Прогнозирование спроса на продукцию кондитерской фабрике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, жилье и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен. Спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платежеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач. Маркетинг1.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

     Для того чтобы посмотреть как  влияет изменение среднедушевого дохода потребителей на изменение общего объема продаж необходимо рассчитать эластичность спроса по доходу.

     Для определения эластичности рассчитаем:

      2010/2009 =  18,815 %,

       2010/2009 =  11,734%,

     

     Можно сделать вывод, что спрос по доходу на продукцию ОАО БКФ «Зея» является эластичным, т.е. изменение дохода населения будет влиять на изменение объема продаж.   
 
 

 

      3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ «БЛАГОВЕЩЕН-

        СКОЙ КОНДИТЕРСКОЙ ФАБРИКИ «ЗЕЯ»     

        3.1 Результаты прогноза

     Анализ  спроса на продукцию показал, что  предприятие имеет стабильный эластичный спрос населения на выпускаемую продукцию, а также имеется сезонный характер реализации продукции. На основе имеющихся данных и с учетом имеющейся сезонности можно сделать прогноз спроса на продукцию предприятия на 2011 год. Он может стать основой для организации и текущего управления хозяйственной деятельности предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для изучения эффективной ценовой политики. Цель прогноза – увидеть возможные варианты развития и предоставить информацию, на основе которой можно действовать сейчас, а не предсказать будущее.

     Рассмотрим  прогнозирование объема продаж, используя метод анализа временных рядов, т.к. он учитывает сезонный характер, предполагает, что происходившие изменения в объемах продаж могут быть использованы для определения объема в последующие периоды времени и позволяет скорректировать возможный прогноз с помощью корректирующего коэффициента.

     Проведем  анализ временного ряда, содержащий динамику общего объема

реализации  продукции ОАО БКФ «Зея», данные представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Анализ временного ряда

Год Объем продаж, тыс. руб. Четырехквартальная  скользящая средняя Сумма двух скользящих средних Тренд скользящих средних, тыс. руб Квартальная вариация
1 2 3 4 5 6
I кв. 2008 г. 87669        
II кв. 2008 г. 91599 103243      
III кв. 2008 г. 92008 107803,75 209046,75 105523,4 87,19
IV кв. 2008 г. 141696 114982 222785,75 111392,9 127,2

     Продолжение таблицы 8

1 2 3 4 5 6
I кв. 2009 г. 105912 123209,25 238191,25 119095,6 88,93
II кв. 2009 г. 120312 135089 258298,25 129149,1 93,16
III кв. 2009 г. 124917 144693,5 279782,5 139891,25 89,3
IV кв. 2009 г. 189215 152234,25 296927,75 148463,9 127,45
I кв. 2010 г. 144330 161459,25 313693,5 156846,75 92,02
II кв. 2010 г. 150475 164672,5 326131,75 163065,9 92,28
III кв. 2010 г. 161817        
IV кв. 2010 г. 202068        
 

Квартальная вариация= Объем продаж/тренд×100 %                                        (15)

     Для составления прогноза продаж на каждый квартал 2011 г. надо продолжить на графике тренд скользящих средних.

     Распространение тренда показано тонкой дополнительной линией на рисунке 2.

Рисунок 2 – Тренд

     По  графику можно определить прогноз для каждого квартала, представленный в таблице 8.

Таблица 9 – Прогноз тренда на 2011 г.

2011 г. Прогнозируемый  объем продаж, тыс. руб.
 I квартал 179500
 II квартал 196002
 III квартал 205780
 IV квартал 212354
 Итого 793636
 

     Для того чтобы составить реалистичный прогноз продаж на каждый квартал 2011 г., необходимо рассмотреть поквартальную динамику объема продаж и рассчитать сезонную вариацию.

Таблица 10 – Расчет средней квартальной вариации, тыс. руб.

Год I квартал II квартал III квартал IV квартал
2008     87,19 127,2
2009 88,93 93,16 89,3 127,45
2010 92,02 92,28    
Нескорректированная средняя 90,475 92,72 88,245 127,325
Всего 398,765

     Нескорректированные данные в таблице 10 содержат как сезонную, так и остаточную вариацию. Для удаления элемента остаточной вариации необходимо скорректировать средние. В долгосрочном плане величина превышения объема продаж над трендом в удачные кварталы должна уравниваться с величиной, на которую объем продаж ниже тренда в неудачные кварталы, чтобы сезонные компоненты в сумме составляли примерно 400 %. В данном случае сумма нескорректированных средних равна 398,765. Таким образом, необходимо умножить каждое среднее значение на корректирующий коэффициент, чтобы сумма средних составила 400.

     Корректирующий  коэффициент рассчитывается следующим образом: корректирующий коэффициент = 400 / 398,765 = 1,0031.                                  (16)

     Расчет  сезонной вариации представлен в таблице 11.

Таблица 11 - Расчет сезонной вариации

2011 г. Значение сезонной вариации
 I квартал   1,0031×90,475=90,75
 II квартал   1,0031×92,72=93,01
 III квартал   1,0031×88,245=88,52
 IV квартал   1,0031×127,325=127,72
   Итого   400
 

     На  основании данных таблицы 10 можно предположить,  что в I квартале 2011 года объем продаж в среднем будет составлять 90,75 % значения тренда, во II квартале – 93,01 %, в III – 88,52 %,  в IV - 127,72 % значения тренда.

     Можно составить прогноз продаж по кварталам на 2011 г. Для этого полученные значения тренда по кварталам надо умножить на значение соответствующей сезонной вариации. Расчет данных приведен в таблице 12.

Таблица 12 – Прогнозируемый объем продаж продукции ОАО БКФ «Зея» по

               кварталам  на 2011 г.

2011 г. Объем продаж, тыс. руб.
 I квартал 179500×90,75=162896
 II квартал 196002×93,01=182280
 III квартал 205780×88,52=181086
 IV квартал 212354×127,72=269689
   Итого 795951
 

     Из  полученного прогноза видно, что  реализация ОАО «Благовещенской

кондитерской  фабрики «Зея» в 2011 г. в первом квартале может составить 162896 тыс. руб., во втором – 182280 тыс. руб., в третьем – 181086 тыс. руб., а в четвертом – 269689 тыс. руб. Общий прогнозируемый объем реализации продукции может составить 795951 тыс. руб.

       Для наглядности представим фактический и прогнозируемый объем продаж продукции ОАО «Зея» за 2008-2011 гг. на рисунке.

     Рисунок 3 - Фактический и прогнозируемый объем продаж продукции

     Если  учесть, что происходит постоянное увеличение реализации продукции предприятия за 2008-2010 гг., прогноз на 2011 год можно принять во внимание.

     Далее сделаем прогноз в разрезе одной товарной группы – вафли. Выявим, как среднедушевой доход и численность населения Амурской области влияют на изменения объемов реализации вафель ОАО БКФ «Зея».

     Для этого составим таблицу 12 с показателями для расчёта.

Таблица 12 – Показатели объема реализации вафель, среднедушевого дохода и

              численности населения Амурской области

Год Объем реализации, тыс. руб. Среднедушевой доход населения Амурской обл., тыс. руб. Численность населения Амурской обл., тыс. чел.
2006 43952 10,870 862,2
2007 48014 11,990 854,7
2008 56308 12,560 847
2009 78171 13,460 836
2010 94533 14,350 828
 

     Пусть среднедушевой доход населения Амурской области – это факторный признак х1, а численность населения Амурской области – это факторный признак х2. Тогда объем реализации вафель – результативный признак у. На основе вышеприведенной таблицы 12 рассчитаем вспомогательные показатели для дальнейших вычислений. Результаты представим в таблице 13.

Таблица 13 – Вспомогательные показатели для расчёта   

Вспомогательный показатель Значение показателя Вспомогательный показатель Значение показателя
4121075059 833880,958
4490981339 811817,5576
159,921 54062301,58
161,353 54290218,92
715208,49 10680,2986
715355,74 10694,7222

Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию кондитерской фабрике