Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического
планирования;

Содержание

Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

региональное стратегическое планирование.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     стратегическими действиями администрации региона (муниципального образования), с одной  стороны, и приоритетными национальными  проектами, с другой.

     Современное положение дел и тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования) оцениваются в ходе диагностики, в процессе которой осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации регионом своих потенциальных возможностей.

     Результаты  анализа ситуации, тенденций, проблем  и ограничивающих факторов представляются в формате SWOT-анализа (сильные и  слабые стороны, возможности и угрозы). Проведенный SWOT-анализ учитывает взаимное влияние отраслей экономики и  социальной сферы, а также внешних условий развития региона (муниципального образования), обусловливающих необходимость повышения его вклада в реализацию целей федерального Правительства, в выполнение общероссийских функций. Осуществляется группировка ключевых проблем социально-экономического развития региона, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Стратегии.

     Результаты  итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем используются для  формирования стратегического видения  и определения миссии (стратегической цели) и стратегических направлений  развития региона (муниципального образования).

     Стратегические  направления развития региона (муниципального образования) детализируются в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей развития региона (муниципального образования) и реализацию целей федерального Правительства, а также (для муниципального образования) региональных органов государственной власти.

     Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы  управления реализацией Стратегии, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, направленное на достижение стратегической цели. Система управления реализацией Стратегии должна ориентироваться на инновационный характер управления развитием региона (муниципального образования), основанный на лучшем опыте и своевременном выявлении проблем в нормативно-правовом регулировании и организации управления социально-экономическим развитием.

     Основным  инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона (муниципального образования). Главный принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.

     Для эффективного управления реализацией  Стратегии формируется система  мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.

     Стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в  первую очередь с регионами-соседями, а также международных связей. Речь идет, в частности, о взаимных поставках продуктов и услуг, кооперации в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, переработки сельхозпродукции, туризма, транспорта, строительства, сотрудничестве в сфере образования и подготовки специалистов, в оздоровительно-рекреационной и спортивной деятельности, реализации инвестиционных проектов, имеющих большое межрегиональное и международное значение, решении общих проблем социально-экономического развития и пр.

     Структура стратегии в соответствии с логикой  ее разработки должна включать:

     анализ  современного состояния дел и  тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;

     оценку  потенциала развития региона (муниципального образования);

     анализ  системы управления регионом (муниципальным  образованием);

     определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической  системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;

     формулирование  основных проблем, на решении которых  необходимо сосредоточить усилия в  ходе реализации стратегии;

     формирование  стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);

     детальное описание системы реализации стратегии, включая набор приоритетов и  систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией стратегии, а также экономико-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации стратегии. 

2.2. Стратегическое планирование в США 

     В 2007 г. Национальная ассоциация губернаторов США (NGA) разработала и провела официальную презентацию стратегической инициативы ”Инновационная Америка”, нацеленной на усиление конкурентоспособности Соединенных Штатов в глобальной экономике на основе повышения способности регионов к инновациям.  Образованная в 1908 г. Национальная ассоциация губернаторов является одной из наиболее влиятельных общественных политических организаций. NGA предоставляет губернаторам широкий спектр услуг: от представительства их интересов в Конгрессе США и в администрации президента до разработки и помощи в реализации инновационных проектов. Для реализации стратегической инициативы ”Инновационная Америка” NGA создала специальную комиссию, состоящую из губернаторов, представителей научного и делового сообществ. Комиссия разрабатывает инновационные образовательные и экономические стратегии, занимается распространением передового опыта с тем, чтобы каждый штат и страна в целом были наилучшим образом подготовлены к конкуренции на мировой экономической арене.

     Задача  стратегической инициативы ”Инновационная Америка” состоит в том, чтобы  вооружить губернаторов штатов инструментами, необходимыми для содействия развитию предпринимательства, улучшения качества математического и научного образования, лучшей координации систем послешкольного образования, разработки региональных инновационных стратегий.

     Главная цель Инициативы заключается в следующем: создание рабочих мест с высокой  заработной платой и повышение жизненного уровня.

     Инновационная инициатива нацелена на то, чтобы дать ответ следующим вызовам, стоящим перед современной Америкой.

      - Подъем экономики азиатских  стран и других государств, ориентированных  на развитие технологий, представляющий  в долгосрочной перспективе угрозу  для обрабатывающих отраслей американской экономики.

     - Потеря США лидерства в области  инноваций и производства продуктов  с высокой добавленной стоимостью.

     - Реализация активных стратегий  инновационного промышленного развития  другими странами.

     - Глобальная конкуренция, осложняющая задачу штатов по сохранению и увеличению числа организаций с высокими заработной платой и добавленной стоимостью.

     - Невозможность конкурировать с  высококвалифицированными низкозарплатными  экономиками других стран на  основе традиционных методов  снижения затрат.

     - Нехватка квалифицированных работниках, способных адаптироваться к технологическим  изменениям и растущему рыночному  спросу в условиях стремительных  технологических изменениях и  возросшей международной конкуренции. 

     - Отсутствие системы сбалансированных инвестиций в образование, НИОКР и предпринимательство, необходимых для инновационной экономики.

     - Отставание по необоронным НИОКР  от основных конкурентов США  - Японии и Германии.

     - Несоответствие структуры подготовки  в американской средней школе требованиям инновационной экономики.

     Пока  США не реагируют на эти вызовы так, как должны. По мнению экспертов  Всемирного экономического форума самой  конкурентоспособной страной мира стала Швейцария, опередив по этому  показателю США, которые опустились на 2-е место из-за "ослабления финансовых рынков и макроэкономической стабильности". В пятерку лидеров входят также Сингапур, Швеция и Дания. В первой десятке по-прежнему преобладают европейские страны, туда попали Финляндия (6), Германия (7) и Нидерланды (10).

     Поэтому Инициатива и нацелена на то, чтобы  активизировать работу губернаторов штатов по созданию хороших рабочих мест, на переосмысление участия штатов в  этом процессе и на оценку роли инноваций  в данном процессе. Именно инновации  позволят экономике США продолжить свой рост, а гражданам - повысить уровень жизни.

     В США накоплен ценный опыт партнерства  власти и гражданского общества в  решении стратегических задач развития, который и предполагается использовать при реализации Инновационной инициативы.

2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии

     Система стратегического планирования Ирландии находится в стадии становления. Значительная работа уже проделана  при подготовке и внесении изменений  в уже существующие стратегические документы в соответствии с новыми возникающими вызовами, другие инструменты еще находятся в разработке.

     К основным современным механизмам стратегического  планирования относятся следующие:

  • Соглашение о Концепции социального партнерства 2006-2015 годы. Навстречу 2016 году. (Ten-Year Framework Social Partnership Agreement 2006-2015. Towards 2016);
  • Новый Национальный план развития на 2007-2013 годы (The new National Development Plan 2007-2013);
  • Национальная пространственная стратегия (The National Spatial Strategy (NSS));
  • Национальный план действий по социальной интеграции (National Action Plan on Social Inclusion).

     Политика  ирландского правительства координируется посредством семилетних планов национального  развития, составляемых на основе консультаций с представителями бизнеса, профсоюзов и региональных властей.

     Соглашение  о Концепции социального  партнерства 2006-2015 годы. Навстречу 2016 году

     Стратегическое  планирование в Ирландии реализуется  через механизм социального партнерства. Ирландские власти исходят из того, что социальное партнерство - важный механизм разработки и реализации стратегии, ориентированной на национальные приоритеты, такие как создание и поддержка условий для существенного роста занятости, финансовой стабильности и реструктуризации экономики в ответ на новые вызовы и возникающие возможности.

     Соглашение  «Навстречу 2016 году» содержит оптимальные  рамки для ответа экономическим  и социальным вызовам будущих  периодов. Каждый предыдущий договор о социальном партнерстве был нацелен на достижение одной определенной цели и являлся инновационным по сути. В этом отношении в соглашении «Навстречу 2016 году» разработана новая концепция, нацеленная на ответ социальным вызовам, с которыми сталкивается каждый человек на протяжении жизни. Соглашение ориентировано на решение проблем детей, молодежи, людей в трудоспособном возрасте, пожилых людей и инвалидов.

     Соглашение  о социальном партнерстве подписано  в Дублине 2 февраля 2006 года. Действующая  на то время Стратегия Национального  экономического и социального совета 2006: люди, производительность и цель.

       В переговорах участвовали: правительство,  профсоюзы, представители работодателей,  организации фермеров, представители  коммун и общественных организаций. 

     Социальные  партнеры договорились о следующей  формулировке видения будущего Ирландии:

     динамично развивающееся интернациональное  государство, в обществе и экономике  которого строго соблюдается принцип  социальной справедливости, экономическое  развитие не нарушает устойчивость окружающей среды, страна конкурентоспособна в международном масштабе.

     Достижение цели, поставленной в соглашении «Навстречу 2016 году», а также видения будущего Ирландии будет осуществляться на основе решения следующих задач:

     Установление взаимодействия между социальной политикой и экономическим процветанием

     Развитие преуспевающей экономики, основанной на знаниях

     Переориентация ирландской социальной политики

     Интеграция экономики в рамках всей страны

     Углубление потенциала, достижение более высокого уровня занятых в трудоспособном возрасте и более успешное управление диверсификацией, включая иммиграцию.

     Общая цель Соглашения заключается в реализации видения Ирландии, достижение которого потребует длительного времени  и формирования новой социальной политики, основанной на жизненном  цикле граждан.

     Принятие  концепции жизненного цикла является основной инновационной характеристикой  Соглашения. Подход жизненного цикла  ставит человека в центр политики развития, определяя риски, с которыми он сталкивается, и поддерживая его  возможности противостоять этим рискам на основных стадиях жизни: детство, трудоспособный возраст, пожилой возраст и люди с ограниченными возможностями.

     Соглашение  содержит перечень предложений по поддержке  роли коммун и общественных организаций  в работе по реализации мероприятий  Соглашения на основе подхода «жизненного цикла»: обеспечение совершенствования финансирования этого сектора и привлечение благотворительных организаций и волонтеров.

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования