Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:41, курсовая работа
Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, жилье и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен. Спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платежеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления.
В
соответствии с программой развития
планируется увеличивать
Основным фактором, который может негативно повлиять на сегмент рынка продаж в перспективе, рост конкуренции со стороны кондитерских предприятий как в Амурской области, так и тех, которые расположены расположенных в центральной части России, Урала, Сибири, выпускающих аналогичную продукцию по ценам ниже оптовых цен Общества. Однако высокое качество продукции обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции, что доказывают многочисленные награды.
2.2 Анализ спроса на продукцию кондитерской фабрики
Анализ спроса на продукцию и услуги предприятия является одним из важнейших направлений экономического анализа в маркетинговой системе.
Рассмотрим объем производства продукции компании ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» за 2008-2010 года. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика производства продукции ОАО «Благовещенская конди-
терская фабрика «Зея» за 2008-2010 гг.
Товарная группа | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Темп роста 2010/2008, % | |||
Объем производства, т. | Удел. вес, % | Объем производства, т. | Удел. вес, % | Объем производства, т. | Удел. вес, % | ||
Конфеты | 2174,4 | 26,9 | 2452 | 27,2 | 2709 | 27,7 | 124,6 |
Ирис | 188,2 | 2,3 | 201,6 | 2,2 | 128 | 1,3 | 68 |
Вафли | 1086 | 13,4 | 1303 | 14,4 | 1420 | 14,5 | 130,7 |
Драже | 157 | 1,9 | 146,6 | 1,6 | 203 | 2,1 | 129,3 |
Зефир | 63,4 | 0,78 | 80,8 | 0,9 | 111 | 1,1 | 175,1 |
Мармелад | 748 | 9,2 | 729 | 8,1 | 708 | 7,2 | 94,7 |
Печенье | 3672 | 45,5 | 3953 | 44 | 4358 | 44,8 | 118,7 |
Новогодние подарки | 0 | 0 | 147 | 1,6 | 131 | 1,3 | - |
Итого | 8089 | 100 | 9013 | 100 | 9769 | 100 | 120,77 |
Из вышеприведенной таблицы можно сделать ряд выводов.
Удельный вес конфет в общем весе номенклатуры за период с 2008-2010 гг. составляет примерно треть, а именно 26,9 %, 27,2 % и 27,7 % соответственно. Наибольший объем производства данной товарной группы наблюдался в 2010 году, увеличившись при этом на 24,6 % по сравнению с 2008 г.
Ирис занимает небольшой удельный вес в общем весе, и на протяжении данного периода наблюдается его увеличение с 2,3 % до 1,3 %. Наибольший объем производства ириса наблюдался в 2009 г. и составил 201,6 т., а наименьший - в 2010 г. и был равен 128 т. Производство данной товарной группы сократилось на 32 % в 2010 г. по отношению к 2008 г.
Наблюдался постепенный рост удельного веса товарной группы «вафли» в общем весе на протяжении 2008-2010 гг. с 13,4 % до 14,5 % соответственно. Объем производства увеличился на 30,7 %.
Удельный вес товарной группы «драже» в общем весе на протяжении рассматриваемого периода меняется незначительно и составляет около 2 %. %. Наибольший объем производства драже наблюдался в 2010 г. и составил 203 т., а наименьший - в 2009 г. и был равен 146,6 т., увеличилось при этом на 29,3 % в 2010 г. по отношению к 2008 г.
Производство зефира увеличилось в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 75,1 %, данная товарная группа имеет небольшой удельный вес равный около 1 %.
Снизился выпуск мармелада в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 5,3 %, а также сократился удельный вес в общем весе с 9,2 % до 7,2 %.
Удельный вес печенья за период с 2008-2010 гг. составляет практически половину общего веса, а именно 45,5 %, 44 % и 44,8 % соответственно. Объем производства увеличился на 18,7 %.
Выпуск новогодних подарков снизился в 2010 г. по отношению к 2009 г. с 147 т. до 131 т. или на 11 %, а также уменьшился удельный вес в общем весе с 1,6 % в 2009 г. до 1,3 % в 2010 г.
Наблюдается положительная динамика производства общего выпуска продукции с 8089 т. до 9769 т., прирост производства составил 20,8 %.
Проанализируем динамику реализации продукции от основной деятельности кондитерской фабрики «Зея» за 2008-2010 года. Данные приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Динамика и структура реализации продукции ОАО БКФ «Зея»
Товарная группа | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Темп роста 2010/2008, % | |||
Выручка от реализации, тыс. руб. | Удел. вес, % | Выручка от реализации, тыс. руб. | Удел. вес, % | Выручка от реализации, тыс. руб. | Удел. вес, % | ||
Конфеты | 178330 | 43 | 214204 | 39,6 | 263746 | 40 | 147,9 |
Ирис | 10886 | 2,6 | 13069 | 2,4 | 16539 | 2,5 | 151,93 |
Вафли | 56308 | 13,6 | 78171 | 14,5 | 94533 | 14,4 | 167,9 |
Драже | 7430 | 1,8 | 6564 | 1,2 | 6698 | 1,1 | 90,15 |
Зефир | 4278 | 1 | 5983 | 1,1 | 7256 | 1,1 | 169,6 |
Мармелад | 33077 | 8 | 37630 | 7 | 43432 | 6,6 | 131,3 |
Печенье | 122663 | 30 | 160492 | 29,7 | 198673 | 30,2 | 161,97 |
Новогодние подарки | 0 | 0 | 24243 | 4,5 | 27813 | 4,2 | - |
Итого | 412972 | 100 | 540356 | 100 | 658690 | 100 | 159,5 |
На основании данной таблицы можно сделать вывод о том, что что резких структурных сдвигов не наблюдается. Во всех периодах выручка от реализации конфет занимает наибольший удельный вес в суммарной выручке, в 2008 г. она составила 43 %, в 2009 г. – 39,6 % и в 2010 г. – 40 %. Это объясняется высоким спросом на этот вид продукции, широким ассортиментом и наибольшей частотой приобретения. Удельный вес продаж ириса в общем весе на протяжении анализируемого периода 2008-2010 гг. составляет 2,5 %. Удельный вес выручки от реализации товарной группы «вафли» увеличился с 13,6 % до 14,35 %. Удельный вес продаж драже в общем объеме реализации сократился с 1,8 % до 1,1 %. Наименьший удельный вес занимает выручка от реализации зефира, на протяжении рассматриваемого периода она занимала около 1 % от суммарной выручки. Удельный вес реализации мармелада снизился с 8 % до 6,6 %. Изменения удельного веса печенья и новогодних подарков за анализируемый период времени не наблюдается, удельный вес выручки от реализации печенья за рассматриваемый период составляет около 30 %, а удельный вес продаж новогодних подарков – 4,5 %.
Анализируя динамику выручки от реализации товарной продукции, также на основании таблицы 4, можно сделать вывод о том, что в 2010 г. по сравнению с 2008 г. выручка от реализации всех товарных групп, кроме драже, увеличилась. Выручка от реализации конфет увеличились на 47,9 %, от реализации ириса – на 51,93 %, от продажи вафель – на 67,9 7 %, от продажи зефира – на 69,6 %, от реализации мармелада – на 31,3 %, от продажи печенья – на 61,97 %. Выручка от реализации новогодних подарков увеличились с 24243 до 27813 тыс.руб. в 2009 г. и 2010 г. соответственно или на 14 %. Выручка же от реализации драже снизилась на 9,85 %, что обусловлено низким спросом потребителей на эту группу товаров. В целом, выручка от реализации всех видов продукции за период 2008-2010 гг. возросла на 59,5 %.
В целом можно отметить, что ассортимент ОАО БКФ «Зея» достаточно широкий, выручка от реализации продукции с каждым годом увеличивается, что является положительной тенденцией для предприятия. Имеется довольно стабильный спрос на кондитерскую продукцию ОАО «Зея».
Рассмотрим динамику реализации продукции поквартально, для изучения сезонных колебаний. В таблице 5 представлены квартальные объемы продаж за период 2008-2010 гг.
Таблица 5 – Динамика реализации продукции ОАО БКФ «Зея»
в тысячах рублей
Год | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал |
2008 | 87669 | 91599 | 92008 | 141696 |
2009 | 105912 | 120312 | 124917 | 189215 |
2010 | 144330 | 150475 | 161817 | 202068 |
Для данных, приведенных в таблице 5, отметим два основных момента:
- объем продаж в соответствующих кварталах каждого года стабильно растет год от года;
- в первые три квартала каждого года продажи медленно растут, но остаются на относительно низком уровне по сравнению с четвертым кварталом, на который приходится максимальный объем продаж за год значения. Такая динамика повторяется из года в год. Данный тип отклонений всегда носит название сезонных объемов продаж.
Для выявления сезонных колебаний существует статистический метод, называемый «индекс сезонности».
Индекс сезонности находят по формуле:
где - средняя величина из фактических одноименных уровней;
- общий средний уровень.
Используя данные таблицы 5, составим вспомогательную таблицу для расчета индекса сезонности.
Таблица 6 – Расчет индекса сезонности за 2008-2010 гг.
Квартал | ||
I | 112637 | 83,85 |
II | 120795,3 | 89,92 |
III | 126247,3 | 93,98 |
IV | 177659,7 | 132,25 |
Итого | 537339,3 | 400 |
=537339,3/4=134334,825
Представим наглядно на рисунке 1.
Рисунок 1 – График индексов сезонности
По сезонам (кварталам) уровень продаж в первом квартале – низкий, во втором и третьем – высокий, а зимой, т.е. в четвертом квартале достигает максимума, это обусловлено выпуском новогодних подарков.
Поскольку самым значимым фактором, влияющим на спрос, является цена, наибольший интерес представляет именно эластичность спроса по цене. Рассчитаем показатель эластичности спроса по цене по формуле 1.
Для определения эластичности рассчитаем % изменения объема продаж, % изменения уровня цен и коэффициент эластичности по цене по группам товаров в 2010 г. Полученные результаты представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Эластичность спроса по цене
Группа товаров | |||
Конфеты | 9,034 | 9,959 | 1,103 |
Ирис | 4,833 | - 44,66 | - 9,24 |
Вафли | 5,278 | 13,443 | 2,547 |
Драже | 3,452 | 30,265 | 8,767 |
Зефир | 12,785 | 31,5 | 2,464 |
Мармелад | 11,393 | - 2,923 | -0,257 |
Печенье | 9,163 | 9,769 | 1,066 |
Новогодние подарки | 21,231 | - 11,511 | - 0,542 |
Из таблицы 7 можно сделать вывод, что за исследуемый период все товарные группы кроме мармелада и новогодних подарков имеют эластичность больше единицы. Это говорит о том, что изменение цены будет влиять на изменение объема продаж. Наибольшую эластичность имеют такие товары как ирис – 9,24, драже – 8,767, вафли – 2,547, зефир – 2,464; единичная эластичность у конфет – 1,103 и печенья – 1,066. Практически неэластичный спрос на мармелад с эластичностью – 0,257 и новогодние подарки – 0,542. Низкая эластичность спроса по цене на последнюю группу обуславливается тем, что практически отсутствуют субституты, на остальные же существует огромный выбор товаров заменителей.
Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию кондитерской фабрике