Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ
Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
Ценностные ориентиры как компонент психологической сферы личности…………………………..…..…………………….15
Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся
Педагогические возможности музыкального искусства в формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40
ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования ценностных ориентаций учащихся
3.1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций учащихся……………………………………………....
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………
В.Н. Шацкая установила, что учащихся особенно сильно привлекает общение с музыкой тогда, когда им удается самим убедится, что музыкальные произведения тесно связаны с жизнью, что в них выражены чувства, вызывающие у слушателей ответные переживания, что в музыке отражается внутренний мир человека, его мысли, характер, отношение к действительности (87).
Общение учащихся с личностью композитора, исполнителя, другими людьми через осмысление содержательной формы музыкальных произведений можно условно определить так «непосредственное». Осуществление такого общения возможно на основе понимания начинающих музыкантов музыкального языка как системы содержательно-коммуникативных средств, обеспечивающих и организующих общение воспринимающего с личностью композитора, исполнителя, с различными социальными группами и целыми эпохами, которые скрыты за содержательной формой музыки.
В сфере учебной музыкальной деятельности проявляются следующие потребности юных музыкантов:
Музыкальное искусство обращается к мыслям, эмоциям, фантазиям ребенка, формируя тем самым ценностные ориентации ребенка. Оно как бы соединяет ощущение, восприятие, представление с эмоцией и мыслью, а тем самым делает мысль наглядной, переживание конкретным, а созерцание осмысленным и эмоционально наполненным. В общеобразовательном учреждении без музыкального искусства невозможно добиться всестороннего гармоничного развития личности учащегося.
Ценностные ориентации обучающихся в ДМШ, формируемые благодаря музыкальному искусству, – это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности ребенка, определяющий его общий подход к миру, к себе, к своему поведению и поступкам. Ознакомление учащихся с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания школьника, основой формирования средствами музыкального искусства ценностных ориентации.
Согласно В.Н. Шацкой, музыкальное искусство играет большую воспитательную роль, развивает в ребёнке самые лучшие качества. Музыка способна вызывать в ребёнке чувства радости и вдохновения, воспитать волю, научить выражать свои чувства и мысли, а, следовательно, послужить средством формирования ценностных ориентации (87). В трудах Б.Ф. Асафьева, С.Т. и B.Н. Шацких, Б.В. Яворского отмечалась особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, которая несёт в себе высокие идейные ценности и влияет на духовный мир ребенка.
Музыкальное искусство концентрированно, содержательно, насыщенно, ёмко отражает и выражает эстетическую сущность действительности, оно является действенным орудием в формировании ценностных ориентации. Для формирования своего ценностно-смыслового пространства современный человек должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Опыт познания музыкального искусства сделает возможным формирование собственного пути.
2.2. Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе
Личностный опыт, отражаемый в искусстве, обязательно должен быть включён в орбиту социальной преемственности во всём богатстве и динамической целостности. Благодаря этому могут быть решены три важные задачи:
Формирование ценностных ориентаций учащихся станет возможным через внедрение теории ценностей в музыкально-образовательный процесс. Следовательно, для целенаправленного формирования ценностного сознания личности юного музыканта основным в обучении музыке можно считать аксиологический подход с опорой на общечеловеческие ценности. Его реализация может обеспечить восхождение личности к более высокой цели, смыслу на основе ценностей.
Исходя из идей З.И.Васильевой, М.Г.Казакиной, В.А.Караковского, работающих в области теории ценностей, можно сделать следующий вывод: аксиологический подход сделает возможным в процессе обучения самостоятельное придание учащимся значимости чему-либо, присвоение иерархии музыкальных и общечеловеческих ценностей.
В процессе его реализации должны решаться следующие задачи:
В процессе формирования ценностного сознания можно выделить два содержательных момента: эстетическое отношение к миру и прекрасному; ориентация и приобщение к жизненным ориентирам. Для юного музыканта ценностное сознание связано более всего с музыкальной деятельностью. В узком значении под ценностным сознанием учащегося-музыканта можно выделить три группы:
Ю.Б.Алиев отмечает, что существует целенаправляющая область в приобщении учащихся к искусству: от ценностных художественных ориентаций к социальным установкам и планам. Эмоциональное переживание он выделяет как принципиальное организующее и направляющее звено. В ходе рассмотрения феномена художественной ценности Ю.Б.Алиев выявляет вид эмоциональных образований как ценностно-образующие переживания, основанные на эстетическом наслаждении. Эстетическое наслаждение можно трактовать как соприкосновение двух художественных личностей: творца и воспринимающего. Если творчество – выражение художественной личности, то наслаждение – это отыскание этой личности и соприкосновение с нею (6).
Проблемой отбора и актуализации ценностного содержания музыкального материала занимались О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, Ю.Б.Алиев. О.А.Апраксина рассматривала музыкальное воспитание как процесс, в котором знания, умения и навыки являются не самоцелью, а путём к более полному и глубокому освоению музыки как искусства. Она выделяла восприятие и исполнение музыки как основные виды деятельности (10).
Как отмечает Г.М.Цыпин, в приобщении к искусству скрыт путь от ценностных художественных ориентаций к социальным установкам и планам. Это сложное образование внутреннего мира ученика, возникающее на стыке ориентационной и побудительной сфер. Для формирования ценностного сознания важно понять механизмы и обнаружить движущие силы, задействованные в ценностном сознании как процессе (81). Над этой проблемой работали Л.С.Выготский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.М.Загвязенский, А.В.Кирьякова, Г.И.Щукина, В.Франкл, Г.Г.Нейгауз и др.
Согласно Л.Г.Дмитриевой и Н.М.Черноиваненко необходимо создать методику музыкального воспитания, которая бы обосновывала и совершенствовала разнообразные методы и приемы работы, способствующие развитию музыкальных, творческих способностей, воспитанию личности учащихся (29).
Эффективность реализации методики формирования ценностных ориентаций начинающих музыкантов зависит от многих факторов. Среди них особое место в музыкально-образовательном процессе ДМШ принадлежит ценностному педагогическому взаимодействию. В процессе формирования и развития ценностного сознания юного музыканта главной движущей силой является взаимодействие педагога, ученика и музыки. Это взаимодействие предопределяет необходимость для каждого из учащихся избирательно относиться к совокупности собственных художественных ценностей, выделять из неё кардинальные ценности, то есть такие, которые могут влиять на весь последующий жизненный путь ученика. Педагог и музыка, в данном случае, актуализируют вопрос построения иерархии собственных ценностей, то есть выявления личностных основ ценностного отношения к ценностям искусства.
В процессе целенаправленного художественно-педагогического взаимодействия осуществляется передача музыкальной традиции от учителя к ученикам, от старших к младшим. В ходе такой передачи младшие поколения, как считает Ю.Б.Алиев, усваивают четыре основных элемента социального опыта:
Связь музыкального обучения с воспитанием в процессе формирования профессионального и человеческого образа музыканта осуществляется на основе педагогического общения. В.Б.Шапарь определяет его как взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной, эмоционально-оценочной информацией (85). Подчёркивая детерминированность коммуникативного взаимодействия целью и содержанием предметной деятельности, следует отметить, что в некоторых случаях оно является самоценным. Таковы разговоры учителя с учеником по душам.
Педагогический смысл
доверительного, интимного общения
заключается в интенсивном
Помимо организации
художественно-педагогического
К числу педагогических
условий организации ценностно-
Необходимо реализовать методы обучения в единстве целенаправленной ценностно-ориентированной познавательной деятельности педагога и детей, их активном движении к моменту педагогической истины - овладению учащимися художественно-познавательным опытом. Разнообразные методы и формы обучения необходимо использовать не только для первоначального сообщения новых знаний, но и для их последующего совершенствования и закрепления в памяти, для формирования умений и навыков, для проверки знаний. Эффективность методов обучения повышается при использовании различных средств обучения - наглядные пособия, телевидение, аудио и видео записи и т.д. Метод служит для педагога средством побуждения учащихся к учению, является главным стимулятором познавательной деятельности.
В современных условиях необходим постоянный поиск соответствующих форм и методов классной и внеклассной работы. Активными формами такой работы в условиях ДМШ должны являться следующие элементы музыкальной воспитательной деятельности: музыкальные сказки, фестивали, конкурсы, музыкально-литературные композиции, тематические вечера и т.д.
Музыкальная сказка - это форма театрализованного действа, которая особенно близка школьникам младшего возраста, наиболее живо и правдиво раскрывающая содержание народных песен, игр, обрядов. Данную форму следует направить на формирование эмоциональных ценностей, которые обогащают эмоциональную сферу ребёнка чувствами, настроениями. Разумеется, не каждому детскому коллективу и преподавателю исполнительского класса удается поставить целиком спектакль, сказку или народный обряд. Но даже отдельные сценки с музыкальными номерами из них будут полезны и интересны для приобщения детей к искусству театра, формируя при этом их ценностные ориентации.
Музыкальные фестивали - празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединенных, как правило, тематически и проходящих в особо торжественной обстановке. Фестивали следует проводить регулярно, с определённой периодичностью: ежегодно (в большинстве случаев), раз в два года, раз в три года. Данная форма обучения направлена на формирование высокохудожественных идеалов учащихся в области музыкального искусства.
Информация о работе Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ