Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:13, научная работа
Цель работы: Сравнительный анализ восприятия музыкальных произведений детьми разного возраста.
Объект исследования: Воздействие музыки на развитие творческих способностей детей и подростков
Предмет исследования: Восприятие музыкальных произведений детьми разного возраста, имеющих разную музыкальную подготовку.
Задачи исследования:
Выявить влияние музыкального воспитания на гармоничное и всестороннее развитие детей.
Исследовать факторы, влияющие на восприятие музыки.
Выявить основы возникновения индивидуальных музыкальных предпочтений.
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Музыка как один из видов искусства 5
1.2 Значение музыкального воспитания 6
1.3 Задачи музыкального воспитания 8
1.4 Средства музыкального воспитания 9
1.5 Восприятие музыки 10
1.6 Пение 11
1.7 Связь музыки с литературой 11
2 Исследовательская часть 12
2.1 Эксперимент №1 «Развитие музыкального воображения» 13
2.2 Педагогическая практика 14
2.3 Эксперимент с детьми младшего возраста 14
2.4 Эксперимент с детьми среднего школьного возраста 16
2.5 Эксперимент со старшеклассниками 17
2.6 Музыка как средство развития поэтического слова 20
Заключение 21
Глоссарий 23
Список литературы 25
Содержание
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Музыка как один из видов искусства 5
1.2 Значение музыкального воспитания 6
1.3 Задачи музыкального воспитания 8
1.4 Средства музыкального воспитания 9
1.5 Восприятие музыки 10
1.6 Пение 11
1.7 Связь музыки с литературой 11
2 Исследовательская часть 12
2.1 Эксперимент
№1 «Развитие музыкального
2.2 Педагогическая практика 14
2.3 Эксперимент с детьми младшего возраста 14
2.4 Эксперимент с детьми среднего школьного возраста 16
2.5 Эксперимент со старшеклассниками 17
2.6 Музыка как средство развития поэтического слова 20
Заключение 21
Глоссарий 23
Список литературы 25
Приложение 26
Введение
В основу моей работы вошли наблюдения и личный опыт, который я приобрел на своем жизненном пути. Свой творческий путь я начал с обучения игре на фортепиано в Дворовом клубе «Арман» в возрасте 10 лет.
Игра на фортепиано вызвала во мне большой интерес. Изучая с каждым разом все более сложные пьесы, я дошел до сложных произведений Л.Бетховена, И.С.Баха, В.А.Моцарта.
Но на сегодняшний день в моем репертуаре (приложение 1) есть и мои авторские произведения. К этому я пришел благодаря усидчивости и большой любви к музыке, преодолев свою лень и другие негативные качества характера.
Цель работы: Сравнительный анализ восприятия музыкальных произведений детьми разного возраста.
Объект исследования: Воздействие музыки на развитие творческих способностей детей и подростков
Предмет исследования: Восприятие музыкальных произведений детьми разного возраста, имеющих разную музыкальную подготовку.
Задачи исследования:
Гипотеза: Если предположить, что каждый ребенок от природы наделен определенными творческими способностями, то и музыкальные произведения детьми разного возраста воспринимаются одинаково.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
У каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Вот такое творческое начало воспитывает восприятие искусства в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Музыка в семье искусств занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека.
Для многих детей характерна высокая восприимчивость. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний и чтобы открыть этот мир, надо развивать способности, и, прежде, всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное искусство не выполняет свои воспитательные функции.
1 Теоретическая часть
1.1 Музыка как один из видов искусства
Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни.
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни занимает большое место в его общем культурном развитии (колыбельные песни). Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она способна вдохновить, «зажечь» человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей, и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.
Музыка, в отличие от пространственных
искусств (живопись, скульптура и т.д.),
которые обладают средствами объективного
изображения действительности, представляет
собой искусство выражения
Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.
1.2 Значение музыкального воспитания
Под музыкальным воспитанием
подразумевается процесс передачи
детям общественно-
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.
Каждая песня, танец, мелодия должны исполняться детьми эмоционально-выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненные песня, танец или мелодия теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.
Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Музыка способствует воспитанию чувства патриотизма («Три танкиста»), дружбы, товарищества, выдержки, дисциплинированности, отзывчивости и инициативности.
На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.
Музыка влияет на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов. Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первые эстетические оценки (детские музыкальные песни).
1.3 Задачи музыкального воспитания
Основной задачей эстетического, музыкального воспитания является всестороннее и гармоничное развитие ребенка. С. Назарбаева в книге «Путь к себе» так характеризует значение искусства: «Надо помочь ребенку через искусство лучше осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…»
Музыкальное воспитание ребенка – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства.
Задачи музыкального воспитания подчинены общей цели всестороннего и гармоничного воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей детей.
Музыкальное воспитание
имеет важное значение в эстетическом
и нравственном становлении и
формировании личности ребенка. Средствами
музыкальности дети приобщаются
к культурной жизни, знакомятся с
важными общественными
Умение донести
до детей музыкальное
1.4 Средства музыкального воспитания
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на музыкальных инструментах.
Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства.
1.5 Восприятие музыки
“Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них.”
В.Г.Белинский
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.
Слушание музыки
развивает интерес, любовь к ней,
расширяет музыкальный
Спокойной музыкой можно создать у ребенка соответствующие настроение, внутреннюю сосредоточенность. Особенно важно слушать такую музыку легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её.
Творчество детей базируется
на ярких музыкальных
Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения, с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу.
1.6 Пение
Пение – это основное средство музыкального воспитания, которое влияет на личность ребенка. Оно наиболее близко и знакомо детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.
Информация о работе Влияние музыки на развитие творческих способностей детей и подростков