Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является анализ стратегического планирования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Изучить основные понятия, сущность, функции и структуру стратегического планирования;
Выявить слабые и сильные стороны стратегического планирования;
Рассмотреть этапы и методы анализа в стратегическом планировании;
Проанализировать маркетинговую деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
Изучить стратегическое планирование в России на примере пилотного проекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие стратегического планирования…………………………………………………...……………....6
1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия…………………………………………………....6
1.2 Сущность и функция стратегического планирования…………...10
1.3 Структура стратегического планирования……………………….15
1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования…..21
Глава 2. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии…………………………………………………………………...24
2.1 Стратегическое планирование как средство достижения целей
предприятия…………………………………………………….24
2.2 Этапы стратегического планирования на предприятии……..26
2.3 Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом
планировании: подходы и технологии……………………..…28
Глава 3. Стратегическое планирование в России………………………...…35
3.1 Роль, значение и принципы стратегического планирования в
России……………………………………………………………35
3.2 Пилотный проект создания единой системы стратегического
планирования на примере фирмы «ПРО-ИНЕСТ
КОНСАЛТИН»………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………43
Список используемой литературы…………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теории организации-2012.docx

— 117.03 Кб (Скачать)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

 

Факультет налогообложения  и менеджмента

Специальность: менеджмент организации

Кафедра экономической теории и предпринимательства

Дисциплина: теория организации

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Стратегическое планирование»

 

 

 

                                                                Выполнил:

                                                                              Студент 631 группы

Шулис Кристина Витас

 

                                                                    Проверил:

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011/12

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...…3

 

Глава 1. Понятие стратегического  планирования…………………………………………………...……………....6

    1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия…………………………………………………....6
    2. Сущность и функция стратегического планирования…………...10
    3. Структура стратегического планирования……………………….15
    4. Преимущества и недостатки стратегического планирования…..21

                                                                                                                           

Глава 2.  Теоретические основы стратегического планирования на предприятии…………………………………………………………………...24

    2.1 Стратегическое планирование как средство достижения целей

            предприятия…………………………………………………….24                                                                                           

    1. Этапы стратегического планирования на предприятии……..26
    2. Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом

 планировании: подходы и технологии……………………..…28

 

Глава 3. Стратегическое планирование в России………………………...…35

               3.1 Роль, значение и принципы стратегического планирования в

                     России……………………………………………………………35

               3.2 Пилотный проект создания единой  системы стратегического

                     планирования на примере фирмы  «ПРО-ИНЕСТ

                     КОНСАЛТИН»………………………………………………….40

 

Заключение……………………………………………………………………43

 

Список используемой литературы…………………………………………...45

Введение

 

В условиях рыночной экономики  благополучие и дальнейшее развитие предприятия зависит от умения правильно  оценивать состояние и перспективы  спроса на производимые или продаваемые  ими товары и услуги, максимально  допустимый уровень затрат на них, позволяющий  при сложившихся на рынке ценах  получить прибыль, дающую возможность  обеспечить развитие производства и  получение дохода всеми его участниками.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что чёткая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование1 является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.

Разработка стратегии  организации начинается с определения  основных ориентиров предпринимательской  деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого, устанавливается  форма реализации стратегии и  делается ее окончательный выбор.

Философия организации включает в себя следующие элементы: основной замысел, отражающий цели организации, ее стратегию и направленность деятельности; описание организации; философия заказчиков; внутриорганизационная политика; связи с партнерами; отношение с другими организациями. Опыт процветающих организаций, например IBM, свидетельствует, что основной замысел деятельности организации часто имеет большее значение, чем технология, финансовая база и организационная структура.

Предпринимательская философия  в сочетании с мотивационной  идеей определяет основные направления  развития организации. Послание, устанавливающее  границы деятельности, обычно публикуется  в печати. В нем указывается  область деятельности, отвечающая запросам потребителей, описываются рынки  сбыта продукции и технология ее изготовления.

Послание также может  содержать изложение способов финансирования организации, осуществления инноваций, перечень прав работников и акционеров и т.п.

Принципы и основополагающие моменты предпринимательской стратегии  являются неотъемлемой частью "паблик рилейшнс" (общественных связей) организации. Они отражают этику ее менеджмента, которой придается большое значение при установлении ее рейтинга.

Основной замысел и  предпринимательская философия  необходимы для установления стратегических целей владельцев организации, ее менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных  заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных  организаций должны учитывать влияние  общего и непосредственного окружения.

Целью написания работы является  анализ стратегического планирования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • Изучить основные понятия, сущность, функции и структуру стратегического планирования;
  • Выявить слабые и сильные стороны стратегического планирования;
  • Рассмотреть этапы и методы анализа в стратегическом планировании;
  • Проанализировать маркетинговую деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
  • Изучить стратегическое планирование в России на примере пилотного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие стратегического  планирования.

1.1 История возникновения  стратегического планирования,   основные понятия.

 

Понятие «стратегия» вошло  в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции  на неожиданные изменения во внешней  среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия  был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию  как «науку и искусство развертывания  войск для боя».

В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались  в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала  нужна и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия  есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности. Существует четыре различные группы.

1. Правила, используемые  при оценке результатов деятельности  фирмы в настоящем и в перспективе.  Качественную сторону критериев  оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание  — заданием.

2. Правила, по которым  складываются отношения фирмы  с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии  она будет разрабатывать, куда  и кому сбывать свои изделия,  каким образом добиваться превосходства  над конкурентами. Этот набор  правил называется продуктово-рыночной  стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым  устанавливаются отношения и  процедуры внутри организации.  Их нередко называют организационной  концепцией.

4. Правила, по которым  фирма ведет свою повседневную  деятельность, называемые основными  оперативными приемами.

Стратегии имеют несколько  отличительных черт.

1. Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений,  продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций  фирмы.

2. Сформулированная стратегия  должна быть использована для  разработки стратегических проектов  методом поиска. Роль стратегии  в поиске состоит в том, чтобы,  во-первых, помочь сосредоточить  внимание на определенных участках  и возможностях; во-вторых, отбросить  все остальные возможности как  несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в стратегии  отпадает, как только реальный  ход развития выведет организацию  на желательные события.

4. В ходе формулирования  стратегии нельзя предвидеть  все возможности, которые откроются  при составлении проекта конкретных  мероприятий. Поэтому приходится  пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией  о различных альтернативах.

5. Как только в процессе  поиска открываются конкретные  альтернативы, появляется и более  точная информация. Однако она  может поставить под сомнение  обоснованность первоначального  стратегического выбора. Поэтому  успешное использование стратегии  невозможно без обратной связи.

6. Поскольку для отбора  проектов применяются как стратегии,  так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но  это разные вещи. Ориентир представляет  собой цель, которой стремится  достичь фирма, а стратегия  — средство для достижения  цели. Ориентиры — это более  высокий уровень принятия решений.  Стратегия, оправданная при одном  наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

7. Наконец, стратегия и  ориентиры взаимозаменяемы как  в отдельные моменты, так и  на различных уровнях организации.  Некоторые параметры эффективности  (например, доля рынка) в один  момент будут служить фирме  ориентирами, а в другой —  станут ее стратегией. Далее, поскольку  ориентиры и стратегии вырабатываются  внутри организации, возникает  типичная иерархия: то, что на  верхних уровнях управления является  элементами стратегии, на нижних  превращается в ориентиры.

Короче говоря, стратегия  — понятие трудноуловимое и несколько  абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится  как по денежным расходам, так и  по затратам времени управляющих.

Термин «стратегическое  планирование»2 был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько  конструктивных определений, которые  были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и функция  стратегического планирования.

Информация о работе Стратегическое планирование