Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического
планирования;
Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
За управление реализацией Соглашения на протяжении всего десятилетнего периода будет отвечать специально созданная Наблюдательная группа. Будут проводиться ежеквартальные заседания для мониторинга и обсуждения текущих отчетов, а также ежегодные официальные встречи всех сторон, участвующих в Соглашении.
Заключение
Разработка стратегий развития территорий – это не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих регионов и муниципальных образований. Поэтому необходимыми условиями для успешной разработки и реализации Стратегии являются:
согласование отраслевых приоритетов Стратегии с профильными федеральными министерствами и ведомствами;
участие бизнеса в разработке Стратегии, в частности, руководства крупнейших предприятий и естественных монополий, работающих на территории региона (муниципального образования), для согласования с корпоративными стратегиями.
Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что администрация региона (муниципального образования), выступающая основным заказчиком Стратегии, не может ограничиться взаимодействиями только с профильными федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии – не кабинетный, а коммуникативный процесс, в который необходимо вовлечь все значимые субъекты, имеющие и готовые обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития региона или муниципального образования.
Такими качествами «стратегических субъектов», или «стейкхолдеров» развития российских территорий, помимо администраций регионов и муниципальных образований, соответствующих законодательных и представительных органов, федеральных министерств и ведомств, естественных монополий, также обладают:
бизнес-сообщество, в том числе инвесторы, промышленные предприятия и малый бизнес;
инновационное сообщество, в том числе организации, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию,
малый инновационный бизнес, научная общественность;
население территории, выражающее свою позицию через органы территориального общественного самоуправления, общественные организации, а также посредством участия в выборах и референдумах.
Одна из проблем, которая возникает при взаимодействии «стратегических субъектов» развития территории – это согласование региональных, отраслевых и корпоративных стратегий. В процедурном плане можно выделить два типа, или стиля взаимодействия при осуществлении подобных согласований:
лоббирование;
содержательное обоснование и взаимодействие, опирающееся на согласование стратегических целей и приоритетов.
Конечно,
во взаимодействии региона (муниципального
образования) с федеральными министерствами
и ведомствами, естественными монополиями
и крупным бизнесом иногда более эффективно
прямое лоббирование. Однако и здесь в
большинстве случаев не обойтись без содержательной
коммуникации, обосновывающей общность
интересов сторон переговоров, объективно
выступающих в качестве партнеров в поле
региональной политики. При этом доля
содержательной коммуникации возрастает
в той мере, в какой к коммуникациям приходится
подключать все более широкий круг «стратегических
субъектов» развития территории.
Список использованной литературы
1.
Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова
П.11. Основы региональной экономики.
2. Волков Ю.Г. Регионоведение. М.:
3. Гладкий Ю.Н.. Доброскок В.А., Семенов СП. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2007 - 752 с.
4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев Л.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В.Л.. 2006 - 659 с.
5.
Гранберг Л. Г. Основы
6. Кузнецов Н. Г.. Тяглов С. Г. Региональная экономика» М.: Проспект. 2006 -349с.
7. Морозова Т. Г. Региональная экономика» Москва.: Дрофа. 2006 - 381с.
Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования