Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического
планирования;

Содержание

Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

региональное стратегическое планирование.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Важным  принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.

     Реализация  этого положения означает:

     - расширение возможных источников  финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы;

     - снижение затратности социальной  сферы за счет режима экономии  ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий, структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом налоговых льгот и наибольшего благоприятствования;

     - проведение политики развития  конкуренции на рынке социальных  услуг с обязательным контролем  органов регионального управления  за качеством услуг; стимулирование  создания конкурентной среды  на монопольных рынках социальных  услуг; проведение конкурсов и торгов за право выполнения социальных услуг; формирование муниципального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы.

     Еще одним направлением модернизации региона  является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных производств и новых технологий.

     Регион  должен более активно участвовать  в формировании приоритетных направлений  по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий, должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка инновационного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств.

     Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отраслей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона.

     Реструктуризация  промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и среднего предпринимательства.

     Производства  массового и крупносерийного  характера в большинстве отраслей промышленности в условиях кризиса  недостаточно рентабельны. Поэтому  необходима поддержка политики сокращения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.

     Проведение  политики диверсификации позволит на базе крупных промышленных предприятий  сформировать несколько средних  и малых, более эффективно использующих те же производственные мощности. Однако это возможно лишь при условии создания определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий и разделения собственности. Одним из вариантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий.

     Поддержка малого и среднего предпринимательства  необходима для проведения регионом политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.

     Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях, замкнутых на рынке региона.

     Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована  на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической независимости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего производства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобализации экономических связей. Речь идет о корректировке экономических связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.

     Создание  кооперационных структур в виде максимально  замкнутых в пределах региона  технологических цепочек производителей продукции позволит обеспечить более  полную загрузку производственных мощностей, снизить издержки, получить экономию на налогах.

     Реструктуризация  экономики страны на современном  этапе невозможна без поддержки  ресурсосберегающих и энергосберегающих  производств, проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресурсов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на платежеспособный спрос, поэтому ресурсосбережение можно рассматривать как основной критерий оценки мер по реструктуризации и развитию данного производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Предприятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и раскрывать альтернативные возможности по их использованию, особенно в случае получения инвестиционных кредитов.

     Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, распределения дотаций и трансфертов  по регионам страны. Для реализации этого направления необходима политика жесткого контроля за доходами и расходами  региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона.

     Повышение эффективности регионального хозяйства  возможно также через повышение  производительности, загрузки и эффективности  использования производственных мощностей, чего можно достичь за счет внедрения  интенсивных технологий и, как следствие, сокращения расходов.

     Долгосрочным  перспективным направлением реализации данных мероприятий является достижение финансовой стабильности регионального  бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования.

     Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:

     - проведение целенаправленной структурной,  научно-технической и инвестиционной  политики;

     - решение социальных проблем при  реформировании экономики;

     - стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

     Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.

     Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической  реорганизации научно-технического становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.

     Решение социальных проблем является важнейшим  критерием эффективности проводимых в стране реформ.

     В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:

     - в рамках долгосрочной перспективы  глобальной целевой установкой  при проведении социальной политики  является приближение уровня  жизни россиян к стандартам постиндустриального общества;

     - в рамках среднесрочного периода  ставится задача достижения докризисного  уровня жизни населения России;

     - в качестве оперативной цели  можно поставить задачу обеспечения  условий для физического выживания людей, предотвращения социального взрыва в обществе.

     В области стимулирования деловой  активности в реальном секторе экономики  важнейшими мерам являются:

     - установление в законодательном  порядке минимальных размеров  гарантированной заработной платы,  которая отражает цену неквалифицированного труда и должна быть ориентирована на прожиточный минимум в стране; приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с величиной прожиточного минимума;

     - гарантирование своевременности  выплаты заработной платы работодателем;

     - законодательное определение способа  и порядка индексации доходов  населения в целях сохранения  реальной покупательной способности  Денежной заработной платы в  условиях инфляции;

     - сокращение имущественного расслоения  населения, преодоление необоснованно высоких различий в уровнях доходов зажиточной части и бедных слоев населения.

       
 
 

     1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем

     Общая тенденция  в развитии стратегического управления состоит в переходе от управленческой функции "планирование" к управленческой функции "организация". Определенный сдвиг ориентиров в пользу организации проявляется не только в повышении интереса к системной теории и гибким организационным формам, но и в структурной переориентации стратегического управления, которое основывается преимущественно на концепции ключевых компетенций. Последняя представляет собой коллективную конструкцию, охватывающую множество отдельных компетенций и формирующую целостную, общефирменную способность решать стратегические задачи. Сторонники данного подхода считают, что стратегическое управление полностью должно превратиться в управление ключевыми компетенциями.

     Регион  можно считать реально существующим, если он создает организационную  основу для экономики. В общем значении можно допустить, что экономический регионализм представляет собой совокупность процессов воспроизводства, базирующихся на специфике территориальной структуры экономики, культурных форм, природных и трудовых ресурсов. Становление целостных механизмов и структур воспроизводства в процессе развития формируют регионы разного уровня сложности, которые могут локализоваться на тех или иных участках территории.

     Цели  региональной политики соотносятся  с меняющейся системой ценностей. В  связи с переходом к информационной цивилизации общество движется к общечеловеческим ценностям. Региональная политика оптимальна только в том случае, когда граждане имеют правовое равенство, когда их социокультурный, экономический и политический статусы не зависят от места их проживания (в регионе, центре или провинции); равенство касается самых разнообразных сфер социального пространства.

     Расхождения систем управления на уровне фирм и  регионов обусловлены составом, структурой, количеством и характеристикой  используемых у них социальных средств, которые собственно являются объектом и предметом управленческой деятельности. Таким образом, по-разному реализуется и стратегическое управление. Для региональных систем, построенных на социальных процессах жизнедеятельности людей в рамках экосистемы, стратегическое управление является основой. Организации (фирмы) функционируют, прежде всего, в региональной системе как ее элементы, и поэтому стратегия их развития в значительной степени определена стратегией развития региона.

     Для региональных социально-экономических систем содержание стратегического управления состоит в сохранении жизни населения в рамках территориальных границ экосистемы с учетом природно-географических, климатических и исторически сформированных экономических особенностей территории. В соответствии с этим должно формироваться стратегическое управление — удовлетворять необходимые потребности человека путем обеспечения необходимых условий жизнедеятельности. В то же время стратегия организации направлена на сохранение и развитие процессов производственно-хозяйственной деятельности. В отличие от стратегического управления региональными социально-экономическими системами, решения стратегического менеджмента всегда экономически интерпретируются и должны быть экономически обоснованными.

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования