Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ
Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
Ценностные ориентиры как компонент психологической сферы личности…………………………..…..…………………….15
Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся
Педагогические возможности музыкального искусства в формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40
ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования ценностных ориентаций учащихся
3.1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций учащихся……………………………………………....
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………
Тематический вечер посвящен одной теме, позволяет подробно рассказать, например, о жизненном пути, творчестве конкретного композитора, исполнителя. Здесь надо использовать коллективный рассказ, использование стихов и песен, музыкальных номеров (выступлений учащихся), различные кинофрагменты. Цель вечера - полнее осветить данную тематику, а также ориентировать ребёнка на формирование художественного кругозора. Познавательные ценности музыкального искусства развивают интеллектуальную сферу обучающихся, обогащают знания о музыке, формируют их нравственную культуру.
Всемерно используя на уроках различные формы приобщения детей к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе всех этих форм лежит эмоциональное активное её восприятие. Восприятие музыки, включающее в себя размышление о ней, должно являться основой формирования ценностных ориентации у детей, а так же их музыкальной культуры. Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою аксиологическую, эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней.
Восприятие школьниками явлений музыкального искусства на уроках должно способствовать воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию ценностных ориентации, взглядов, убеждений, духовных потребностей обучающихся (6). Дети должны уметь определять характер произведений (веселое, грустное), понимать марш это или танец, отгадывать их темп (медленный, быстрый, умеренный), силу звучания (громко, тихо), отличать музыкальные движения по характеру. Прослушиваемый музыкальный материал должен сопровождаться комментарием педагога, облегчающим восприятие детьми художественно-ценностного содержания музыки.
Занятия в оркестре являются эффективной формой обучения музыке, поскольку ребёнок, активно участвуя в оркестре, развивает свои музыкальные способности, а также чувство коллективизма. Поэтому следует обратить внимание ещё на один очень важный факт: в процессе игры детей в оркестре наряду с другими потребностями субъект имеет также потребность собственной активности, т.е. потребность приведения в действие тех сил, которые по тем или иным причинам остались у него неиспользованными.
Данная форма обучения должна быть направлена на формирование мотивационных ценностей, которые вызывают интерес и развивают потребности в общении с музыкальным искусством путем приобщения учащихся к оркестрово-ансамблевому музицированию.
В практике детских музыкальных школ могут широко использоваться наглядные, словесные и практические методы обучения и воспитания. Необходимо, чтобы музыка, звучащая в классе, являлась ярким наглядно-образным и эмоционально действенным средством воздействия на учащихся, которая способствует формированию их ценностных ориентаций. Оно проявляется и в выразительном исполнении произведений учителем, и в звучании музыки в грамзаписи, и в исполнении самих детей.
Исходя из идей Г.С.Тарасова, урок должен отводить слову разную дидактическую функцию: первая — эмоционально образная настройка на восприятие музыки учащимися; вторая функция слова связана с анализом музыкального произведения, осуществляемом на основе живого восприятия, исполнения музыки; особая, третья функция слова выступает во время закрепления (75).
Среди многих методов музыкальной педагогики следует отметить метод музыкального обобщения - новое явление в музыкальной педагогике. Согласно Э.Б.Абдуллину, этот метод должен заключаться в определенной организации деятельности учащихся: соединении обобщенных знаний о музыкальном искусстве с опытом конкретной эмоционально-познавательной деятельности учащихся (1).
Определяя для себя методику музыкального обучения, педагог должен более четко и целеустремленно решать многочисленные педагогические задачи музыкальных занятий. В каждом методе музыкального обучения в определённой мере заключено единство и образовательного, и воспитательного, и развивающего начала. Вот почему только эти методы в целом нельзя рассматривать только как обучающие или только как воспитательные.
К средствам музыкального воспитания, формирующим ценностные ориентации учащихся, в первую очередь, необходимо отнести музыку, звучащую в классе, а также за пределами школы. Музыка является ярким наглядно образным и эмоционально-действенным средством воздействия на школьников. Учителю музыки следует широко использовать и технические средства обучения. Это, прежде всего аппаратура звукового воспроизведения - проигрыватель или музыкальный центр, аудио - видео аппаратура с дисками, аудио и видео кассетами, а также диафильмы, слайды и т.д.
К числу педагогических условий реализации аксиологического подхода в условиях ДМШ необходимо отнести активизацию самостоятельности мышления и деятельности учащихся. В современных педагогических разработках вводятся понятия внешнего и внутреннего педагогического процесса. Под внешним педагогическим процессом понимаются внешнее воздействие на человека с целью формирования, обучения и воспитания. Этот процесс называется социализацией, и его результатом считается становление личности. К внутреннему педагогическому процессу относятся самоопределение, самореализация, самоактуализация, саморазвитие. Совокупность всех этих процессов можно назвать индивидуализацией, а её результатом – становление человека.
Каждый воспитанник – это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность. Успешное решение этих задач требует от педагога развитой эмпатии, т.е. способности видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.
Формирование музыкальной культуры школьников предполагает воспитание в них способности после однократного прослушивания оперативно определять самое существенное в сравнительно большом количестве разных сочинений (накопление слухового опыта), а также умение глубоко проникать в сравнительно небольшое число наиболее значительных произведений, помногу раз слушая и анализируя их. С одной стороны, восприятие музыки включает в себя осмысление, оценку произведения на основе усвоения обобщенных знаний о музыке; с другой стороны, мысль о музыке, суждение о ней, о ее художественной форме всегда опирается на содержательное восприятие музыкального произведения, заключающего в себе художественные образы.
Такой подход направлен на объединение процесса развития восприятия музыки с процессом усвоения музыкальных знаний, формированием ценностных ориентации, умений; открывает новые горизонты для развития музыкального мышления, музыкальных творческих способностей и художественного вкуса обучающихся в ДМШ. В этой связи Д.Б.Кабалевский утверждал, что задача музыкальных уроков должна заключаться, в первую очередь, в воспитании любви и интереса к многообразным явлениям музыкального творчества; усвоения таких музыкальных знаний, которые помогли бы учащимся естественно войти в мир большого музыкального искусства (36).
Таким образом, преподаватель музыкальной школы как музыкально-профессиональная личность ставит в своей деятельности одной из главных задач формирование эстетической направленности сознания учеников на стремление к смыслу на основе ценностного сознания. В эстетическом воспитании важен аксиологический, ценностный подход. В художественном общении ученика-музыканта с музыкальным искусством всегда присутствуют два уровня: непосредственное – общение учащихся с музыкой и опосредованное – их общение через музыку друг с другом, с учителем. На этой основе должен решаться посредством музыкально-коммуникативной деятельности ряд задач:
Осваивая ценность, ученик в той или иной мере сам становится комплексной ценностью, что требует педагогически целесообразного осмысления, оценки с точки зрения объёма, глубины и других показателей наличия ценности в его личности. Ценностное содержание личности ученика должно быть заботой всех причастных к делу музыкального воспитания людей. Если выявление уровня достижений ученика не соотносится с конкретной ценностью, то разговор об этих достижениях будет всегда субъективным и расплывчатым. Знания, не превращённые в духовные, эстетические ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ
3.1. Диагностика
уровней сформированности
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента
БИБЛИОГРАФИЯ
Информация о работе Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ