Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического
планирования;
Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
стратегическими действиями администрации региона (муниципального образования), с одной стороны, и приоритетными национальными проектами, с другой.
Современное положение дел и тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования) оцениваются в ходе диагностики, в процессе которой осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации регионом своих потенциальных возможностей.
Результаты анализа ситуации, тенденций, проблем и ограничивающих факторов представляются в формате SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Проведенный SWOT-анализ учитывает взаимное влияние отраслей экономики и социальной сферы, а также внешних условий развития региона (муниципального образования), обусловливающих необходимость повышения его вклада в реализацию целей федерального Правительства, в выполнение общероссийских функций. Осуществляется группировка ключевых проблем социально-экономического развития региона, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Стратегии.
Результаты итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем используются для формирования стратегического видения и определения миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования).
Стратегические направления развития региона (муниципального образования) детализируются в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей развития региона (муниципального образования) и реализацию целей федерального Правительства, а также (для муниципального образования) региональных органов государственной власти.
Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы управления реализацией Стратегии, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, направленное на достижение стратегической цели. Система управления реализацией Стратегии должна ориентироваться на инновационный характер управления развитием региона (муниципального образования), основанный на лучшем опыте и своевременном выявлении проблем в нормативно-правовом регулировании и организации управления социально-экономическим развитием.
Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона (муниципального образования). Главный принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.
Для эффективного управления реализацией Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.
Стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в первую очередь с регионами-соседями, а также международных связей. Речь идет, в частности, о взаимных поставках продуктов и услуг, кооперации в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, переработки сельхозпродукции, туризма, транспорта, строительства, сотрудничестве в сфере образования и подготовки специалистов, в оздоровительно-рекреационной и спортивной деятельности, реализации инвестиционных проектов, имеющих большое межрегиональное и международное значение, решении общих проблем социально-экономического развития и пр.
Структура стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:
анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;
формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации стратегии;
формирование
стратегического видения
детальное
описание системы реализации стратегии,
включая набор приоритетов и
систему стратегических действий по
реализации каждого стратегического направления,
план стратегических мероприятий, систему
управления реализацией стратегии, а также
экономико-математическую модель, позволяющую
оценить ожидаемые результаты реализации
стратегии.
2.2.
Стратегическое планирование
в США
В 2007 г. Национальная ассоциация губернаторов США (NGA) разработала и провела официальную презентацию стратегической инициативы ”Инновационная Америка”, нацеленной на усиление конкурентоспособности Соединенных Штатов в глобальной экономике на основе повышения способности регионов к инновациям. Образованная в 1908 г. Национальная ассоциация губернаторов является одной из наиболее влиятельных общественных политических организаций. NGA предоставляет губернаторам широкий спектр услуг: от представительства их интересов в Конгрессе США и в администрации президента до разработки и помощи в реализации инновационных проектов. Для реализации стратегической инициативы ”Инновационная Америка” NGA создала специальную комиссию, состоящую из губернаторов, представителей научного и делового сообществ. Комиссия разрабатывает инновационные образовательные и экономические стратегии, занимается распространением передового опыта с тем, чтобы каждый штат и страна в целом были наилучшим образом подготовлены к конкуренции на мировой экономической арене.
Задача стратегической инициативы ”Инновационная Америка” состоит в том, чтобы вооружить губернаторов штатов инструментами, необходимыми для содействия развитию предпринимательства, улучшения качества математического и научного образования, лучшей координации систем послешкольного образования, разработки региональных инновационных стратегий.
Главная цель Инициативы заключается в следующем: создание рабочих мест с высокой заработной платой и повышение жизненного уровня.
Инновационная инициатива нацелена на то, чтобы дать ответ следующим вызовам, стоящим перед современной Америкой.
- Подъем экономики азиатских
стран и других государств, ориентированных
на развитие технологий, представляющий
в долгосрочной перспективе
-
Потеря США лидерства в
-
Реализация активных стратегий
инновационного промышленного
-
Глобальная конкуренция,
-
Невозможность конкурировать с
высококвалифицированными
-
Нехватка квалифицированных
-
Отсутствие системы
-
Отставание по необоронным
-
Несоответствие структуры
Пока
США не реагируют на эти вызовы
так, как должны. По мнению экспертов
Всемирного экономического форума самой
конкурентоспособной страной
Поэтому Инициатива и нацелена на то, чтобы активизировать работу губернаторов штатов по созданию хороших рабочих мест, на переосмысление участия штатов в этом процессе и на оценку роли инноваций в данном процессе. Именно инновации позволят экономике США продолжить свой рост, а гражданам - повысить уровень жизни.
В США накоплен ценный опыт партнерства власти и гражданского общества в решении стратегических задач развития, который и предполагается использовать при реализации Инновационной инициативы.
Система стратегического планирования Ирландии находится в стадии становления. Значительная работа уже проделана при подготовке и внесении изменений в уже существующие стратегические документы в соответствии с новыми возникающими вызовами, другие инструменты еще находятся в разработке.
К основным современным механизмам стратегического планирования относятся следующие:
Политика
ирландского правительства
Соглашение о Концепции социального партнерства 2006-2015 годы. Навстречу 2016 году
Стратегическое планирование в Ирландии реализуется через механизм социального партнерства. Ирландские власти исходят из того, что социальное партнерство - важный механизм разработки и реализации стратегии, ориентированной на национальные приоритеты, такие как создание и поддержка условий для существенного роста занятости, финансовой стабильности и реструктуризации экономики в ответ на новые вызовы и возникающие возможности.
Соглашение «Навстречу 2016 году» содержит оптимальные рамки для ответа экономическим и социальным вызовам будущих периодов. Каждый предыдущий договор о социальном партнерстве был нацелен на достижение одной определенной цели и являлся инновационным по сути. В этом отношении в соглашении «Навстречу 2016 году» разработана новая концепция, нацеленная на ответ социальным вызовам, с которыми сталкивается каждый человек на протяжении жизни. Соглашение ориентировано на решение проблем детей, молодежи, людей в трудоспособном возрасте, пожилых людей и инвалидов.
Соглашение о социальном партнерстве подписано в Дублине 2 февраля 2006 года. Действующая на то время Стратегия Национального экономического и социального совета 2006: люди, производительность и цель.
В переговорах участвовали:
Социальные партнеры договорились о следующей формулировке видения будущего Ирландии:
динамично
развивающееся
Достижение цели, поставленной в соглашении «Навстречу 2016 году», а также видения будущего Ирландии будет осуществляться на основе решения следующих задач:
Установление взаимодействия между социальной политикой и экономическим процветанием
Развитие преуспевающей экономики, основанной на знаниях
Переориентация ирландской социальной политики
Интеграция экономики в рамках всей страны
Углубление потенциала, достижение более высокого уровня занятых в трудоспособном возрасте и более успешное управление диверсификацией, включая иммиграцию.
Общая цель Соглашения заключается в реализации видения Ирландии, достижение которого потребует длительного времени и формирования новой социальной политики, основанной на жизненном цикле граждан.
Принятие концепции жизненного цикла является основной инновационной характеристикой Соглашения. Подход жизненного цикла ставит человека в центр политики развития, определяя риски, с которыми он сталкивается, и поддерживая его возможности противостоять этим рискам на основных стадиях жизни: детство, трудоспособный возраст, пожилой возраст и люди с ограниченными возможностями.
Соглашение содержит перечень предложений по поддержке роли коммун и общественных организаций в работе по реализации мероприятий Соглашения на основе подхода «жизненного цикла»: обеспечение совершенствования финансирования этого сектора и привлечение благотворительных организаций и волонтеров.
Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования