Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:13, научная работа
Цель работы: Сравнительный анализ восприятия музыкальных произведений детьми разного возраста.
Объект исследования: Воздействие музыки на развитие творческих способностей детей и подростков
Предмет исследования: Восприятие музыкальных произведений детьми разного возраста, имеющих разную музыкальную подготовку.
Задачи исследования:
Выявить влияние музыкального воспитания на гармоничное и всестороннее развитие детей.
Исследовать факторы, влияющие на восприятие музыки.
Выявить основы возникновения индивидуальных музыкальных предпочтений.
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Музыка как один из видов искусства 5
1.2 Значение музыкального воспитания 6
1.3 Задачи музыкального воспитания 8
1.4 Средства музыкального воспитания 9
1.5 Восприятие музыки 10
1.6 Пение 11
1.7 Связь музыки с литературой 11
2 Исследовательская часть 12
2.1 Эксперимент №1 «Развитие музыкального воображения» 13
2.2 Педагогическая практика 14
2.3 Эксперимент с детьми младшего возраста 14
2.4 Эксперимент с детьми среднего школьного возраста 16
2.5 Эксперимент со старшеклассниками 17
2.6 Музыка как средство развития поэтического слова 20
Заключение 21
Глоссарий 23
Список литературы 25
В процессе пения
у детей развиваются
1.7 Связь музыки с литературой
Родственна музыке, несомненно, и литература. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс разделения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Многие произведения литературы положены на музыку.
Композитор М. Мусоргский
считал музыку «художественным
Близка музыке стихотворная речь, содержащая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область (т.е. музыку)» [3]
2 Исследовательская часть
Теория и практика музыкального воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях показала, что многие задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, творческий в своих педагогических исканий, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Эксперимент по определению влияния музыки на детей был начат в летнее время на базе Дворового клуба «Арман» п. Заводского. (Рисунок 1). Полученные знания были проверены на практике.
Рисунок 1. Летний лагерь дворового клуба «Арман»
Музыкальное развитие оказывает
ничем не заменимое воздействие
на общее развитие: формируется эмоциональная
сфера, совершенствуется мышление, ребенок
делается чутким к красоте в искусстве
и жизни. Только развивая эмоции, интересы,
вкусы ребенка, можно приобщить
его к музыкальной культуре, заложить
ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно
важен для дальнейшего
2.1 Эксперимент
1 «Развитие музыкального
Эксперимент заключался в том, что дети должны были нарисовать те ассоциации, которые были вызваны прослушанной музыкой.
Умение слушать музыку и размышлять о ней необходимо воспитывать в детях с самого раннего возраста. Уже на первом уроке детям младшего возраста было предложено следующее: когда в классе звучит музыка, должна быть установлена тишина. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять это правило не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательное ее прослушивание дает хорошие результаты.
Учиться слушать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, (приложение 1, рисунок 15) и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
«Музыкальные картинки» ребята слушают с удовольствием («Сурок» Л. Бетховена, «Детский альбом» П.И. Чайковского), причем чаще всего им предлагается слушать музыку с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а постараться увидеть музыку в своем воображении. Исполняя музыкальное произведение, название не сообщается, для того, чтобы дети, прослушав пьесу, постарались сами увидеть музыкальные образы, и затем дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, прочувствовано и осмысленно.
Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Руководитель постепенно подводит их к правильному названию. Нужно осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не уводить их в мир далеких от музыки наивных фантазий. В этом случае можно воспользоваться “подсказками”, которые помогут правильно понять пьесу.
Далее, ребятам было предложено изобразить рисунками музыкальную пьесу Э.Грига «Утро» (приложение 1, рисунок 16).
После прослушивания музыки каждый ребенок должен был рассказать о своих ассоциациях. Высказывания были интересными и разнообразными.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что прослушивание классической музыки развивает творческое воображение, фантазию, мышление ребенка; помогает выразить чувства, эмоции, настроение; формирует нравственность.
Опираясь на методическое руководство М. Люшера «Цветовой тест» (см. Приложение 1), где дана информация о влиянии каждого цвета на психику человека, можно также еще и определить внутренний психологический настрой каждого ребенка и постараться настроить его на позитивное мышление.
2.2 Педагогическая практика
Начав заниматься музыкой с 10-летнего возраста, я в 16 лет хорошо овладел игрой на фортепиано и решил поделиться своими знаниями с детьми различного возраста. Были организованы 2 группы:
Моими первыми учениками стали дети младшего школьного возраста летнего лагеря в дворовом клубе «Арман».
2.3 Эксперимент с детьми младшего возраста
Эксперимент проводился с девочкой 6 лет Ангелиной Тихомировой (см. рисунок 2) и с 10-летней ученицей 3 класса Зыряновой Алине. В течение 3-х месяцев проводились музыкальные занятия по обучению игре на фортепиано и сольному пению (см. рисунок 3).
Занятия проводились 3 раза в неделю по 45 минут. Урок включал в себя различные вокальные детские попевки, музыкальные игры, скороговорки, викторины – это способствовало развитию не только музыкального слуха, но и музыкальной памяти, улучшению дикции, раскрепощенности.
Так, например, для закрепления темы «Регистр» – проводилась игра «Кто поет?» – где в разных октавах исполнялись фрагменты детских песен.
За это время ученицы овладели элементарными навыками игры на инструменте и смогли исполнить несколько легких пьес и детских песен из мультфильмов.
Следующей ступенью эксперимента являлось развитие ансамблевой игры – фортепиано и гитары (Рисунок 4). Это вызвало наибольший интерес детей к занятиям, т.к. незамысловатые детские пьесы дополнялись интересной гармонией звуков гитары.
Анализируя творческие встречи с детьми, можно прийти к выводу, что целенаправленная система занятий, построенные на разнообразной и интересной программе – способствует развитию музыкальных способностей, памяти, речи и повышает духовную культуру ребенка, обеспечивает успешное выступление на концертах и формирует высоко-духовную нравственную личность.
Рисунок 2 Ангелина Тихомирова после занятий музыкой в дворовом клубе
Рисунок 3 Ансамблевая игра Рисунок 4 Сольное пение
2.4 Эксперимент с детьми среднего школьного возраста
Все виды вышеизложенных экспериментов были также проведены с детьми 5-7 классов, которые изъявили желание обучаться игре на баяне (см. рисунок 5), аккордеоне и гитаре (см. рисунок 6,).
Занятия проводились индивидуально. На уроках ребята теорию музыки изучили быстрее, но практические упражнения давались им труднее, т.к. фаланги пальцев уже имели более затвердевшую костяную основу.
Исполнительская концертная деятельность также имела свои трудности, а именно – «боязнь сцены», сформированные комплексы неполноценности и т.д.
Но по окончанию наших занятий, благодаря систематическим упражнениям по развитию техники, неоднократных публичных выступлений, а также большой усидчивости и силы воли, были достигнуты хорошие результаты – ребята стали раскрепощенными, открытыми, без комплексов.
В настоящее время эти дети являются активными участниками школьной самодеятельности, а некоторые из них решили продолжить обучение в детской музыкальной школе.
Рисунок 5 Игра на баяне
Рисунок 6 Игра на гитаре
2.5 Эксперимент со старшеклассниками
В старшую экспериментальную группу вошли студенты ГУПЛ № 2 – 1СКД-1. Занятия проводила Уренцева Л.Г., а Титовский Д. занимался наблюдением за экспериментом и подведением итогов.
Были сформированы 2 подгруппы:
а)учащиеся без музыкальной подготовки;
б) учащиеся, обучающиеся в музыкальной школе.
Эксперимент велся по трем направлениям:
В первой части эксперимента учащимся было предложено:
а) заполнить анкету «В мире музыки» (См. приложение 1).
б) прослушать отрывки классической музыки (А. Вивальди «Времена года», В.А. Моцарт «Турецкий марш»), а затем изобразить свои впечатления на рисунках (приложение, рисунок 9, 10, 11, 12, 13, 14).
в) прослушать музыку: М.И.Глинка «Увертюра» к опере «Руслан и Людмила» и определить на слух части, из которых она состоит;
г) принять участие в классном часу «Один против судьбы» – о жизни и творчестве великого немецкого композитора Л.Бетховена, где исполнялись на фортепиано следующие произведения: «Сурок», «К Элизе», «Лунная соната», «Буря» (см. рисунок 7, 8)
Подводя итоги первой части
эксперимента, можно сделать вывод,
что те дети, которые имели хоть
небольшую музыкальную
При прослушивании «Увертюры» учащимся было дано задание: определить части, из которых она состоит: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода. В эксперименте принимали участие студенты с различной музыкальной подготовкой. При повторном прослушивании с заданием справились 30 % – это учащиеся ДМШ и участники художественной самодеятельности. При прослушивании музыкального произведения 3-4 раза, с заданием справились 75 %.
Отсюда можно сделать следующий вывод: музыкальная память у детей, занимавшихся музыкой развита намного лучше. (См. Таблица 1, Приложение 1)
Живое исполнение классики
на фортепиано вызвало огромный интерес
студентов к музыке и у многих
появилось большое желание
Рисунок 7 Классный час «Один против судьбы»
Рисунок 8 Прослушивание произведений Бетховена
Занятия вокалом с учащимися включало следующие разделы:
а) правила пения;
б) дыхание;
в) дикция и артикуляция;
г) постановка голоса;
д) исполнительское мастерство.
Практика показала, что правильно организованные занятия, большая целеустремленность и мастерство руководителя могут привести к хорошим результатам. Так многие студенты группы не только научились правильно петь, но и стали активными исполнителями концертной деятельности лицея. (Приложение, рисунок 17, 18, 19)
Следующим фрагментом эксперимента было обучение игре на фортепиано. Непосредственное соприкосновение с музыкальным инструментом вызвало у учащихся большой интерес и желание научиться играть. Неоднократное повторение нетрудных музыкальных упражнений способствовало развитию беглости пальцев по клавиатуре, что помогло разобрать и исполнить пьесы средней трудности (Приложение 1, рисунок 20, 21).
2.6 Музыка как средство развития поэтического слова
В каждом ребенке заложено
очень много способностей, талантов.
Но не все мы их раскрываем. Музыка
помогает этому. Прослушивая музыку,
у человека появляется много эмоций,
пробуждаются различные чувства.
Человек хочет выразить словами
то, что он услышал. Конечно, не у
всех получатся рифмованные строки.
Кто-то может просто описать то, что
он представляет, прослушав ту или
иную музыкальную композицию. А у
некоторых детей после
В этом можно убедиться и на собственном опыте. Начав заниматься музыкой, я начал сочинять и стихи. (См. Приложение 1)
А на стихи местной поэтессы Г.В. Аблеевой (Приложение 1) я сочинял мелодии.
Заключение
В результате проведенных экспериментов были получены следующие результаты:
Информация о работе Влияние музыки на развитие творческих способностей детей и подростков