Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического
планирования;

Содержание

Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

региональное стратегическое планирование.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Среди стратегических операционных целей  и первоочередных задач, на выполнении которых сосредоточились как представители власти, бизнеса, так и отдельные общины области, отметим развитие кластеров — специфических объединений, деятельность которых должна предоставить новые возможности для экономики. Кластеры являются одной из распространенных в мире моделей успешного развития экономики страны на уровне регионов. В Украине также обратили внимание на такую модель сотрудничества. В экономических источниках можно встретить несколько определений понятия "кластер". В контексте нашей областной стратегии можно сказать, что кластер — это объединение предприятий и других субъектов хозяйствования, которые размещены в одном регионе, технологически связаны друг с другом или взаимозависимы на определенном рынке, а также имеют цель — совместное производство и реализацию инновационной продукции.

     Поиск путей успешной реализации стратегии  — также непрерывный процесс. Одни стратегические задачи решаются легко, а другие — никак не могут  осуществиться. Реализация стратегии  возможна при совместном влиянии всей совокупности управленческих решений и поэтапных действий, выполняемых разными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия — все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона.

     На  региональном уровне точкой отсчета  для реализации стратегического  управления служит концепция социально-экономического развития, выполняющая следующие функции: формирования определенной системы ценностей, определения стратегических целей и приоритетов развития, консолидации общества и мобилизации ресурсного потенциала для реализации поставленных целей, расчета средств для их реализации. Концепция основывается на идее развития, которая опирается на рад организационно-управленческих принципов:

— принцип  стратегического управления, основанный на программно-целевом подходе;

— принцип  системности управления и комплексности социально-экономического развития региона;

— принцип  мобилизации ресурсов, связанный  с рыночным механизмом стимулирования хозяйственной деятельности;

— принцип  согласованности интересов органов  государственной власти, бизнеса  и общественных институтов в долгосрочном аспекте;

— принцип  легитимности — принятие основной массой населения стратегии регионального  развития, представленной в концепции.

     В концепции формулируются основная идея и единая стратегия развития с учетом разных интересов и позиций. Система ценностей концепции основана на рассмотрении индивида как полноправного субъекта общественных отношений, обусловленных культурным климатом, общественно-политической, экологической и экономической обстановкой в регионе. Эти факторы определяют пределы жизнеспособности системы ценностей концепции. Именно такие принципы могут быть применены при разработке системы стратегического управления на региональном уровне. В украинских условиях они могут выступать точкой отсчета в выборе стратегии социально-экономического развития регионов.

 

2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

2.1. Развитие регионального стратегического планирования в России

     В России как федеративном государстве  задачи государственного управления региональным развитием решаются на федеральном и региональном уровнях.

     Субъекты  Российской Федерации в рамках собственных  полномочий осуществляют развитие управление своими территориями прежде всего путем  разработки и реализации стратегий  и программ социально-экономического развития. При этом возможности большинства регионов финансировать соответствующие мероприятия из собственных бюджетов крайне ограничены. Скромна и поддержка из федерального бюджета.

     Эти ограничения являются следствием того, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов XX века государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, фактически исчерпала себя. Стратегический вызов прежней государственной политике определялся прежде всего тем, что унаследованная Россией от СССР региональная организация вступила в период масштабной перестройки, получившей в современной литературе название «новой регионализации России». Суть данного процесса заключается в появлении новых регионов как культурных и социально-экономических образований, выстраиваемых на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне старых административных границ под влиянием глобализации, становления постиндустриальной экономики, роста значения крупнейших городов и т.д. [5].

     В этих условиях сохранение прежней политики, ориентированной на выравнивание уровней  развития регионов и сокращение различий между ними стало приводить к  обратному результату – росту  территориальных диспропорций. В  то время, как одни города и территории быстро переходят к постиндустриальному развитию, другие оказываются в ситуации деиндустриализации и частичного возврата к архаичным формам хозяйства. Данный процесс привел к возникновению целого комплекса новых социально-экономических проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны: это – низкие уровень и качество жизни населения, недостаточные темпы роста экономики и т.д.

     В то же время при переходе к постиндустриальной стадии развития повышение уровня и качества жизни населения становится не только результатом, но и важным условием роста экономики и сохранения ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность экономики и качество жизни оказываются связанными через понятие «человеческий капитал». Регионы с более низкими уровнем и качеством жизни теряют население, причем в первую очередь – наиболее квалифицированные кадры, что углубляет их отставание по таким показателям, как производительность труда, инвестиционный потенциал и др.

     В контексте будущего развития России наличие стратегического вызова «новой регионализации» и порожденного им комплекса проблем определяет необходимость повышения эффективности  государственного управления региональным развитием и требует нового подхода, носящего комплексный характер, опирающегося на стратегическое мышление и обновленную методологию программно-целевого управления. В частности, кризис региональной политики «выравнивания» заставляет говорить о необходимости совершенствования программно-целевого метода управления и разработки нового поколения целевых программ, а также перехода к стратегическому планированию, учитывающему макрорегиональные цели и федеральные приоритеты.

     К началу 2000-х годов были созданы  предпосылки для разработки стратегий развития субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований. Дополнительным фактором, способствующим запуску данного процесса, стало формирование рынка консалтинговых услуг в области стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований.

     Важную  роль сыграло то, что на федеральном  уровне было обеспечено государственное  стимулирование формирования такого рынка. Принят ряд нормативных актов, по сути обязывающих регионы разрабатывать  документы стратегического характера, разработан стандарт стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и т.д. Сформировался пул консалтинговых компаний, которые уже приобрели опыт разработки стратегий и программных документов развития регионов и муниципальных образований, продолжают совершенствовать подходы к разработке этих документов, участвуют в их реализации. Это обеспечило поддержание достаточно высоких требований к качеству работ и профессиональный характер их выполнения с постоянным расширением набора услуг. Помимо разработки стратегических и программных документов в настоящее время консалтинговые компании предлагают администрациям регионов и муниципальных образований целый спектр инструментов управления развитием территорий, обеспечивающих реализацию разработанных стратегий и программ [1; 3; 4; 7; 8].

     При разработке стратегии социально-экономического развития (далее – Стратегия) администрация  региона (муниципального образования) исходит из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона (муниципального образования) целям и приоритетам федерального Правительства, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, посланиях Президента Российской Федерации, отраслевых стратегиях федеральных министерств и ведомств.

     При разработке стратегии развития муниципального образования также учитывается  стратегия развития субъекта Федерации, в который входит данное муниципальное  образование.

     Соответствие  стратегических целей развития Российской Федерации и стратегических направлений развития региона (муниципального образования) обеспечивает проекцию целей Правительства Российской Федерации на региональный (муниципальный) уровень.

     Осуществление целей федерального Правительства на региональном и муниципальном уровнях предусматривает:

     ориентацию  на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек  роста – общенациональных, макрорегиональных, региональных и локальных, которые  выполняют функции «ведущего  звена» для экономической системы региона (муниципального образования); выявление и активизация потенциала новых «точек роста»;

     обеспечение комплексного, или системного подхода, обеспечивающего учет и максимальное использование синергетических  эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, способствующих росту экономики региона (муниципального образования);

     преемственность программных документов (федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, отраслевых стратегий и программ различного уровня и т.д.);

     реализацию  уникального потенциала региона (муниципального образования), участвующего в социально-экономическом  развитии России и выполняющего весьма значимые общероссийские функции.

     Успешное  решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь  от решения двух основополагающих задач  регионального/муниципального управления:

     определение миссии (стратегической цели) и направлений социально-экономического развития региона (муниципального образования) в рамках стратегического видения образа его будущего;

     формулирование  плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых администрацией региона (муниципального образования) и обеспечивающих реализацию поставленных целей.

     Участие региона (муниципального образования) в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется его экономико-географическим потенциалом  и сложившейся структурой экономики  и социальной сферы. С этих позиций объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), их значение для функционирования социально-экономической системы России (а для муниципального образования – также для функционирования социально-экономической системы региона), прямой и косвенный вклад в достижение приоритетных целей федерального Правительства и целей, определяемых администрацией региона.

     Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

     миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);

     стратегические  направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;

     стратегические  действия – комплексы программных  мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью  которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона (муниципального образования).

     На  каждом уровне устанавливается соответствие между:

     стратегическими целями и направлениями развития региона (муниципального образования), с одной стороны, и целями федерального Правительства (а для муниципального образования – также целями, определенным администрацией региона), с другой.

     стратегическими целями и направлениями развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), с одной стороны, и стратегиями федеральных и (для муниципального образования) региональных органов государственной власти, с другой;

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования