Анализ объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы влияющие на эти показатели.
Задачами курсовой работы является анализ динамики и структуры производства и реализации продукции, факторный анализ, анализ и оценка влияния на объем продукции использования производственных ресурсов и анализ влияния объема продукции на величину прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АНАЛИЗА объема производства и реализации продукции

5
1.1 Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции

5
1.2 Факторный анализ выпуска и реализации продукции.
10
1.3 Анализ и оценка влияния на объем продукции использования производственных ресурсов

12
1.4 Анализ влияния объема продукции на величину прибыли
17
2 АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «САФОНОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
19
2.1 Общая характеристика ОАО «Сафоновский электромашино-строительный завод»

19
2.2 Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции
20
2.3 Анализ факторов выпуска и реализации продукции 26
2.4 Анализ влияния объема продукции на величину прибыли в 2007-2008гг.

30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсоввая работа.doc

— 628.00 Кб (Скачать)

     В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятия, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

     Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)  и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

            Кд.. = (ОПпл – ОПн) / ОПпл (2)

     Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции. 
 
 
 
 

    1. Факторный анализ выпуска и реализации продукции
 

     Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.

     Возможны  два варианта анализа реализации продукции.

     Если  выручка в организации определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

           ГПн + ТП = РП + ГПк. (3)

     Отсюда:

           РП = ГПн + ТП – ГПк. (4)

     Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

           ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк, (5)

           РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк, (6)

      где ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

      ТП  – стоимость выпуска товарной продукции;

      РП  – объем реализации продукции  за отчетный период;

     ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями.

     Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции производится путем сравнения фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

     В процессе анализа необходимо установить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

     Недовыполнение  плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

     В процессе анализа необходимо изучить  также причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты ее еще не наступили, то это нормальное явление.

     Следующий этап анализа – изучение факторов, влияющих на выпуск товарной продукции организации, а следовательно, и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно объединить в три группы:

     1) обеспеченность организации трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

            ВП = ЧР ∙ ГВ, (7)

            РП = ЧР ∙ ГВ ∙  Дв, (8)

      2) обеспеченность организации основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования:

          ВП = ОПФ ∙ ФО (9)

          РП = ОПФ ∙ ФО ∙Дв (10)

      3) обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования:

          ВП = МЗ ∙ МО (11)

          РП = МЗ ∙ МО ∙ Дв, (12)

    где ЧР – численность рабочих,

           ГВ – годовая выработка,

           Дв – доля реализованной продукции  (выручки) в общем объеме

                    валовой продукции,

       ОПФ – основные производственные  фонды,

          ФО – фондоотдача,

          МЗ – материальные запасы,

          МО – материалоотдача.

     Расчет  влияния данных факторов на объем  валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

      DВПxi = DГВxi ∙ ЧРф,

      DВПxi = DФОxi ∙ ОПФф,

      DВПxi = DМОxi ∙ МЗф,

      DРПxiDГВxi ∙ ЧРф ∙ Двф,

      DРПxi = DФОxi ∙ ОПФф ∙ Двф,

      DРПxi = DМОxi ∙ МЗф  ∙ Двф. 

    1. Анализ  и оценка влияния  на объем продукции  использования производственных ресурсов
 
 

     Стоимостные показатели объема продукции представляют собой сумму затрат по отдельным  видам потребления производственных ресурсов. Изменение затрат по видам ресурсов естественно влияет и на итоговый показатель. При проведении анализа и оценки влияния на объем продукции использования производственных ресурсов используют две группы показателей:

     - количественные – характеризуют  динамику экстенсивных факторов. Они, как правило, связаны с увеличением затрат данного вида ресурсов и привлечением дополнительных финансовых ресурсов;

     - качественные – отражают динамику  интенсивных факторов, повышение  эффективности использования производственных  ресурсов. Их рост не требует  таких дополнительных финансовых  ресурсов, как увеличение экстенсивных  факторов.

     В процессе анализа рассматривается использование основных производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов и их влияние на изменение объема продукции.

     В качестве показателей, характеризующих  динамику основных производственных фондов, используют изменение величины среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Рост или уменьшение этого показателя характеризует динамику экстенсивных факторов.

     Об  эффективности использования основных производственных фондов в отраслях материального производства судит по таким показателям, как динамика фондоотдачи и фондоемкости, относительная экономия основных производственных фондов.

     Ведущим показателем в этом перечне является фондоотдача, которая определяется отношением стоимости годового объема продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

     В процессе анализа определяется влияние  этих двух групп факторов на прирост  объемов продукции. В таблице 1 приведены  исходные данные для оценки влияния  использования производственных фондов на объем продукции  методом цепной подстановки. За базу сравнения может быть принят предшествующий период или план на анализируемый период. 

      Таблица 1 – Исходные данные для оценки влияния использования

                           производственных фондов на объем продукции

Показатели Условные обозначения База (0) Фактически (1) Отклонения (+, - ) Темп роста, %
Продукция, тыс. руб. N N0 N1 ∆N =  N1 - N0 N1 / N0
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. F F0 F1 ∆F = F1 - F0 F1 / F0
Фондоотдача на 1 руб. фондов, руб. f f0 f1 ∆f = f1 - f0 f1 / f0
 

      Метод цепных подстановок предполагает выявление:

      1) влияния изменения стоимости  основных производственных фондов (∆NF):

      ∆NF = ∆F ∙f0 ,

      2) влияния изменения фондоотдачи  (∆Nf):

      ∆Nf = ∆f ∙ F1.

      Сумма влияния факторов равна:

     ±∆Nобщ = ±∆NF ±∆Nf.

     Задачами  анализа использования материальных ресурсов являются:

     - определение уровня обеспеченности  организации необходимыми материальными ресурсами;

     - выявление сверхнормативных или  дефицитных видов материальных  ценностей;

     - установление степени ритмичности поставок, а также их объема, комплектности, качества, сортности;

     - выявление своевременности заключения  хозяйственных договоров на поставки  предметов труда;

     - вычисление транспортно-заготовительных  расходов;

     - изучение показателей рациональности использования материальных ресурсов в производстве;

     - выявление потерь вследствие  вынужденных замен материалов, а  также простоев оборудования  и рабочих из-за отсутствия  нужных материалов;

     - оценка влияния организации материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимости продукции и т.д.

     Об  эффективности использования материальных ресурсов в отраслях материального производства судят по:

     - динамике материальных затрат (без  амортизации) на 1 руб. продукции (работ, услуг);

     - относительной экономии материальных  затрат (без амортизации);

     - расходу важнейших видов материальных  ресурсов в натуральном выражении в расчете на единицу стоимости продукции;

     - отношению темпов прироста материальных затрат (без амортизации) к темпам прироста продукции.

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции