Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ
Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
Ценностные ориентиры как компонент психологической сферы личности…………………………..…..…………………….15
Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся
Педагогические возможности музыкального искусства в формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40
ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования ценностных ориентаций учащихся
3.1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций учащихся……………………………………………....
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 306.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ  КУЛЬТУРЫ  И  ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДМШ

 

 

 

 

Выполнила: студентка IV курса

Дремлюга Ирина Егоровна

Научный руководитель:                                                       канд.пед.наук, доцент А.М.Трудков.                                                     

 

 

 

 

Мурманск

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3

ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ

    1. Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
    2. Ценностные ориентиры как компонент психологической             сферы личности…………………………..…..…………………….15
    3. Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26

ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных   ориентаций учащихся

    1. Педагогические возможности музыкального искусства в                формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
    2. Методика формирования ценностных ориентаций учащихся                в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40

ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования             ценностных ориентаций учащихся

3.1. Диагностика уровней  сформированности ценностных                     ориентаций учащихся……………………………………………....

3.2. Организация и результаты  формирующего этапа эксперимента....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Музыкально-педагогическое образование, как и вся сфера  образования на нынешнем этапе своего развития, испытывает потребность в  концептуально новых  подходах, способных ответить на многочисленные запросы современности.

Аксиологический подход с 20-х годов ХХ века характерен как  для гуманитарных, так и для естественных наук, эта проблема находится в центре трудов, посвящённых познанию человека (Б. Ананьев, М. Каган, М. Мамардашвили), в исследованиях по философии и логике (С. Анисимов, Н. Лосский, Б. Рассел). Он оказывается чрезвычайно плодотворным для исследований культуры и общества (Г. Выжлецов, М. Каган), в вопросах изучения феномена творчества (В. Вилюнас, И. Кон, А. Маслоу), в общей и социальной психологии (А. Леонтьев, С. Рубинштейн, В. Франк). Особую значимость приобретает аксиологический подход в изучении этических и эстетических проблем (В. Блюмкин, В. Иванов, В. Соловьёв, П. Флоренский).

Переосмысление проблемы ценности, происходящее на протяжении всего ХХ столетия и с особой силой проявляющееся в наши дни, позволяет надеяться, что ХХI век станет веком ценностно-ориентированной личности. Воспитание такой личности объявляется приоритетом в целом ряде педагогических (Е. Артамонова, Б. Гердушинский, И. Исаев, А. Мищенко, В. Сластенин, Г. Чижакова, Е. Шиянов), музыковедческих и музыкально-педагогических  работ (Э. Абдуллин, О. Апраксина, Л. Арчажникова, Е. Николаева, Ю. Холопов).

Обращение к философской  теории ценности в контексте педагогики вообще и педагогике, относящейся к области музыкального образования, в частности, позволяет вырабатывать новый взгляд на содержание и структуру музыкально-педагогического образования как на сферу субъектно-объектных и межсубъектных отношений, где музыка, учитель и ученики объединены в едином творческом процессе восхождения к музыкально-педагогическим ценностям.

Однако, несмотря на признание  значимости личностно-ценностного  начала, во всех сферах интеллектуальной деятельности: в философии и логике, социологии и культурологи, этике и эстетике, в области естественных и гуманитарных наук, несмотря на рождение педагогической аксиологии, признанной многими исследователями фундаментом духовной культуры будущего учителя (Ш. Амонашвили, Е. Артамонова, А. Мудрик, В. Сластенин), несмотря на постоянный интерес педагогов-музыкантов к проблеме становления личности в музыкально-педагогическом процессе (Э. Абдуллин, Г. Коломиец, А. Малюков, Б. Целковников) – аксиология музыкально-педагогического образования как теория ориентации личности в мире музыкально-педагогических ценностей остаётся областью по сей день не достаточно разработанной, что создаёт значительные препятствия в решении задач аксиологического воспитания в современном музыкально-педагогическом процессе.

Таким образом, аксиологический  подход  к проблемам музыкально-педагогического  образования выдвигает необходимость  исследовать и общие закономерности развития музыкального искусства как  носителя ценности, и процесс формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом образовании, изучать возможные пути проникновения философской теории ценности в процесс методологического оснащения музыкально-педагогического образования, рассматривать влияние ценностных парадигм на практическую деятельность учащихся.

Вышеизложенные факторы  обусловили актуальность нашего обращения к теме дипломного исследования «Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ».

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДМШ.

Предмет исследования – формирование ценностных ориентаций учащихся ДМШ в условиях реализации аксиологического подхода.

Гипотеза исследования – эффективность процесса формирования ценностных ориентаций учащихся ДМШ может быть обеспечена, если:

  • в музыкально-педагогическом процессе целенаправленно реализуется ценностный потенциал музыкального искусства;
  • организационно-методические условия, формы и методы учебно-воспитательного процесса реализуются в контексте становления ценностного сознания учащихся ДМШ.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
  2. Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
  3. Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
  4. Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.

Методологическую  основу исследования составляют: аксиологический подход к обоснованию общей значимости теоретического знания и практического нравственного действия Г.П.Выжлецова; концепция функциональной ценности искусства О.В.Лармина; теоретическое положение о ценностно-эмоциональном восприятии искусства Ю.В.Алиева; концепция художественного общения Г.С.Тарасова.

В процессе выполнения дипломной работы использовались следующие методы исследования:

  • анализ научно-методической литературы по теме исследования;
  • обобщение опыта ведущих педагогов-музыкантов прошлого и современности;
  • наблюдение;
  • беседы;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • количественная и качественная обработка диагностических данных;
  • формирующий эксперимент.

Практическая  значимость работы заключается в возможности использования результатов теоретического и практического исследования в деятельности методических объединений работников системы дополнительного образования, реализации обоснованной методики реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательном процессе  современных детских музыкальных школ и школ искусств.

Выдвинутые в ходе научно-практического изыскания  положения и методические рекомендации были апробированы в учебно-воспитательном процессе МОУ ДОД «ДМШ № 3» посёлка Лиинахамари. Положительные результаты этой работы подтверждают практическую значимость представленного исследования.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиография (90 источников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ

 

    1. Понятие и сущность аксиологического подхода

 

Становление личности на основе аксиологического подхода в обучении  музыке с опорой на общечеловеческие ценности является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики музыкального образования. Аксиология (греч. axios — ценный, logos — понятие, учение) — философское учение о структуре мира ценностей, их месте в реальности. Эта дисциплина ставит вопросы о связи ценностей между собой и связи их с природой, культурой, обществом и личностью.

Изучение работ по теории ценностей, разработанной в  философии и эстетике, психологии, педагогике показало, что «ценность» является ключевым понятием аксиологии - это есть присвоенная личностью значимость чего-либо; фактор личностного отношения к ценностям является показателем разновидностей типов классификации ценностей, их иерархии; глубинное основание аксиологического подхода к явлениям действительности и искусства составляют общечеловеческие ценности.

Смысл самого термина «ценность» указывает  на особое значение для человека или сообщества тех или иных объектов, отношений или явлений действительности. Ценности — некоторые черты, характеристики реальности (подлинной или воображаемой), относительно которых существует установка глубокого приятия, крайней желательности их воплощения.

В традиционной аксиологии ценности рассматриваются как комплекс духовных детерминант деятельности человека и соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. Такими детерминантами могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.

Все, что существует в  мире, может стать объектом ценностного  отношения, т.е. оцениваться человеком как добро или зло, красота или безобразие, допустимое или недопустимое, истинное или неистинное. Однако, согласно провозглашённому софистами принципу относительности, то, что является ценным для одного человека, для другого может оказаться безразличным или даже неприятным. Вопрос о «ценностях вообще» можно ставить, если исходить из того, что для всех людей ценным, хорошим (добром, благом) является одно и то же. Именно так он и ставился в истории европейской философии от Платона до Гегеля.

Аксиологи различают  иерархию (систему) материальных и духовных ценностей. Духовные ценности представлены как когнитивные (познавательные, например, истина), мировоззренческие (отношение человека к миру), эстетические (красота), этические (добро), теологические (вера в божественное, сверхъестественное). В качестве материальных ценностей определяются прагматические ценности, связанные с полезностью тех или иных естественно возникших или искусственно созданных предметов.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и тому подобное, привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практики мировой истории.

В течение многих веков ценностные характеристики преимущественно связывались с представлением о подлинном существовании. Аксиология тем самым поглощалась онтологией: вопрос о том, что является ценным, подменялся проблемой подлинного бытия, которое приписывалось Богу. (Культура Европы после искоренения античности была даже не просто христианской, а церковной).

Как самостоятельная  область философии аксиология выделяется в период ослабления власти церкви, после Возрождения, когда стало  позволительно обращать внимание на расхождение человеческих устремлений и реальной жизни. Действительно, если человек высоко ценит то или иное, почему он не может постоянно обладать этим? Главная задача аксиологии, как она определилась в процессе становления этой дисциплины, — показать, какое место занимает ценность в структуре бытия и каково её отношение к фактам реальности. В XX веке, когда относительность и субъективность снова стали нормами философского размышления о мире, аксиология как раздел философии образования заключает в себе многие различные варианты решения этой задачи (24, с.226).

Согласно исследованиям  В.К. Шохина (88) в Древней Индии  ценностно-ориентационная сторона  философии, которую древние греки  называли любовью к мудрости, а не просто к знанию, прежде всего, проявлялась в учении о нравственности и морали, в учении, ещё в античности осознавшем себя как этика. Ценностный подход к миру позволил древним мыслителям осознать единство этического и эстетического. В трактате «Артхашастра» (написан не ранее первых веков н.э., а по некоторым предположениям, даже в 4 веке до н.э.) уже речь идёт о «науке о ценностях»: «Богатство, ценности обеспечивают человеческое существование».

Древнегреческая философия  необычайно аксиологична. Классической формулой античной аксиологии является положение: «Человек есть мера всех вещей». Этот афоризм обычно связывается с именем Протагора.

По мнению Л.Н. Столовича (72) эпоха, формировавшаяся в поздней  античности и сменившая её, представляла собой коренное изменение всех материальных и духовных общественных отношений – экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных, эстетико-художественных. Не случайно она означала переоценку всех предшествующих ценностей. Непосредственно это выражалось через радикальную смену религиозных воззрений. В Боге воплощается высшее совершенство и благо, он олицетворяет триединство Истины, Добра, Красоты. В этом продолжается аксиологическая традиция древней философии.

Информация о работе Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ