Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 04:36, реферат
Термин «стратегическое планирование» пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В плановой практике тех лет в нашей стране использовался термин «долгосрочное перспективное планирование». Между этими двумя понятиями существовало принципиальное различие.
В настоящее время чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.
Введение 3
01-4 Методология стратегического планирования 4
02-6 Стратегическое планирование как элемент стратегии и управления 10
03-10 Специальные планы (проекты) в системе стратегического
планирования 11
04-2 Миссия организации в стратегическом планировании 13
05-9 Основные фазы внедрения процесса стратегического планирования
в организации 17
Список литературы 18
Содержание
Введение |
01-4 Методология стратегического планирования |
02-6 Стратегическое планирование как элемент стратегии и управления 10 |
03-10 Специальные планы (проекты) в системе стратегического планирования |
04-2 Миссия организации в стратегическом
планировании |
05-9 Основные фазы внедрения процесса стратегического планирования в организации |
Список литературы |
Введение
Термин «стратегическое планирование» пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В плановой практике тех лет в нашей стране использовался термин «долгосрочное перспективное планирование». Между этими двумя понятиями существовало принципиальное различие.
В настоящее время чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.
Стратегическое планирование -- это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.
Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента:
распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);
адаптация к внешней среде (на примере компании «Форд Моторс»);
внутренняя координация;
осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).
01-4 Методология стратегического планирования
Понятие стратегического планирования появилось на Западе в конце 60-х годов ХХ столетия. По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали
все более расходиться с фактическими данными, при этом наиболее типичными явлениями была постановка оптимистических целей, с которыми не сходились реальные итоги развития общества. В СССР в это время разрабатывались различные прогнозы научно-технического развития (прогнозирование) по проблемам будущих общеэкономических условий, как основы для принятия долгосрочных решений, государством и отраслями промышленности на период 5, 10, 15 и 20 лет. Была предпринята попытка и разработана долгосрочная программа построения коммунизма в СССР к 1980 году. Для реализации этого процесса были задействованы десятки отраслевых научно-исследовательских институтов экономического профиля.
Для оценки будущих экономических условий развития общества применялись различные прогностические методы, отличающиеся друг от друга степенью объективности, сложностью и потребностью в текущей информации о развитии мировых экономических отношений:
− обследования - интервью или рассылка по почте анкет;
− экспериментальные методы - прогнозирование;
− методы экстраполяции - анализ временных рядов с использованием экономической информации за прошедшие периоды для прогнозирования будущих тенденций развития;
− барометрические прогнозы - предсказание будущих значений экономических переменных, исходя из текущих значений определенных статистических показателей, тесно связанных с экономическими переменными;
− метод «затраты-выпуск» - использование таблиц для отображения взаимосвязей между отраслями;
− эконометрические методы - прогнозирование будущих значений экономических переменных, путем исследования других переменных, связанных причинно-следственными зависимостями.
В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и отвергается предпосылка о возможности изучения будущего методом экстраполяции. В различном понимании менеджерами роли внешних факторов и заключается основное отличие долгосрочного экстраполярного планирования от стратегического. В основе стратегического планирования используется анализ внутренних возможностей предприятия и внешних конкурентных сил, а также поиск путей использования возможностей.
Цель стратегического планирования - в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение
конкурентов.
Стратегическое планирование осуществляется по особо важным направлениям деятельности, таким как:
сбыт, финансы, производство и закупки. При этом все частные стратегические планы взаимно увязываются между собой:
* разработка общих целей;
* определение конкретных, детализированных целей на заданный период времени (2, 5, 10 лет);
* определение путей и средств их достижения;
* контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Стратегическое планирование ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов, хотя стратегическое планирование любого предприятия базируется на неполных данных.
Качество стратегического планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня и компетенции менеджеров. Все планы составляются так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимно увязывались с имеющимися условиями функционирования предприятия. Поэтому стратегические планы должны иметь резервы, иначе именуемые «надбавками безопасности», хотя слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения.
В основу составления стратегического плана по конкретным направлениям функционирования предприятий берутся отдельные задачи, которые определяются как в денежном, так и в количественном отношении.
При этом процесс стратегического планирования начинается с расшивки «узких мест». В последнее время - это сбыт, финансы, рабочая сила.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечить базу для успешного управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить нововведения и изменения в организации промышленного производства. Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в процессе стратегического планирования:
* адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия и его окружения). Такая работа может совершенствовать производственную систему, взаимодействие с «властью» и обществом в целом;
* распределение ресурсов, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
* внутренняя координация (координация для отображения сильных и слабых сторон с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
* осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров, с помощью организации обучения на прошлых ошибках (желательно чужих) и способность учиться на положительном опыте прошлых лет.
Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство предприятия снижает риск неправильных решений из-за ошибочной или недостоверной информации о реальных возможностях предприятия или о факторах внешней среды. Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку предприятия к будущему, осуществляемую высшим руководством:
* выбор миссии;
* формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
* разработка обеспечивающих планов (политики предприятия, его стратегии, всевозможных процедур и правил и бюджетов разных временных периодов).
По мнению А.А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда, разработка стратегического видения и миссии компании, установление целей и выбор стратегии - главные задачи по выбору направления развития компании. Они планируют, в каком направлении движется организация, ее краткосрочные и долгосрочные цели. В крупных корпорациях, стратегический план обязательно доводится до всего персонала В некоторых компаниях стратегический план не распространяют среди персонала и он существует в виде согласованных мнений и обязательств менеджеров по вопросам, куда двигаться и что предпринимать. Организационные цели - часть стратегического плана, которые подробно расшифровываются и доводятся до всех работников. Но непредвиденные события и неожиданные возможности или угрозы, а также постоянный поток новых предложений заставляет менеджеров изменять спланированные действия и принимать внеплановые меры. Менеджеры в процессе реализации стратегических планов формулируют требования внешней среды, которые они способны полностью удовлетворить, а также ее параметры, которым они могут соответствовать.
Знать, на что способно предприятие, уметь материализовать эти способности, понять условия, при которых эти способности становятся востребованными окружающими и создать эти условия - залог успеха!
Выбор окончательного варианта стратегии предприятия предполагает оценку выработанных стратегических альтернатив для определения их пригодности и сравнение достигнутых результатов с поставленными целями.
Эффективная система оценки требует наличия мотивации, информации и ясных критериев оценки принятия стратегических решений.
Критериями оценки являются:
− последовательность реализации стратегии;
− согласованность требованиями внешней и внутренней среды;
− осуществимость стратегии;
− приемлемость;
− преимущества по отношению к конкурентам.
Задачи реализации стратегии состоят в том, чтобы соблюсти намеченные сроки ее исполнения. Реализация стратегии относится к сфере административных задач:
* создание организационных возможностей для успешного выполнения стратегии;
* управление бюджетом с целью выгодного размещения финансовых средств;
* определение политики предприятия;
* мотивация работающих с целью повышения их эффективности (видоизменение их обязанностей);
* увеличение размера вознаграждения при достижении конечного результата.
Цель руководства состоит в создании системы оценки соответствия между тем, как выполнена работа, и тем, что необходимо дополнительно предпринять.
Каждый менеджер обязан подумать над вопросом «Что необходимо сделать на моем участке работы и как ее выполнить наилучшим образом?»
Как только необходимые изменения и действия обозначены, менеджеры обязаны контролировать все аспекты выполнения стратегии. Подведя итог, делаем окончательное определение: осуществление стратегии - это
комплекс действий, способствующих повышению деловой активности в организационных и финансовых сферах, разработке политики предприятия, созданию корпоративной культуры и мотивации персонала, а также
руководству всем, что непосредственно направлено на достижение поставленных целей, т.е. результатов.
02-6 Стратегическое планирование как элемент стратегии и управления
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
- распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;