Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ
Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
Ценностные ориентиры как компонент психологической сферы личности…………………………..…..…………………….15
Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся
Педагогические возможности музыкального искусства в формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40
ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования ценностных ориентаций учащихся
3.1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций учащихся……………………………………………....
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 306.00 Кб (Скачать)
  1. Ценностное отношение к музыкальному искусству, к ценностям музыки (её содержательному аспекту на основе общечеловеческих ценностей и прекрасному музыкальному - средствам выразительности), которое синтезируется в образ музыкального мира.
  2. Ценностное отношение к себе как музыканту - образ «Я – музыкант».
  3. Ценностное отношение к будущей профессии (поиск смысла), из которого вырастает образ будущей музыкальной деятельности (57).

Эстетические ориентации учащегося-музыканта интегрируют два типа ценностных ориентации: общеэстетические (эстетические) и специфические музыкально-эстетические (музыкальные). Эстетические ориентации включают установку сознания на рост личности, вызывая самодвижение в творческой деятельности, стремление к креативности. Внешний компонент - это ориентации на ценности музыки и ценности музыкального образования, внутренний - ценностно-смысловая ориентация высшего порядка, которая соотносится с целостностью личности. Эстетические ориентации несут в себе глубокое личностное новообразование, ведущее личность к цели - ценностной, эстетически значимой музыкальной деятельности.

Формированию эстетических ориентаций учащегося-музыканта способствует аксиологизация музыкального образования личности. Аксиологизация - это внедрение теории ценностей в музыкально-образовательный процесс, это аксиологический (ценностный) подход к музыкальным явлениям в процессе обучения музыке, это обеспечение восхождения личности к более высокой цели, смыслу на основе ценностей (62, с.112).

Для формирования музыкально-эстетических ориентации важно понять механизмы  и обнаружить движущие силы, задействованные  в эстетической ориентации как процессе. В этой связи А.И.Щербаковой были рассмотрены вопросы воздействия музыки на личность, взаимодействие в триаде педагог-музыка-ученик, обозначен смысловой компонент эстетических ориентации. Результаты исследования психолого-педагогических основ формирования эстетических ориентации учащегося-музыканта позволили ей сделать следующие выводы:

  1. Энергия взаимодействия искусства (музыки) и личности несёт в себе смысложизненные ценности, определяет эстетическое отношение, личностное новообразование.
  2. Влияние музыки зависит, прежде всего, от самой личности, а не столько от музыки; поведение личности определяет её «ценностный центр». Степень воздействия музыки зависит от того, что человек, как «трансцендирующее существо», способен вобрать из неё. Во взаимодействии музыки и личности воспитывающее действие музыка оказывает при потенциальной возможности личности воспринимающего.
  3. В музыкально-образовательном процессе, рассматривая ценностное взаимодействие как педагогическое, важна непосредственная передача музыкальной традиции от учителя к ученикам, от старших к младшим, значимость связи обучения с воспитанием в процессе формирования профессионального  и  человеческого  «образа»  музыканта.   Владея методикой с   акцентуацией  на  ценностной   стороне   музыки,   педагог   совместно   с учеником проходит креативный путь (84).

Педагог как музыкально-профессиональная личность ставит в своей деятельности одной из главных задач формирование эстетической направленности сознания учеников на стремление к смыслу на основе ценностных ориентации. С другой стороны, если в эстетическом воспитании акцент смещен лишь на развитие эмоционально-нравственной стороны, на приобщение к искусству, музыке, то этого недостаточно для формирования креативности личности. В эстетическом воспитании важен аксиологический, ценностный подход.

Актуализация аксиологического потенциала содержания музыки даёт ощущение значимости общечеловеческих ценностей для себя, понимание своего предназначения, помогает скорректировать мотивационно-потребностную сферу личности. Путь к смыслу, самосозиданию через ценности музыкального искусства - это есть эстетическая ориентация личности музыканта как процесс. Формирование музыкально-эстетических ориентации личности как результат будет более эффективным, если осуществляется целенаправленно при определенных условиях (89, с.158).

Таким образом, ценности не есть цель эстетических ориентаций, а есть лишь – средство, цель же стоит выше – это смыслы. В музыкально-образовательном процессе при определённых условиях происходит восхождение личности учащегося-музыканта к смыслу своей деятельности, смыслу жизни благодаря сформировавшимся эстетическим ориентациям, ведомым высшими ценностями.

 

    1. Аксиологический потенциал музыкального искусства

 

Искусство, как  считает В.В.Ванслов, - это рожденный  обществом способ обобщения, ценностного  переживания и конкретно чувственного воплощения явлений действительности (20). В школьной практике это обобщение совершается с целью приобретения учащимися общественно значимого опыта, ценного в эстетическом и нравственном содержании индивидуальных чувств и мыслей.

Характерным для искусства является наличие в нём особой формы, рассчитанной на вызов проникновенного диалога душ, переживаний. Вот почему объединяющая функция искусства служит тем исходным началом, которое образует и организует всю его систему. Искусство призвано утверждать человеческое в человеке, обогащать и возвышать его душу (68). И тем оно чрезвычайно ценно. Но в этом его определении ещё не выражена уникальность художественного творчества, отличие его от других форм влияния на человека вообще и на ребенка (школьника) в частности. Своеобычность искусства начинается с того, что для выполнения своей широкой общегуманистической цели оно воплощает социальное и общечеловеческое в индивидуально неповторимом виде. А это требует специфического, художественно обусловленного общения, в организации которого заключена сама суть воспитательной ценности искусства.

Обращаясь к роли музыки в жизни человека, необходимо осмыслить, какие функции она имеет, что несёт обществу, людям, отдельному человеку. Музыка, содержащая ценности человеческого духа, прежде всего несёт истину, добро, красоту, а значит её основные функции - философская (мировоззренческая), этическая (нравственная), эстетическая (чувственно-выразительная) (11,С53).

Мировоззренческие идеи - это система обобщённых взглядов на окружающий мир и место человека в жизни, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы, определяющие отношения людей к миру, окружающей действительности и к самим себе. По содержанию и направленности мировоззрение может быть материалистическим и идеалистическим, религиозным и атеистическим, революционным и реакционным и т.д. Художник, живущий в социуме, естественно, в своём творчестве выражает мировоззренческие идеи. В его искусстве присутствует ценностная доминанта. Ценностную доминанту, как зерно музыкально-образного смысла, можно обнаружить как в творчестве отдельных композиторов, так и в сущности целых направлений: этико-нравственную (мировоззренчески-религиозную) - у И.С.Баха и современных композиторов - С.Губайдулиной и В.А.Мартынова, эстетико-мировоззренческую - у Ф.Листа, Р.Вагнера, А.Н.Скрябина, поднимавших значение художника в жизни общества до мессии; революционно-мировоззренческую, наполненную демократическими идеями и идеалами своей эпохи: братство, свобода - у Л.Бетховена, пантеистическую (социально-нравственную) - у Н.А.Римского-Корсакова,    Г.Малера.   

Идеи    раскрытия    внутреннего индивидуального мира человека, исключительного по своим душевным движениям, вызвали к жизни романтическое искусство XIX века, ценностной доминантой которого стало выражение разрыва мечты и действительности ("бегство" от окружающего мира) и наоборот, ценностной доминантой неоклассицизма первой половины XX века стали антиромантические настроения, отстранение от чувственной лирики, обусловленные переоценкой ценностей, наступлением технического прогресса, приоритетом рационального подхода в решении важных жизненных проблем.

Этическая функция музыки тесно связана с мировоззренческой. Традиционная точка зрения заключается в том, что музыка, её ценности воздействуют на человека, нравственно воспитывают его. Композиторы, создавая произведения, подчас высказывали мысль том, что им было бы досадно, если бы их музыка доставляла слушателям только удовольствие, их цель - делать людей лучше. И все же процесс нравственного воздействия музыки не так прост, как представляется. Здесь есть своя антиномия. В античное время Аристотель задавался вопросом: «Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить ещё более высокой цели, а именно: производить своё действие на человеческую этику? Это стало бы очевидным, если было бы доказано, что музыка оказывает известного рода влияние на наши моральные качества». В этом высказывании и вера, и сомнение (10, с.87).

Французский просветитель Ш.Монтескье считал музыку средством, смягчающим человеческую природу, что являлось, по его мнению, важнейшим средством общественного воспитания. При этом он приводил в пример греков, у которых музыка была воспитательницей нравов, тем самым противодействовала ожесточённому влиянию грубого учреждения и в области воспитания отводила для души место, которого у неё без этого не было бы. Г.А.Гельвеций также полагал, что музыка, искусство способствуют нравственному подъему человеческой личности, зажигая в человеке сильную страсть. Ж.Ж.Руссо же, наоборот, высказывал   мысль о   том, что искусство не изменяет и не формирует нравы народа. Например, театр, по мнению Руссо, не способен изменить нравы, он только в состоянии следовать за ними, возбуждая и усиливая страсти людей. Поэтому театральные зрелища благотворны для добрых людей и вредны для дурных и не могут быть школой нравственности. Искусство, резюмирует Руссо, способно влиять на изменение вкуса, но оно не способно воздействовать на нравы человека: «Источник ко всему хорошему и отвращение к злу содержится в нас самих, а не в искусстве» (цит. по: 4, с.86).

Высокую воспитательную роль искусства, а значит и музыки, видел И.Кант, но не с точки зрения нравов. Изящные искусства и науки, как пишет Кант в «Критике способностей суждения», не делают людей нравственно лучше, но делают их культурнее, а, став культурнее, человек более руководствуется властью разума, чем чувственными наклонностями, закаляются его душевные силы в борьбе со злом, и, таким образом, он способен чувствовать свою пригодность к высшей цели, которая от нас сокрыта (цит. по: 22, с.90).

Рядом с этической  функцией музыки (ценность «добро») встаёт эстетическая (ценность «красота»). В истории эстетической мысли известны две тенденции во взгляде на соотношение эстетического и этического. Первая, идущая от античной философии, настаивала на единстве прекрасного и нравственного, на обязанности музыки, искусства морально воздействовать. Вторая, характерная для искусства XIX - XX веков, эти понятия уже не совмещала, а подчас и противопоставляла: красивая внешняя форма может содержать порочную внутреннюю сущность.

Как трактовать сегодня известное изречение Ф. Достоевского «красота спасёт мир?». Бесспорно, оно формулирует этико-эстетический идеал, однако недостижимый. Реальность, на наш взгляд, заключается в том, что красота не спасёт мир, но и мир без красоты не спасётся. Красота - это тот необходимый баланс на чаше весов добра и зла, который удерживает человечество от «падения», а где-то способствует продвижению прогресса, при этом одной красоты для спасения мира отнюдь не достаточно.

Эстетическая  функция музыки заключается в гармонии, единстве трех ценностных сторон: содержательности, совершенстве формы, красоте средств выражения.

Среди других важных функций  музыки отметим гедонистическую функцию. Поскольку основная ценность искусства заключается в созерцании прекрасного, отсюда нельзя упускать из виду функцию музыкально-эстетического наслаждения в воспитании. Значительна коммуникативная функция музыки в человеческом общении, в прикладном значении в медицине, в художественном спорте и т.д.

Многогранность «ролей»    музыки   определила   её сверхфункцию - преобразующую, воспитательную, обогащающую   духовный мир человека,  в которой всё же доминирует эстетически-ценностная сторона, включающая и опосредующая все другие функции.

Мир музыки имеет свой смысл. Музыка как явление духовной культуры несёт в себе идеи, мысли, переживания, переданные в знаково-звуковой форме средствами музыкальной выразительности. Слушая музыку, человек вступает с ней в контакт, диалог. Рассматривая музыку в контексте духовной культуры, содержательное ядро которой составляют ценности человеческого духа, можно говорить о присутствии в ней общечеловеческих ценностей и о внутреннем диалоге «ценностного центра» личности с ценностным миром музыки на основе общечеловеческих ценностей.

Обзор общечеловеческих ценностей не позволяет определить единую иерархию ценностей. Тем не менее, получившая известность с XVIII века триада ценностей – «истина - добро - красота» по своему значению для человеческого существования отличается стабильностью, и эти ценности имеют право являться высшими. Они содержат соответственно мировоззренческие, этические, эстетические идеи.

Проблему освоения общечеловеческих ценностей решали теологи, философы, психологи, педагоги (М.М. Бахтин, Г.Г. Гадамер, Р. Бультман, А.Л.Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В.Франкл, другие). Они оказались едины в своих представлениях о психологическом ключе освоения общечеловеческих ценностей - оно есть не только осознание, но и отношение: «личная встреча», «диалог», «со-бытие», «личностный смысл» (7, с.86).

Современный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство. При этом недостаточно осмысления общечеловеческих ценностей, - их нужно пережить, прожить внутри себя - смысл порождается не значением, а жизнью. Ценности человеческого общества присваиваются личностью молодого поколения («открытие для себя смысла»), переживаются её («эмоции человека связаны с активностью сознания и потребностями человека») и активизируют формирование суждений и систематизацию знаний в образ мира. Устойчивость собственного мнения в виде суждений (умозаключения), переходящая в убеждения, в осознание смыслов (и смысла собственной жизни) является признаком сформированности сознания высокого уровня.

Информация о работе Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ