Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:31, реферат
Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере. Содержание образования задается учебным планом и соответствующими ему программами учебных дисциплин, оно отражается в учебниках, учебных пособиях и в других средствах обучения.
Учебная дисциплина (учебный предмет, учебный курс) - фрагмент содержания образования, самостоятельно обозначенный в учебном плане, представляющий собой дидактически обоснованную систему знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в вузе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ.
Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере. Содержание образования задается учебным планом и соответствующими ему программами учебных дисциплин, оно отражается в учебниках, учебных пособиях и в других средствах обучения.
Учебная дисциплина (учебный предмет, учебный курс) - фрагмент содержания образования, самостоятельно обозначенный в учебном плане, представляющий собой дидактически обоснованную систему знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в вузе.
Формы обучения в вузе - это организационные особенности обучения.
Основные формы обучения в вузе - очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат.
Форма организации учебного процесса (форма организации учебных занятий, форма учебной работы, виды учебной работы) - способ организации, устройства и проведения учебных занятий, в которых реализуются содержание учебной работы, дидактические задачи и методы обучения. Формы организации учебного процесса в вузе имеют следующие признаки: вид взаимосвязи преподавателя и студента; характер деятельности педагога и обучаемого; количественный состав студентов на занятиях; место и условия проведения занятий.
Основными формами организации учебного процесса в педвузе являются лекция, семинарское занятие, лабораторное (практическое) занятие, практика, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, дипломная работа и др.
Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала.
Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Лабораторное (практическое) занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебного предмета, приобретение навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.
Практика - специальная форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретического материала, получаемого студентами в процессе академического обучения, и приобретение студентами знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов - особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя. Основными видами самостоятельной работы студентов является подготовка контрольных, курсовых и дипломных работ и проектов.
Контрольная работа:
-один из видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленный на выявление уровня усвоения учебного материала по определенной теме конкретной учебной дисциплины за определенный период обучения;
-документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента в процессе изучения конкретной учебной дисциплины.
Курсовая работа:
- один из основных видов
самостоятельной работы
- документ, представляющий
собой форму отчетности по
самостоятельной работе
Дипломная работа:
-один из основных видов
самостоятельной работы
-документ, представляющий
собой итоговую
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ:
Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.
Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
-обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
-учить умению
-формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
-отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях, знания;
-оптимизировать все другие
формы организации учебного
Функции лекции:
-информационная - изложение системы знаний;
-мотивационная - формирование
познавательного интереса к
-ориентировочная - обеспечение
основы для дальнейшего
-воспитательная - формирование
сознательного отношения к
Виды лекции. В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:
1. По целевому назначению курса: Лекции, составляющие вводные курсы, Лекции, составляющие общий систематический курс: Вступительные или вводные лекции, Основные лекции, Заключительные лекции, Лекции, составляющие обзорные курсы, Лекции, составляющие специальные курсы.
2. По форме обучения: Установочные лекции, Эпизодические (разовые) лекции, Обзорные лекции.
3. По форме организации
(Информационная лекция, Проблемная
лекция Лекция-визуализация, Лекция-вдвоем,
Лекция с заранее
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинарское занятие
(семинар) - одна из основных форм
организации учебного процесса,
представляющая собой
Семинарское занятие
органично связано со всеми
другими формами организации
учебного процесса, включая, прежде
всего, лекции и
Особенностью семинарского
занятия является возможность
равноправного и активного
Цель семинарского
занятия - развитие самостоятельности
мышления и творческой
Задачи семинарского занятия:
-закрепление, углубление
и расширение знаний студентов
по соответствующей учебной
-формирование умения
постановки и решения
-совершенствование
-демонстрация студентами
достигнутого уровня
-формирование навыков
самостоятельной работы с
Функции семинарского занятия: познавательная; развивающая; воспитательная; контрольная.
Виды семинарских занятий.
Просеминар - семинарское
занятие, имеющее целью
Собственно семинар
- семинарское занятие,
Спецсеминар -
семинарское занятие
Формы проведения семинарских занятий:
-развернутая беседа на основании плана;
-устный опрос студентов по вопросам плана семинара;
-прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;
-обсуждение письменных
рефератов, заранее
-теоретическая конференция ;
-семинар-пресс-конференция;
-семинар-диспут;
-семинар-дискуссия;
-семинар -"круглый стол";
-семинар -"мозговой штурм";
-семинар-коллоквиум;
-семинар-экскурсия;
-семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;
-семинар-деловая игра;
-комментированное чтение и анализ документов (литературы);
-решение задач на
-семинар по материалам
исследования, проведенного студентами
под руководством
-смешанная форма, с
элементами различных форм
Выбор вида и
формы проведения семинарского
занятия определяется
ЛАБОРАТОРНЫЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ.
Лабораторное (практическое)
занятие - одна из основных
форм организации учебного
Лабораторные (практические) занятия проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний лабораторных практических) работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.
В ходе лабораторных
(практических) занятий студенты
ведут необходимые
Цель лабораторного
(практического) занятия:
Задачи лабораторных (практических) занятий:
-закрепление, углубление
и расширение знаний студентов
при решении конкретных
-развитие познавательных
способностей, самостоятельности мышления,
творческой активности
Информация о работе Формы организации учебного процесса в вузе