сводно-плановая номенклатура продукции — наиболее укрупненный перечень, который обычно включается в отраслевой план;
  • групповая номенклатура продукции - перечень продукции, в которой отдельные позиции развернутой номенклатуры объединены в однородные группы под единым наименованием.

Ассортимент – детализированный перечень продукции внутри отдельного ее наименования по артикулам, исполнениям, размерам, сортности. [1, с. 78]

Производственная  программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ  и услуг по заказам и договорам  потребителей. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия — увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции  и рентабельности капитала. Для осуществления  этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет  вперед. При выработке долгосрочной стратегии необходимо учитывать  стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы предприятия.

Каждый товар проходит четыре стадии жизненного цикла: начало, развитие, зрелость, старение. Количество проданной продукции  и объем продаж изменяются по фазам  жизненного цикла.

Если предприятие выпускает  один товар, оно проходит этапы улучшения, апогея и ухудшения финансового  положения. Если предприятие выпускает  несколько видов продукции, имеет  разнообразные группы товаров, то пики неблагоприятных финансовых ситуаций сглаживаются.

Для того чтобы обеспечить сбалансированность финансов на перспективу, необходимо знать  критерии оценки всех фаз жизненного цикла товара и управлять этим процессом.

Учитывая экономические последствия  последних фаз жизненного цикла  товара, необходимо постоянно обеспечивать диверсификацию производства (форма  конкурентной борьбы, которая выражается в производстве большого количества модификации одной и той же продукции, что позволяет расширить  сбыт и укрепить позиции на рынке).

Этапы разработки производственной программы:

  1. на основе заключенных договоров определяется объем выпуска продукции в натуральном выражении в разрезе номенклатурных и ассортиментных групп;
  2. разрабатывается план поставок продукции в натуральном выражении;
  3. разрабатывается календарный план производства продукции по се номенклатурным группам и с учетом изменения нереализованных остатков;
  4. производственная программа обосновывается расчетами по обеспечению ее выпуска мощностями и производственными ресурсами;
  5. рассчитываются стоимостные измерители производственной программы (товарная, реализованная продукция);
  6. составляется график отгрузки продукции по договорам потребителей;
  7. разрабатывается программа по цехам предприятия. [1, с. 78]

Структура производственной программы  предприятия представлена в [ПРИЛОЖЕНИИ А].

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная  продукция. Первый термин применяется  в мировой практике, второй —  в отечественной. Объем продаж более  объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться  только для предприятий сферы  материального производства, выпускающих  продукцию. В условиях рыночной экономики  большинство предприятий создают  продукцию и выполняют услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий. [14]

Производственная программа состоит  из двух разделов: плана производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении и плана производства в стоимостном выражении.

План производства продукции  в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества в физических единицах. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители, которые позволяют более полно охарактеризовать  физический объем производства и потребительские свойства продукции.

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако с помощью натуральных измерителей нельзя определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

Информация о работе Производство и реализация продукции: анализ объемов, направления увеличения и оптимизация структуры ОАО «Химремонт»