Внедрение системы контроллинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целевая задача контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

Основные задачи, которые нужно решить:

•Оптимизация управления организационной структурой компании.
•Организация эффективной системы учета операций и результатов.
•Внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности.
•Обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании.
•Автоматизация систем учета и управления компанией.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и теоретические аспекты контроллинга 4

1.1. Понятие контроллинга 4

1.2. Область применения 4

1.3. Виды контроллинга 5

1.4. Методы и инструменты контроллинга 8

1.4.1. Balanced Scorecard - Сбалансированная система показателей 9

1.4.2. Расчет себестоимости по видам деятельности (Activity Based Costing, ABC) 10

1.4.3. Six Sigma Quality Standard (Стандарт качества Шесть Сигма) 12

1.5. Контроллинг – процесс 16

2. Анализ финансового состояния промышленного предприятия 20

2.1. Перечень основных финансовых индикаторов промышленного предприятия 20

2.2. Методика расчета основных финансовых индикаторов промышленного предприятия 22

2.2.1. Анализ оборачиваемости (деловой активности). 22

2.2.2. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности 24

2.2.3. Расчет рентабельности 27

2.2.4. Определение характера, расчет и оценка финансовой устойчивости организации. 28

2.3. Группировка организаций по критериям оценки финансового состояния 31

3. Особенности процедуры и рекомендации по внедрению контроллинга 35

3.1. Внедрения контроллинга на промышленном предприятии 35

3.2. Подготовительный этап 35

3.3. Этап внедрения 36

3.4. Автоматизация 43

Заключение 44

Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

контроллинг.docx

— 421.21 Кб (Скачать)
 

Введение 3

1. Понятие и теоретические аспекты контроллинга 4

1.1. Понятие контроллинга 4

1.2. Область применения 4

1.3. Виды контроллинга 5

1.4. Методы и инструменты контроллинга 8

    1.4.1. Balanced Scorecard - Сбалансированная система показателей 9

    1.4.2. Расчет себестоимости по видам деятельности (Activity Based Costing, ABC) 10

    1.4.3. Six Sigma Quality Standard (Стандарт качества Шесть Сигма) 12

1.5. Контроллинг – процесс 16

2. Анализ финансового состояния промышленного предприятия 20

2.1. Перечень основных финансовых индикаторов промышленного предприятия 20

2.2. Методика расчета основных финансовых индикаторов промышленного предприятия 22

    2.2.1. Анализ оборачиваемости (деловой активности). 22

    2.2.2. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности 24

    2.2.3. Расчет рентабельности 27

    2.2.4. Определение характера, расчет и оценка финансовой устойчивости организации. 28

2.3. Группировка организаций по критериям оценки финансового состояния 31

3. Особенности процедуры и рекомендации по внедрению контроллинга 35

3.1. Внедрения контроллинга на промышленном предприятии 35

3.2. Подготовительный этап 35

3.3. Этап внедрения 36

3.4. Автоматизация 43

Заключение 44

Список литературы 46 
 
 

 

Введение

     В последние годы все чаще среди  российских ученых и практиков в  области экономики и управления используется термин контроллинг. Каждый трактует его по-своему. Некоторые  говорят, что контроллинг - это внутренний контроль, другие же считают, что контроллинг  сродни аудиту. Специалисты в области  автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) полагают, что  контроллинг - это практически, то же самое, что и АСУП, но лишь с учетом новых условий хозяйствования. Контроллинг сравнивают также с системой программно - целевого планирования. Чаще всего контроллинг отождествляют частично или полностью с управленческим учетом.

     По  сути, ни с одним из приведенных выше определений контроллинга нельзя в полной мере согласиться. В системе контроллинга есть место и управленческому учету, и контролю, и аудиту и программно-целевому планированию, но это еще далеко не все базовые принципы, инструменты и методы контроллинга.

     Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью  предприятий), обширную систему информационного  снабжения предприятия, систему  оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.

     В различных странах занимающиеся контроллингом менеджеры (контроллёры) могут иметь различный уклон. Так например в США присутствует сильный финансовый уклон (бюджетирование, управление страховками, управление налоговой  стороной и т. д.), а в Германии более сильно развито управление затратами и их планирование и т. д.

Практика контроллинга была заимствована из Англии как часть  общепринятой практики бизнеса в  соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х  годов. Сам термин «controlling» зародился  в Америке, в 70-е годы понятие "контроллинга" перекочевало в Западную Европу, а  затем, вначале 90-х, в СНГ.

     Целевая задача контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

     Основные  задачи, которые нужно решить:

  • Оптимизация управления организационной структурой компании.
  • Организация эффективной системы учета операций и результатов.
  • Внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности.
  • Обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании.
  • Автоматизация систем учета и управления компанией.
  1. Понятие и теоретические аспекты контроллинга
    1. Понятие контроллинга

     Контроллинг - это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно - аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

     Контроллинг - технология управления различными областями финансово - хозяйственной деятельности компании, включающая в себя:

  • определение целей деятельности, отражение этих целей в системе эффективных и сбалансированных показателей (KPI),
  • регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей
  • анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых
  • принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.

     В определении, термин объединяет 2 составляющие: контроллинг как философия и  контроллинг как инструмент.

     Контроллинг как философия - философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.

     Контроллинг как инструмент - ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно - аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

    1. Область применения

     В зависимости от сферы воздействия  контроллинг системы создаются  специфические механизмы. Контроллинг  НИиКоР, отличается от контроллинга логистики, производства. Финансовый контроллинг  всей организации отличается от контроллинга маркетинга, системы менеджмента  качества или от системы управления рисками и т. д. Можно перечислить  некоторые распространённые сферы  действий контролеров:

  • Бюджетирование
  • Оперативное планирование
  • Стратегическое планирование
  • Управленческий учёт и анализ затрат
  • Налоговое планирование
  • Планирование инвестиций и финансирования
  • Страховая деятельность
  • Информационное обеспечение
  • Координационная деятельность
  • Контроль подразделений
  • Контроль продукционной программы
  • Взаимодействие с налоговыми органами
    1. Виды  контроллинга

     Сущность  оперативного контроллинга заключается в формировании средств и методов эффективного управления текущими целями предприятия, которые могут быть определены как прибыльность и ликвидность.

     Сущность  стратегического  контроллинга заключается в обеспечении выживаемости предприятия, его ориентации на потенциал успеха, который может быть охарактеризован как шансы и риски.

     Стратегический  контроллинг должен обеспечить выживаемость предприятия, отслеживание намеченных целей развития и достижение долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами. Основными направлениями анализа стратегического контроллинга являются:

  • анализ внешней и внутренней среды
  • анализ конкуренции
  • анализ ключевых факторов успеха
  • формирование портфеля стратегий
  • анализ стратегических планов и подконтрольных показателей деятельности
  • анализ цепочки ценностей
  • анализ стратегического позиционирования
  • анализ затрато - образующих факторов
 

   Стратегический  контроллинг - ориентирован на долгосрочные перспективы. Объектами контроля, а, следовательно, и контролируемыми величинами являются такие показатели, как цели, стратегии, потенциалы и факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, рубежи и последствия.

   Можно выделить наиболее важные практические инструменты и принципы стратегического  управления, которые используют стратегический контроллинг:

  • Матричные аналитические инструменты
  • Анализ сильных и слабых сторон
  • Принципы управления спросом и предложением
  • Принципы финансовой оценки стратегических планов
  • Разработка сценариев
  • Функционально-стоимостной анализ
  • Стратегическое управление затратами
 

     Главной целью оперативного контроллинга является создание такой системы управления, которая эффективно помогает достигать  текущие цели предприятия, а также  оптимизирует соотношение «затраты - прибыль».

     Оперативный контроллинг - ориентирован на краткосрочные цели и контролирует такие основные показатели, как рентабельность, ликвидность, производительность и прибыль.

     Арсенал основных методов и инструментов оперативного контроллинга сильно отличается от стратегического. Наиболее известными являются следующие инструменты:

  • GAP - анализ - анализ отклонений (разрывов)
  • Портфолио-анализ - анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков
  • CVP - анализ – анализ соотношения «затраты – объем - прибыль»   (Cost – Volume - Profit)
  • АВС - анализ
  • Планирование потребности в материалах
  • Финансовый анализ показателей деятельности
  • Статические и динамические методы инвестиционных расчетов
  • Бюджетирование
  • Функционально - стоимостной анализ

Информация о работе Внедрение системы контроллинга на предприятии