Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, форм и методов формирования у детей ценностных ориентаций на основе аксиологического подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть в философском и социально-психологическом аспекте сущность и целеполагание аксиологического подхода.
Выявить ценностный потенциал содержания музыкального искусства.
Обосновать педагогические условия, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников.
Разработать и апробировать методику реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. Методологические предпосылки реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ
Понятие и сущность аксиологического подхода…………………7
Ценностные ориентиры как компонент психологической сферы личности…………………………..…..…………………….15
Аксиологический потенциал музыкального искусства……….....26
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся
Педагогические возможности музыкального искусства в формировании ценностных ориентаций учащихся……………...35
Методика формирования ценностных ориентаций учащихся в учебно-воспитательном процессе…………………………….....40
ГЛАВА 3: Педагогическое руководство процессом формирования ценностных ориентаций учащихся
3.1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций учащихся……………………………………………....
3.2. Организация и результаты формирующего этапа эксперимента....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………
Если «философия ценности» возникла в XIX веке, то формально началом аксиологического этапа можно считать появление трех частей книги Р. Г. Лотце «Микрокосмос» (1856-1864 гг.). Термин «аксиология» вошёл в оборот в начале ХХ века. Авторство принадлежит П. Лапи и Э. Гартману, они обозначили им новый и ставший самостоятельным раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Они ввели в качестве самостоятельного понятия «значимость» (Geltung) в отличие от существования, которое не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании, положив тем самым начало разработке ценностной проблематики.
Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккер и др.) и Марбургской (Г. Коген и др.) школ неокантианства, развивая эту тенденцию, используют кроме понятия «значимость» понятия «долженствование» (sollen) и «ценность» (wert, value, valeur; от лат. valere — иметь значение). Весь реальный мир подразделяется ими на бытиё (действительность, существование) и ценности, которые не существуют, находятся вне и над бытиём, по ту сторону и объекта, и субъекта, являясь для последнего лишь объективной, общеобязательной значимостью и долженствованием. Сущность ценностей, писал Г. Риккерт, как раз и «…состоит в их значимости, а не в их фактичности…» (70, с.128).
Аксиология состоит из двух основных разделов – этики и эстетики. Этика есть изучение нравственных ценностей и поведения. Теория этики занимается выработкой правильных ценностей как основания для правильных действий. Как общество и как личности мы живём в мире, в котором не избежать необходимости принимать осмысленные этические решения. Поэтому невозможно избежать преподавания этических взглядов в учебных заведениях.
Эстетика есть сфера ценностей, в которой определяются принципы, руководящие сознанием и оценкой красоты и искусства. Она тесно связана с воображением и творчеством, поэтому ей свойственны черты индивидуальности и субъективизма.
В условиях демократического российского общества речь должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а, прежде всего, об их переосмыслении (32). В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться владеть и понимать то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривая социальное развитие вне человека – значит, отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.
Направленность личности человека на те или иные ценности создают ему совершенно своеобразный облик. Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло, - справедливо замечает на этот счёт М.Монтень, - «…она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее…» (61, с.99). По его мнению, необходимо видеть, прежде всего, вечные, непреходящие ценности, которыми жили люди в прошлом и будут жить в будущем. «Если вы прожили один единственный день, утверждал ученый, вы видели уже всё - это солнце, это луна, это звёзды, это устройство вселенной – всё это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших потомков…» (61, с.99).
О содержательной стороне жизненно важных для человека ценностей издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена приверженцами «своих» ценностей были стоики, эпикурейцы, спартанцы, в более поздние времена - представители различных религиозных верований, гедонисты, альтруисты, мазохисты и т.д.
Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так родилась идея выработки единого подхода к уяснению ценностных сущности окружающей действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их полезности или бесполезности для людей и человека. По мнению М.Монтеня, «..если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни..». (61, С.168)
Сторонником такого подхода к выявлению значимых для человека ценностей был Я.А.Коменский. По его мнению, «…истинная мудрость, заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания» (41, с.405).
Становление личности на основе аксиологического подхода в обучении музыке с опорой на общечеловеческие ценности является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики музыкального образования.
В тоже время практика
показывает, что большинство педагогов-музы
Решение данной задачи подразумевает актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, что позволяет учащимся через ценности идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни. Таким образом, можно сказать, что воспитание развитой, гармоничной личности невозможно без приобщения её к культурным общечеловеческим ценностям, без представления обо всём опыте культурного развития человечества.
Под влиянием общей аксиологии сложилось понимание ценностных характеристик педагогических явлений. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.(55,С.335)
Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А.Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. Необходимо добиваться того, считал он, «…чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребёнка». (73, с.216).
С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция)» (79, с.63).
Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое время высказал Я.А.Коменский. «Противоядием невежеству, - утверждал он, - является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей. Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни». (42, с.90). У ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.
В основе педагогической
аксиологии лежит понимание и
утверждение ценностей
Однако оно было следствием тех взаимоотношений, которые складывались между человеком и обществом. Именно выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит своё отражение в основных категориях понятия этого подхода (65).
В то же время аксиологический анализ преобразований, происходящих в России, показывает, что современный институт образования не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни. Для того чтобы задействовать гуманистический конструктивно-аксиологический потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения.
Решающее значение в
осуществлении гуманизации
Таким образом, идея гуманизации
образования, являющаяся следствием применения
аксиологического подхода в педагогике,
имеет широкое философско-
Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально-ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.
сферы личности
Психологический опыт утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании показал, что современный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать своё ценностно-смысловое пространство. Музыкант-профессионал проживает внутри себя ценности музыкального искусства и на основе этого опыта способен развивать свои возможности так, чтобы состоялось «рождение» собственного пути (53, с.341).
За последнее время
всё чаще звучит мысль о необходимости принципи
Принципиально иной формой освоения мира является ценностное отражение. Здесь, в отличие от оценочного познания, сама значимость объекта, познаваемого учащимся, выявляется не познавательным путем, а через его переживание. И сам предмет, выступающий как объект ценностного переживания, рассматривается не в его сущностном отвлечении, как это бывает в процессе оценочного познания, а в неоспоримом богатстве всех его конкретных свойств и качеств (27).
Актуальность рассматриваемого
вопроса обусловлена новым
Прежде чем остановиться
на таком психическом процессе личности,
как сознание следует рассмотреть
понятие и структуру самой личн
Проблемой изучения личности занимались многие психологи. Среди них можно выделить З.Фрейда, Р.С.Немова, А.Г.Асмолова, Б.Г.Ананьева, Г.Ю.Айзенка и многих других. Существует ряд определений категории «личность», но общим во всех них можно выделить то, что личностью называют обычно субъекта социальных взаимосвязей и отношений, основные качества которого формируются в совместной деятельности с другими людьми, с учётом интересов обеих сторон. Для этой деятельности характерна включённость в многообразные социальные связи и контакты, ориентация на социально значимые связи и контакты.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. (16, с.772)
Согласно утверждениям Н. Лобковиц (52) именно многомерность личности признаёт её сущность. Человек выступает здесь в своей целостности:
В современной культурно-
Становление личности происходит в процессе выделения ребёнка из единства «ребёнок и его родители». По мнению А.Н. Леонтьева, процесс становления личности имеет два поворотных пункта:
Информация о работе Реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе ДМШ