Прогнозирование спроса на продукцию кондитерской фабрике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, жилье и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен. Спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платежеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач. Маркетинг1.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

       СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

        

      1.1 Сущность и виды спроса на продукцию

     Спрос – это специфическая форма выражения потребностей в условиях товаро-денежных отношений.

     Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями людей в пище, жилье и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен. Спрос на рынке потребительских товаров и услуг характеризует платежеспособные потребности населения в товарах и услугах личного потребления.

     В системе рыночных отношений категория  спроса может выступать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рассмотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).

     По  первому признаку классификации  микроспрос – это спрос на отдельные разновидности товаров.

     По  второму признаку микроспрос будет характеризовать спрос потребителей на товары и услуги, формирующийся на уровне отдельного предприятия. Т.е. микроспрос можно рассматривать как локальный спрос на конкретные товары и услуги широкого ассортимента, предъявляемый определенными группами потребителей данного предприятия.1

     Выделяют  следующие основные виды спроса.

     1 Исходя из возможностей потребителей.

     Платежеспособный  спрос – спрос, подкрепленный  финансовой возможностью приобрести данный продукт или услугу.

     Отложенный  спрос – спрос, который в силу отложенных обстоятельств (финансовый или другой фактор) не сразу проявляется на рынке.

     Виртуальный спрос. Схож с отложенным спросом  в том отношении, что при желании  приобрести продукт потребители не имеют такой возиожности, т.к. клиент вообще никогда не сможет стать обладателем данного продукта.

     2 По стабильности.

     Массовый (стабильный) спрос – устойчивый спрос на отдельные виды продуктов  либо услуг.

     Периодический спрос (тенденции) – периодически повторяющийся спрос. Относится к продуктам длительного пользования и сезонным товарам.

     Нестабильный  спрос – характеризующийся непредсказуемым  характером, связан с модой.

     3 По психофизиологической реакции  покупателей.

     Фиксированный спрос – характерен для рынка  продуктов первой необходимости (спрос на хлеб, молоко).

     Альтернативный  спрос (спрос по выбору). Потребитель выбирает между несколькими товарами или группами товаров, способных удовлетворить его спрос.

     Импульсивный  спрос (неожиданный спрос). Т.е. когда  человек приобритает товар, который предварительно не планировал покупать или последовал совету другого человека.

     4 По неудовлетворенности потребностей  клиентов.

     Реализованный спрос – спрос, который, будучи предъявлен покупателем, удовлетворяется существующим рынком предложения.

     Неудовлетворенный спрос – тот, который не может быть удовлетворен рынком предложения (ассортимент в СССР).

     Формирующийся спрос – спрос на новые виды продуктов, услуг. Он только формируется  в сознании потребителей, не выделившись  в четко выраженное желание.

     5 Исходя из интенсивности и  объема потребления.

     Детерминированный (достоверно известный) спрос, может быть статическим (интенсивность и объем потребления остаются неизменными во времени,в реальных условиях встречается крайне редко) и динамическим (спрос известен достоверно, но изменяется с течением времени).

     Так как спрос является достаточно подвижной  категорией, в реальной жизни отдельные  его разновидности в чистом виде выделить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, тем самым отдельно и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность каждого торгового предприятия.2

     1.2 Факторы, оказывающие влияние на спрос

     Факторы, влияющие на изменение спроса, разнообразны, а воздействие каждого из них  многогранно и требует специального анализа. Перечислим самые общие из факторов.

     Численность и структура населения являются базисными факторами спроса: именно они определяют объем рынка. Например рост числа потребителей приводит к расширению рыночного спроса, а сокращение к сужению. Старение населения будет сопровождаться уменьшением спроса на блага, предназначенные для активного отдыха, зато при этом увеличится спрос на медикаменты и услуги здравоохранения.

     Предпочтения  потребителей – другой основополагающий фактор, определяющий потенциальные границы спроса. Часто именно перемены в предпочтениях становятся причиной серьезных изменений спроса. Трансформация потребительских предпочтений может быть вызвана как изменениями вкуса самих клиентов, так и внешними воздействиями.

     Уровень доходов потребителей оказывает самое активное влияние на готовность покупать блага при одном и том же уровне цены. Рост доходов расширяет бюджетные возможности клиентов, следовательно, увеличивается и спрос.

     Потребительские ожидания также оказывают влияние на спрос. Это воздействие проявляется в виде склонности к накоплению запасов. Если потребители ожидают роста собственных доходов, то они скорее решат увеличить текущие расходы, что приведет к расширению спроса.

     Цены  взаимосвязанных  благ. Когда товары дополняют друг друга при потреблении, то изменение спроса на один продукт вызывает изменение спроса на другой. Характер связи для взаимодополняющих продуктов она является прямой, а для взаимозаменяемых – обратной.

     Цена  данного товара или  услуги – наиболее значимый фактор, влияющий на уровень спроса. Для потребителя, принимающего решение в условиях ограниченности располагаемого бюджета, снижение цены блага означает рост собственного реального дохода, а значит, и расширение возможностей для приобретения товара в большом количестве. 3

     Способность спроса трансформироваться под влиянием определяющих его факторов называется эластичностью спроса. Для измерения степени воздействия какого-либо фактора на спрос используется коэффициент эластичности спроса – процентное изменение одной величины (зависимой переменной) при увеличении на 1 % другой (независимой): 

                                                                            (1) 
где   - изменение спроса;

      - изменение факторного признака;

      - базовый показатель спроса;

      - базовое значение факторного  признака.

     Поскольку самым значимым фактором, влияющим на спрос, является цена, наибольший интерес представляет именно эластичность спроса по цене. Под эластичностью спроса по цене понимают отношение процентного изменения спроса к процентному изменению цены.

     При > |1| спрос считается эластичным, и следовательно, при изменении цены можно рассчитывать на значительное изменение объема продаж. При < |1| спрос считается неэластичным, и следовательно, при изменении цены трудно рассчитывать на значительное изменение объема продаж. При = |1| спрос имеет единичную эластичность.4

     1.3 Методы прогнозирования спроса

     Прогнозирование спроса – исследование будущего (возможного) спроса на товары и услуги в целях лучшего обоснования соответствующих производственных планов.

     Рассматривая  систему прогнозирования, как важный элемент в развитии любого предприятия, можно определить следующие основные задачи прогнозирования: установление альтернативных целей развития; изыскание оптимальных путей и средств их достижения; определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, возможных сроков решения задач; выявление ограничений, которые оказывают влияние на процесс развития.

     Особое  значение в прогнозировании имеет  задача выявления ограниче-

ний, оказывающих влияние на процесс развития. В этом отношении разрабаты-

ваются  специальные прогнозы, которые определяют разумные пределы применения того или иного средства развития.5

     Одной из важных составляющих элементов прогностической науки является определение типологии (разновидностей) прогнозов.

     Классифицировать  прогнозы можно по следующим признакам.

     По  охвату прогнозирования объекта исследования прогнозы бывают общими (прогноз общего развития национальной экономики в целом) и частными (прогноз для отдельной отрасли, ее инфраструктуры, отдельных показателей).

     По  масштабу прогнозирования прогнозы бывают международными,

национальными, межотраслевыми, отраслевыми, подотраслевыми, для самостоятельно хозяйствующих субъектов.

       По назначению прогнозы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, военные, демографические, политические.

     По  величине периода  упреждения прогнозы подразделяются на оперативные (до 1 года), краткосрочные (1-3 года), среднесрочные (3-10 лет), долгосрочные (10-20 лет).

     По  степени определенности используемых параметров прогнозы бывают детерминированными (однозначно определяемые параметры) и вероятностными (нечетко представляемые параметры).

     По  форме предоставления результата прогнозы делятся на количественные и качественные. Первые базируются на численных, математических процедурах, а вторые — на использовании имеющегося опыта, знаний и интуиции исследователя.6

     Разновидности прогнозов отличаются друг от друга, как по своему содержанию, так и по характеру выставляемых оценок для исследуемых явлений, процессов. Например, оперативные прогнозы исходят из того, что в прогнозируемом периоде не только количественные, но и качественные параметры исследуемого объекта существенно не изменятся. Краткосрочные прогнозы допускают только количественные изменения. Средне- и долгосрочные прогнозы предполагают как количественные, так и качественные изменения в рассматриваемом объекте.7

     В зависимости от направлений прогнозирования  прогнозы подразделяются на два вида. В зависимости от того, какая задача решается в первую очередь, различают два вида прогнозирования: исследовательское (или поисковое) и нормативное. Формирование прогноза объективно существующих тенденций развития на основе анализа исторических тенденций называется исследовательским или поисковым прогнозированием. Этот вид прогнозирования основан на использовании принципа инерционности развития, при котором ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от настоящего - к будущему». Прогнозирование тенденций развития объекта прогноза, которые должны обеспечивать достижение в установленный момент будущего определенных социально-политических, экономических целей, называется нормативным. В этом случае ориентация прогноза во времени происходит по схеме «от будущего - к настоящему».8

     Существует  множество методов  прогнозирования  спроса (продаж).

Информация о работе Прогнозирование спроса на продукцию кондитерской фабрике