Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:41, курсовая работа
Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, жилье и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен. Спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платежеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления.
Для того чтобы посмотреть как влияет изменение среднедушевого дохода потребителей на изменение общего объема продаж необходимо рассчитать эластичность спроса по доходу.
Для определения эластичности рассчитаем:
2010/2009 = 18,815 %,
2010/2009 = 11,734%,
Можно
сделать вывод, что спрос по доходу
на продукцию ОАО БКФ «Зея» является эластичным,
т.е. изменение дохода населения будет
влиять на изменение объема продаж.
3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ «БЛАГОВЕЩЕН-
СКОЙ КОНДИТЕРСКОЙ
ФАБРИКИ «ЗЕЯ»
3.1 Результаты прогноза
Анализ спроса на продукцию показал, что предприятие имеет стабильный эластичный спрос населения на выпускаемую продукцию, а также имеется сезонный характер реализации продукции. На основе имеющихся данных и с учетом имеющейся сезонности можно сделать прогноз спроса на продукцию предприятия на 2011 год. Он может стать основой для организации и текущего управления хозяйственной деятельности предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для изучения эффективной ценовой политики. Цель прогноза – увидеть возможные варианты развития и предоставить информацию, на основе которой можно действовать сейчас, а не предсказать будущее.
Рассмотрим прогнозирование объема продаж, используя метод анализа временных рядов, т.к. он учитывает сезонный характер, предполагает, что происходившие изменения в объемах продаж могут быть использованы для определения объема в последующие периоды времени и позволяет скорректировать возможный прогноз с помощью корректирующего коэффициента.
Проведем анализ временного ряда, содержащий динамику общего объема
реализации продукции ОАО БКФ «Зея», данные представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Анализ временного ряда
Год | Объем продаж, тыс. руб. | Четырехквартальная скользящая средняя | Сумма двух скользящих средних | Тренд скользящих средних, тыс. руб | Квартальная вариация |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I кв. 2008 г. | 87669 | ||||
II кв. 2008 г. | 91599 | 103243 | |||
III кв. 2008 г. | 92008 | 107803,75 | 209046,75 | 105523,4 | 87,19 |
IV кв. 2008 г. | 141696 | 114982 | 222785,75 | 111392,9 | 127,2 |
Продолжение таблицы 8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I кв. 2009 г. | 105912 | 123209,25 | 238191,25 | 119095,6 | 88,93 |
II кв. 2009 г. | 120312 | 135089 | 258298,25 | 129149,1 | 93,16 |
III кв. 2009 г. | 124917 | 144693,5 | 279782,5 | 139891,25 | 89,3 |
IV кв. 2009 г. | 189215 | 152234,25 | 296927,75 | 148463,9 | 127,45 |
I кв. 2010 г. | 144330 | 161459,25 | 313693,5 | 156846,75 | 92,02 |
II кв. 2010 г. | 150475 | 164672,5 | 326131,75 | 163065,9 | 92,28 |
III кв. 2010 г. | 161817 | ||||
IV кв. 2010 г. | 202068 |
Квартальная вариация=
Объем продаж/тренд×100 %
Для составления прогноза продаж на каждый квартал 2011 г. надо продолжить на графике тренд скользящих средних.
Распространение тренда показано тонкой дополнительной линией на рисунке 2.
Рисунок 2 – Тренд
По графику можно определить прогноз для каждого квартала, представленный в таблице 8.
Таблица 9 – Прогноз тренда на 2011 г.
2011 г. | Прогнозируемый объем продаж, тыс. руб. |
I квартал | 179500 |
II квартал | 196002 |
III квартал | 205780 |
IV квартал | 212354 |
Итого | 793636 |
Для того чтобы составить реалистичный прогноз продаж на каждый квартал 2011 г., необходимо рассмотреть поквартальную динамику объема продаж и рассчитать сезонную вариацию.
Таблица 10 – Расчет средней квартальной вариации, тыс. руб.
Год | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал |
2008 | 87,19 | 127,2 | ||
2009 | 88,93 | 93,16 | 89,3 | 127,45 |
2010 | 92,02 | 92,28 | ||
Нескорректированная средняя | 90,475 | 92,72 | 88,245 | 127,325 |
Всего | 398,765 |
Нескорректированные данные в таблице 10 содержат как сезонную, так и остаточную вариацию. Для удаления элемента остаточной вариации необходимо скорректировать средние. В долгосрочном плане величина превышения объема продаж над трендом в удачные кварталы должна уравниваться с величиной, на которую объем продаж ниже тренда в неудачные кварталы, чтобы сезонные компоненты в сумме составляли примерно 400 %. В данном случае сумма нескорректированных средних равна 398,765. Таким образом, необходимо умножить каждое среднее значение на корректирующий коэффициент, чтобы сумма средних составила 400.
Корректирующий коэффициент рассчитывается следующим образом: корректирующий коэффициент = 400 / 398,765 = 1,0031. (16)
Расчет сезонной вариации представлен в таблице 11.
Таблица 11 - Расчет сезонной вариации
2011 г. | Значение сезонной вариации |
I квартал | 1,0031×90,475=90,75 |
II квартал | 1,0031×92,72=93,01 |
III квартал | 1,0031×88,245=88,52 |
IV квартал | 1,0031×127,325=127,72 |
Итого | 400 |
На основании данных таблицы 10 можно предположить, что в I квартале 2011 года объем продаж в среднем будет составлять 90,75 % значения тренда, во II квартале – 93,01 %, в III – 88,52 %, в IV - 127,72 % значения тренда.
Можно составить прогноз продаж по кварталам на 2011 г. Для этого полученные значения тренда по кварталам надо умножить на значение соответствующей сезонной вариации. Расчет данных приведен в таблице 12.
Таблица 12 – Прогнозируемый объем продаж продукции ОАО БКФ «Зея» по
кварталам на 2011 г.
2011 г. | Объем продаж, тыс. руб. |
I квартал | 179500×90,75=162896 |
II квартал | 196002×93,01=182280 |
III квартал | 205780×88,52=181086 |
IV квартал | 212354×127,72=269689 |
Итого | 795951 |
Из полученного прогноза видно, что реализация ОАО «Благовещенской
кондитерской фабрики «Зея» в 2011 г. в первом квартале может составить 162896 тыс. руб., во втором – 182280 тыс. руб., в третьем – 181086 тыс. руб., а в четвертом – 269689 тыс. руб. Общий прогнозируемый объем реализации продукции может составить 795951 тыс. руб.
Для наглядности представим фактический и прогнозируемый объем продаж продукции ОАО «Зея» за 2008-2011 гг. на рисунке.
Рисунок 3 - Фактический и прогнозируемый объем продаж продукции
Если учесть, что происходит постоянное увеличение реализации продукции предприятия за 2008-2010 гг., прогноз на 2011 год можно принять во внимание.
Далее сделаем прогноз в разрезе одной товарной группы – вафли. Выявим, как среднедушевой доход и численность населения Амурской области влияют на изменения объемов реализации вафель ОАО БКФ «Зея».
Для этого составим таблицу 12 с показателями для расчёта.
Таблица 12 – Показатели объема реализации вафель, среднедушевого дохода и
численности населения Амурской области
Год | Объем реализации, тыс. руб. | Среднедушевой доход населения Амурской обл., тыс. руб. | Численность населения Амурской обл., тыс. чел. |
2006 | 43952 | 10,870 | 862,2 |
2007 | 48014 | 11,990 | 854,7 |
2008 | 56308 | 12,560 | 847 |
2009 | 78171 | 13,460 | 836 |
2010 | 94533 | 14,350 | 828 |
Пусть среднедушевой доход населения Амурской области – это факторный признак х1, а численность населения Амурской области – это факторный признак х2. Тогда объем реализации вафель – результативный признак у. На основе вышеприведенной таблицы 12 рассчитаем вспомогательные показатели для дальнейших вычислений. Результаты представим в таблице 13.
Таблица 13 – Вспомогательные показатели для расчёта
Вспомогательный показатель | Значение показателя | Вспомогательный показатель | Значение показателя |
4121075059 | 833880,958 | ||
4490981339 | 811817,5576 | ||
159,921 | 54062301,58 | ||
161,353 | 54290218,92 | ||
715208,49 | 10680,2986 | ||
715355,74 | 10694,7222 |
Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию кондитерской фабрике