Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического
планирования;

Содержание

Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

региональное стратегическое планирование.doc

— 189.50 Кб (Скачать)
y">     Таким образом, стратегическое управление, определяющее существование социально-экономических  систем в перспективе во взаимосвязи  с динамикой окружающей среды, свойственно  любой экономической системе, однако его целевая направленность, содержание, прогнозные и временные интервалы могут существенно разниться. Кроме того, стратегическое управление, в отличие от других типов управленческой деятельности в системе управления, обязательно учитывает связи социально организованных систем с окружающей средой и критериальную оценку стратегических управленческих решений.

     В современных условиях региональное стратегическое управление проводится в рамках нового управленческого  подхода, в котором государство  и регионы рассматриваются не как субподчиненные системы власти, а как системы с распределенными центрами управления, которые ориентируются на собственные интересы и цели. Принципиальная новизна данного подхода делает его трудным для внедрения в практику управления, особенно в регионах с сильными традициями директивно-иерархического управления. Технологии стратегического планирования в регионе относятся к новому поколению социально-гуманитарных технологий управления социальными, экономическими и культурными изменениями. Современный опыт регионального стратегического планирования в европейских странах, США, Канаде и ряде развивающихся стран показывает высокий уровень эффективности такого планирования.

     В условиях глобализации социально-экономических  процессов региональное стратегическое управление необходимо совершенствовать по следующим приоритетным направлениям.

     1. Отход от иерархических и многоступенчатых  структур управления и акцентирование  внимания на моделях "матричного" и "сетевого" типов, что позволяет  перейти от чисто технократического  подхода к решению социально-экономических проблем.

     2. Уменьшение количества властных  институтов и подразделений, действующих  на постоянной и жестко регламентированной  основе. Развитие временных проектных  организаций и творческих коллективов,  действующих с единой целью  и поставленными задачами.

     3. Развитие форм перекрестного  финансирования и объединение  проектов и программ, что позволяет  согласовывать прибыльные и убыточные  проекты, снижать расходы.

     4. Внедрение таких методов управления, как делегирование полномочий, разделение  рисков между отдельными подразделениями организации, стимулирование и поощрение способностей и возможностей работников.

     5. Учет и разграничение интересов  всех заинтересованных сторон  и участников конкретного проекта  с помощью коллективного принятия  решений, повышение объективности таких решений с использованием экспертных методов и метода обратной связи при их реализации.

     Современной теорией и практикой выработан  ряд общих положений методологии  стратегического управления региональной системой, которые позволили сформулировать понятие, сущность и принципы регионального стратегического управления.

     Региональная  стратегия — это управление политическим, социальным и перспективным экономическим  развитием региона, осуществляемым органами его законодательной и  исполнительной власти. Региональная стратегия отличается, во-первых, от территориальной стратегии, реализующей политику государства и межгосударственных структур в отношении крупных экономико-географических районов, не имеющих собственного юридического статуса, и, во-вторых, от районной и муниципальной стратегий.

     Региональное  стратегическое управление предполагает экономические, политические, социальные отношения исполнительной власти региона  с центральными органами государственной  власти; с местными представительствами центральных органов; с органами власти других государств; с органами местного самоуправления; с юридическими лицами разного организационно-правового статуса и их ассоциаций; с населением, политическими партиями и общественными движениями.

     Региональное стратегическое управление, на мой взгляд, направлено на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включает диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Оно рассматривается как динамичная совокупность взаимозависимых управленческих процессов, а именно:

— анализа  внешней и внутренней среды региона;

— установления системной функции (миссии) региона  и целей стратегии развития;

— выбора стратегии функционирования и развития;

— реализации стратегии развития региона;

— оценки и контроля за реализацией стратегии  развития.

     Конечная  цель реализации стратегии управления - определение возможностей развития региона в условиях изменения  свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона, формирование новых рыночных отношений, выявление, с помощью каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности и потенциал могут быть реализованы.

     С позиций системного подхода региональное стратегическое управление как целенаправленная деятельность местных органов государственной власти включает следующие виды стратегий:

— политическую, ориентированную на укрепление регионализма, согласование и взаимодействие всех уровней власти (региональной, муниципальной), предупреждение и решение этнических, конфессионных, классовых и других социальных конфликтов;

— социально-экономическую, направленную на увеличение валового регионального продукта, устойчивое развитие экономического потенциала региона, обеспечение его безопасности и сбалансированности рынка труда, сглаживание отличий в уровнях и качестве жизни между разными регионами и группами населения, создание условий для эффективного труда и развития личности во всех социальных группах;

- демографическую, связанную с рационализацией естественного прироста населения и его миграцией как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровнях;

— научно-техническую  и образовательную, направленную на формирование и развитие региональных центров создания и широкого внедрения критически важных технологий;

— экологическую, цель которой — рациональное использование  природных ресурсов при уменьшении выбросов в окружающую среду, безопасной утилизации отходов, сохранении естественного  кругооборота веществ и регенерационных механизмов природы;

— земельную, направленную на рациональное использование  ограниченного земельного фонда  на основе оптимального размещения производств, коммуникаций, мест расселения;

— конкурентную, направленную на развитие конкурентных преимуществ региона, которые обеспечат дополнительный приток на данную территорию высококвалифицированных работников и капиталов, которые будут способствовать ее развитию.

     Система стратегического управления функционированием  и развитием региональной социально-экономической системы должна отвечать специфике региона, учитывать его особенности и функциональную склонность при определении общей модели развития, приоритетных направлений, целей и задач развития.

     Сущность  и содержание регионального стратегического  управления наиболее полно раскрываются через совокупность основных понятий стратегического управления.

     1. Разделы стратегического управления  включают главные теоретические  составляющие: основы стратегического  управления, стратегическое планирование, управление и контроль за реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще нельзя полностью признать в теории управления.

     2. Методология исследования — совокупность  общих и специальных методов  исследования, применяемых в стратегическом управлении: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др.

     3. Этапы стратегического управления  — сложные элементы процессов  исследования, разработки и реализации  стратегии, которые включают диагностический  анализ, формирование разделов стратегического плана по подсистемам и управление изменениями в регионе.

     4. Подсистемы региона — наиболее  важные структурные элементы, взаимодействующие  между собой.

     5. Стадии жизненного цикла региона  отражают основные этапы развития  организации: зарождение, рост, зрелость и трансформацию. Их выделение нельзя путать со стадиями жизненного цикла продукции и услуг.

     6. Стратегии регионального развития  — виды обобщающих моделей  регионального развития.

     7. Стратегии развития региона представлены  в трех вариантах — пессимистический, реалистический и оптимистический.

     Особенность предложенной системы регионального  стратегического управления состоит  во внедрении элементов конвергенции в системе "государство — регион", которые используются при описании интегрирующих процессов. В основе регионального интеграционного развития лежат общие тенденции и императивы научно-технического и социально-экономического прогресса. Они обусловливают сближение, то есть конвергенцию, региональных экономик, их особенностей

     Большое значение в стратегическом управлении имеют пять составляющих:

— выявление  проблем управления;

— формулирование целей управления;

— выбор  базовых стратегий;

— реализация стратегий;

— управление изменениями.

     1. Выявление проблемы управления  позволяет установить долгосрочные направления развития и цель региона занять определенные позиции на национальном рынке.

     2. Формулирование целей управления  состоит в определении направлений  развития региона. Идеален тот  случай, когда поставленные руководством  задачи включают достижение долгосрочных целей. Такие цели показывают руководству что необходимо делать, чтобы регион занял такое положение, которое позволило бы ему хорошо работать в течение длительного времени. Краткосрочные цели связаны с результатами, которые руководство хочет получить в ближайшее время.

     3. Выбор базовых стратегий предусматривает  решение главной управленческой  проблемы: как достичь необходимых  результатов с учетом состояния  региона и его перспектив. Стратегия  — это образ действий, которые  должны выполнять руководители для достижения генеральных целей. Разработка стратегии начинается с анализа внутреннего и внешнего состояния региона. Неправильные результаты анализа или их отсутствие значительно повышают риск того, что начнутся непродуманные действия, которые будут иметь долговременные последствия.

     4. Реализация стратегии состоит  в том, чтобы запустить ее  и получить необходимые результаты  в запланированное время. Реализация  стратегии — это в основном  практическая административная  задача, включающая в себя следующие аспекты:

— совершенствование  структуры управления регионом, способным  успешно использовать стратегию;

— разработку финансового плана, направляющего  ресурсы в самые важные для  стратегического успеха отрасли;

— проведение поддерживающей стратегической политики и введение практики постоянного совершенствования;

— создание соответствующей мотивации для  граждан региона, которая стимулировала  бы достижение поставленных целей;

— согласование системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;

— создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;

— формирование такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персоналу  отраслей экономики эффективно выполнять  свою стратегическую функцию;

— введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянного  улучшения ее реализации.

     5. Управление изменениями обусловлено  появлением новых обстоятельств  и необходимостью проведения  корректирующих действий. Могут понадобиться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса отраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может трансформироваться в результате корректирования долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования