Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:13, курсовая работа
В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Стратегическое планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности. Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы. Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и ис
Введение 3
1.Сущность стратегического планирования 5
2.Основные этапы стратегического планирования 12
3.Основные разделы бизнес – плана и их содержание 28
Заключение 39
Список литературы 41
Оглавление
Введение
1.Сущность
стратегического
планирования
2.Основные этапы стратегического планирования 12
3.Основные разделы бизнес – плана и их содержание 28
Заключение
Список
литературы
Введение
В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Стратегическое планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности. Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы. Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение. Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.
Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества: делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий; проясняет возникающие проблемы; стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе; улучшает координацию действий в организации; создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров; увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; способствует более рациональному распределению ресурсов; улучшает контроль в организациях.
Планирование ведет к достижению фирмой экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях.
Современный рынок предъявляет серьезные требования к каждому предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного отношения к стратегическому планированию. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности; высокая нестабильность внешних условий и факторов; новый стиль руководства персоналом; усиление центробежных сил в экономической организации. От способности работников и прежде всего руководителей заниматься стратегическим планированием во многом будет обеспечен успех развития всей компании Именно это отражает актуальность темы курсовой работы, так как технологией стратегического планирования должны владеть все современные специалисты и участники рынка.
Цель представленной курсовой работы заключается в изучении технологии стратегического планирования и в детальном рассмотрении процесса составления бизнес- плана.
Основой любого стратегического плана является бизнес- план, а поэтому изучение процедуры его разработки также является и актуальной задачей исследования .Кроме этой задачи, в работе были реализованы и другие :
- исследование составляющих этапов стратегического планирования,
-рассмотрение
особенностей методики
В данной курсовой работе рассмотрены следующие вопросы:
В конце
работы приведен список литературы.
1. Сущность стратегического планирования
Понятие «планирование деятельности предприятия (организации)» употребляется в научной литературе в двух значениях:
- как общеэкономическое понятие с точки зрения общей теории фирмы, ее природы;
-
как конкретно-управленческое (при
этом планирование - одна из функций
менеджмента, умение
С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, который используется в целях развития организации и роста эффективности ее деятельности.
В рыночной системе хозяйствования главным координатором ее участников и их деятельности являются цены. Именно в цене определяются выгодные для продавцов и покупателей способы производства и объемы потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире фирма - всего лишь составляющая большой системы, выполняющая свою роль в ее формировании и развитии. Однако во внешней среде каждая хозяйственная единица самостоятельно выбирает механизм своей деятельности.
Руководитель осознанно определяет основные направления внутрифирменной деятельности своего предприятия. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений. Таким образом, участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка; их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.
В
контексте конкретно-
Планирование - одна из функций управленческой деятельности, которая состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы для развития предприятия и его подразделений.
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого его подразделения на установленный период; в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Поэтому планирование призвано обеспечивать взаимосвязь отдельных структурных подразделений любой организации, включающих всю технологическую цепочку производства и продвижения продукции или услуги на рынке. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры и т.д.
Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных предприятием, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть, а предвидеть - это уже почти действовать». При этом планирование - не просто умение предусмотреть все необходимые действия, но способность предвидеть любые неожиданности и уметь с ними справляться. Предприятие не может полностью устранить риск в своей деятельности, но оно способно управлять им при помощи эффективного предвидения, т. е. планирования.
Планирование необходимо для достижения предприятием следующих основных целей:
- увеличение контролируемой доли рынка;
-
предвидение требований
-
выпуск продукции более
-
обеспечение согласованных
- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
- поддержание репутации фирмы у потребителей и т.д.
Задачи планирования определяются каждым предприятием самостоятельно в зависимости от его деятельности. В целом их можно сформулировать следующим образом:
- планирование роста прибыли;
- оптимизация издержек и, как следствие, их уменьшение;
- увеличение доли рынка и доли продаж;
- улучшение социальной политики фирмы и т.п.
Таким образом, основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществление важнейших функций - планирования производства и сбыта, маркетинга, производительности, инноваций и др.
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности организации. Соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов его деятельности. А. Файоль так определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий, - это единство планов, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.
Планирование деятельности в организации должно осуществляться на основе таких принципов, как принцип единства планов, координации и интеграции, участия, непрерывности, гибкости, точности.
Принцип единства планов предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.
Элементами планирования в организации являются подразделения и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь подразделений должна осуществляться на основе координации на горизонтальном уровне, т.е. на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного, коммерческого и финансового отделов).
Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов организации как системы становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений ( подразделений), т.е. единства в рамках управленческой иерархии, и их интеграции.
Внутреннее планирование должно осуществляться на основе координации и интеграции плановой деятельности отдельных функциональных подразделений и заключается в том, что:
-
нельзя планировать эффективно
деятельность любого отдела
- изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений.
Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая подсистема действует исходя из общей стратегии, а каждый отдельный план является частью более высокого подразделения или организации в целом. Все планы, созданные в организации,- это не просто совокупность, набор документов, но их взаимосвязанная система. Следовательно, в экономической организации планирование осуществляется в единой системе. Таким образом, соблюдается принцип единства.
Принцип участия тесно связан с принципом единства планов. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
Планирование - это непрерывный процесс. Смысл принципа непрерывности заключается в том, что: