Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ
Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
Ценностные ориентиры как компонент психологической сферы личности…………………………..…..…………………….15
Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся
Педагогические возможности музыкального искусства в формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40
ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования ценностных ориентаций учащихся
3.1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций учащихся……………………………………………....
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………
Поэтому не только ценности музыки, но и общечеловеческие ценности в музыке стали для нас интересующим предметом. Итак, какие общечеловеческие ценности более всего являются опорой личности при общении с музыкой? С какими общечеловеческими ценностями чаще всего происходит «личная встреча» в музыке?
Для выяснения этих вопросов обратимся к исследованию А.В. Кирьяковой. В монографии «Теория ориентации личности в мире ценностей» отмечается, что при различии философского подхода в аксиологии все же ясно обозначена система ценностей как внутренний стержень культуры общества и выделены такие ценности как истина (познание), добро, красота и близкие по значимости к ним человек (счастье), труд (деятельность, творчество), отечество (свобода) - ценности, являющиеся общечеловеческими и выполняющие функцию социальной доминанты, ориентации во все времена развития общества (4, с.71).
Музыкальное искусство через общение, диалог предлагает человеку определённую модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения с музыкальным произведением возрастает духовность и взаимопонимание людей (47, с.107).
Свидетельство о ценностном потенциале музыки мы можем найти уже в трудах античных философов. Так, например, одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии.
От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.
По мнению другого греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нём звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Музыку как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Он разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов.
Таким образом, в основе
античного представления о
Э.Е.Алексеевым в статье «Музыка сегодня» (5) представлен широкий спектр ценностных проявлений музыки, способствующих формированию и совершенствованию ценностных ориентаций человека:
Таким образом, музыка как
вид искусства открывает
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
2.1.
Педагогические возможности
Острой проблемой современного художественного воспитания является разработка его ценностного содержания в соответствии с задачами формирования у детей «культуры мира». При решении проблемы художественного воспитания детей актуализируются исследования механизмов эмоционально-личностного переживания, художественно-образного восприятия этнокультурных и эстетических традиций (57). Задачи формирования у детей ценностного отношения к миру в процессе художественного воспитания рассматриваются исследователями в общей структуре мировоззрения личности, где исходным моментом являются знания.
Произведения искусства выполняют роль эмоционального фона, эмоционально-психологической установки, используются как средство выведения естественнонаучных знаний в сферу жизни. Особенно велико влияние искусства на развитие личности в период детства, что обусловлено особенностями психики ребёнка, необходимостью чувственно-образного переживания явлений действительности для их полноценного освоения.
Будучи концентрированным олицетворением прекрасного, искусство основным своим назначением умеет творить прекрасное - в человеке, в общественной жизни, в окружающей нас среде. Это его основная, главная, специфическая функция, поглощающая все остальные, хотя и реализующаяся через них. Все грани, свойства, функции искусства существенны и важны, все они играют свою роль в воздействии на человека и формировании его личности. Но, в конечном счете, все они подчинены задаче развития прекрасного начала в людях, формирования прекрасной личности и приумножение реальной красоты действительности.
Произведения классического искусства, воплотившие высокие эстетические идеалы, выработанные в период рассвета в художественном развитии человечества, обладают нетленной, вечной красотой. Каждое новое поколение находит в них близкие, волнующие черты и стороны. Их красота, словно сконцентрировавшая в себе лучшие мечты, порывы, идеалы передовых людей своего времени, находит отзвук в сердце каждого человека, пробуждает самые сокровенные и дорогие переживания, формируя сознание и личность, активно воздействуя на развитие прекрасного в самой действительности.
Только подлинно прекрасное искусство живёт в веках, не утрачивая силы своего воздействия на людей и не теряя общественного значение. Оно ставит перед людьми проблемы, заставляет размышлять, осмысливать и оценивать жизнь. Поэтому огромно воздействие искусства на мысль человека. Искусство прямо или косвенно говорит нам о смысле бытия, является образным суждением о сути действительности. Оно идеологическое явление и поэтому всегда обогащает человека идейно.
Согласно В.В.Селиванову, «искусство является мощным и незаменимым общественным орудием целостного формирования личности. Оно не формирует человека, а лишь способствует его формированию, делает этот процесс сознательным и управляемым, снижает уровень его стихийности, выявляет необходимое в случайном, как общую, основную тенденцию развития и саморазвития человека» (71, с.152).
Любое искусство в принципе может дать целостный образ реальной действительности и выразить эстетическое отношение человека к миру. Например, музыка - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством звуков определенной высоты (64). Музыкальное искусство - это искусство звуков. Чем дальше проникнуть в мир музыки, тем яснее видно как богат и прекрасен этот мир.
Современной педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования художественного воспитания детей, где содержание этого процесса включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности. При этом следует отметить, что Ю.К. Бабанский, А.Ю. Бутов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Л.М. Митина, В.А. Сластёнин раскрыли педагогические, социальные, личностные подходы к учебной деятельности школьников на основе творческого подхода.
Если мы обратимся
к мировой музыкальной
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление. Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребёнка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребёнка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы (46, с.193).
Важнейшим элементом музыкального искусства является мелодия - «душа музыки» (21). Однако М.Зильберквит считает, что сколь бы ни была выразительна мелодия сама по себе, вся её прелесть и красота ещё ярче ощущаются на фоне гармонии. Задача гармонии, как точно заметил Глинка, - «дополнять, дорисовывать мелодическую мысль» (33). Третий важнейший элемент музыки, по мнению М.Зильберквита, - ритм. Музыка - искусство, разворачивающееся во времени. Мелодия, гармония, ритм - важные компоненты, на сочетании которых строится музыкальное произведение, которое способно выразить одновременно и конкретность переживания, и обобщенность мысли.
Специфические особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом: способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, развивая в человеке творческое начало. Согласно В.В. Ванслову, музыкальное искусство концентрированно, содержательно, насыщенно, ёмко отражает и выражает эстетическую сущность действительности, поскольку оно является острым и действенным орудием формирования эстетического отношения человека к жизни (20). Поэтому музыкальное искусство, прежде всего, влияет на эстетическую сторону развития школьника, на его интеллект, на его эмоциональную сферу, на мотивационную сферу и сферу ценностных ориентаций.
Следовательно, музыкально-эстетическое воспитание школьников – это целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им. Особое место в структуре мотивационной сферы учебной музыкальной деятельности школьников занимает коммуникативная потребность, реализующаяся в процессе их общения с музыкальным искусством и через него - с другими людьми (58).
В общем виде содержание общения на уроках в ДМШ можно определить как взаимодействие учителя и учащихся с музыкальным искусством и через него - между собой с целью обогащения своего музыкального и, в широком смысле, жизненного опыта. Центральным звеном такого общения становится восприятие музыки.
Информация о работе Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ